Поиск на сайте

Кимжа, Ковда, Печа, Едома, Пинега, Пегрема… Какие-то мистические слова? Нет, это никакие не выдуманные названия фантастических мест – это всё на карте России.Русский Север, топонимика которого несёт отпечаток финно-угорской цивилизации

Большое искусство

«Русский Север» – так называется персональная выставка фотографа Георгия Колосова, открывшаяся в Ставрополе. Он всю жизнь посвятил изучению таинственной северной земли. Вернее сказать, не изучению, а постижению: фотограф ведь не ученый, он вооружен не холодным рассудком, а эмоциями и духовностью.

Колосов начал профессиональный путь в фотоискусстве в 1976 году, а спустя пять лет отправился на русский Север. На то, чтобы создать одноименный цикл, он потратил целое десятилетие – на выставке более ста снимков в разных жанрах: портреты, архитектурный пейзаж…

Работы Колосова сегодня хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург) и Национальной библиотеке Франции. Он считается едва ли не живым классиком, хотя сам такие эпитеты не любит. Творил всю жизнь он в технике пикториализм (от слова pictorial – живописный), которая была популярна на рубеже XIX-XX столетий.

Суть такого художественного приема – чтобы фотография была почти неотличима от живописи или графики. Сделать это, конечно, очень сложно: нужно тончайшее ощущение композиции и света. Кстати, сам Колосов изобрел несколько мягкорисующих объективов – они скрадывают мелкие детали (например, морщинки на коже), еще сильнее сближая фотоснимок с картиной.

Глядя на снимки Колосова, кажется, будто они постановочные – на самом деле, как мастер признается на встречах с молодыми авторами (в Ставрополь приехать 74-летний  фотохудожник не смог), он всегда лишь фиксировал увиденное.

- Художник в фотографе рождается, когда в нем умирает хроникер. Тогда его перестает интересовать событие, зато увлекает форма, – говорит сам фотограф.

Русский Север, каким его увидел  и показал нам Колосов, – это вовсе не красивые картинки из туристических буклетов про Карелию и Астраханскую область. Это настоящие медвежьи углы, где сохранился какой-то подлинный «северный дух».

Он во всем: от изможденных лиц стариков – последних обитателей заброшенных деревень - до покосившихся и забытых Богом и людьми деревянных церквушек.

Тягостно наблюдать, как медленно умирает этот северный край. Но если уже на снимках, сделанных Колосовым три десятилетия назад, все признаки увядания русского Севера – то что же там осталось сегодня?!

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях