Поиск на сайте

Путешественница из Ставрополя побывала в тайском монастыре и написала об этом сказку 

Творчество 

Провалы, которые вдохновляют 

«Вызывайте пожарных, потому что я огонь!» Эта шутка, гуляющая по интернету, и не шутка вовсе, если присмотреться к некоторым людям. К таким, например, как Вероника Щелкунова, в творческих кругах известная как Вероника Барселоника. 

«Открытая» писала о ней, когда девушка прошла весь северный берег Испании по старинному паломническому пути Сантьяго. Тогда ей было 20. Сейчас 25, и время Вероника зря не теряла. 

Побывала в десятке стран. Жила в монастыре в Таиланде. Работала волонтером во Франции. Водила маршруты по Испании, Турции и Крыму, по дороге обучая туристов иностранным языкам. Бороздила Балтику на фрегате «Штандарт» в качестве бортового репортера. Сняла клип на свою песню и короткометражный художественный фильм, к которому сама же написала сценарий и сыграла главную роль. Открыла НКО и канал на YouTube, записала четыре музыкальных альбома и выиграла три гранта... 

Может, у Вероники родители – долларовые миллионеры и девчонке нечем заняться? Нет, все ее проекты – результат выдумки, упрямства и умения идти вперед, даже когда ноги подгибаются от страха или усталости. А такое случается нередко, и это невидимая сторона жизни людей с огоньком.  

Вероника


«Когда мне пишут что-то наподобие «ах, как прекрасно, что ты так много успеваешь в творчестве», я вот думаю, рассказывать ли, какие жуткие от этого бывают отходняки. 
Что я не могу слушать свои песни. 
Что меня тошнит от звучания моего голоса. 
Что мои рисунки вызывают во мне приступы апатии. 
Что я хожу по городу в попытках заткнуть внутренний голос, потому что он мне безумно надоел. 
Стоит ли вообще о таком говорить вслух?»  

Опубликовав этот пост, Барселоника сама себе ответила: стоит. И взялась за новый проект под названием «Моя история». Его герои – успешные известные жители Ставрополя, которые рассказывают… истории своих провалов. И это очень вдохновляющая штука, потому что дает понять: успех не приходит без падения, после которого ты встанешь и попробуешь снова.  

А что помогает подняться самой Веронике? Ответ на этот вопрос можно найти в ее книге. Да-да, еще один пункт в списке достижений 25-летней девушки. Совсем недавно, перед Новым годом, Вероника привезла из московского издательства свою первую книгу «Страна Нави» – сказку для взрослых в жанре магического реализма. 

Эта история про девочку в небесах, и зародилась она несколько лет назад. В фантазиях Вероники еще не было девочки по имени Марта, путешествующей над облаками. Зато в ее реальности была поездка в монастырь Таиланда и дни, наполненные молчанием. А по возвращении – твердая уверенность, что когда-нибудь она расскажет о них. И это будет сказка.  

Со своей первой книгой

Книги на перинах 

Сказка и правда появилась на свет. Но сегодня мы поведем речь не о ней, а об опыте, из которого она родилась. Потому что, во-первых, какой смысл пересказывать волшебную историю, если можно прочесть ее в оригинале? А во-вторых, ужасно интересно, каково это – жить в буддистском монастыре? Какие просветления нисходят на человека в экзотическом храме? И вообще, как туда попасть?  

Для Вероники дорога на территорию вечного лета началась посреди российских крещенских морозов. Она тогда училась в Москве, в Российском государственном гуманитарном университете,  и, затосковав от холодов и экзаменов, решила встретить Новый год в тепле. Купила билет в Таиланд, куда автостопом из Белоруси ехала ее подруга, и встретилась с ней в Бангкоке.  

И устала от этого города Вероника в тот же день.  

«Вечером мы пошли в храм сикхов, – рассказывает она. – Сикхи – это люди, которые ходят в тюрбанах, носят оружие, но очень добры ко всем. Каждый вечер они накрывают столы для желающих, потому что верят: кормя людей, они кормят своего Бога. Но меня куда больше поразили комнаты на втором этаже: там на перинах лежали священные книги, и специальные люди обмахивали их опахалами.  

Народ же в основном тусовался внизу, возле еды. А мне было не по себе на этом ужине, не люблю дармовщину. И вообще, я поняла, что мне не нравится Бангкок: шум, суета, все носятся на мопедах, на улицах нет мусорок, город никогда не спит.  

Мы с подругой знали, что на севере страны есть монастырь, который открыт для всех желающих. И назавтра отправились туда».  

Вероника с подругой по дороге в монастырь Ват Там Вуа

Плюсик в карму 

Как добирались? Автостопом. За пределами столицы местные жители не понимали по-английски, но все хотели помочь. В этой стране, говорит Вероника, благодарят не того, кто оказывает помощь, а того, кто ее принимает: за то, что дали возможность помочь, а значит, очистить карму. 

«Выезжаешь из Бангкока – и попадаешь в другой мир. В восемь вечера жизнь в провинции замирает, ворота закрывается, на улицах ни души.  

В первый день было жутковато идти по закоулкам пустого, будто вымершего городка. Наконец, набрели на отельчик. Спрашиваем: «Можно поставить палатку у вас на заднем дворе?» – «Нет, – отвечают, – не положено». И тут же предлагают: «Давайте мы за свой счет оплатим вам комнату!» Теперь не согласились мы: с какой стати за нас кто-то должен платить? В конце концов нас все-таки пустили во дворик».  

Работники отеля пошли навстречу девушкам и получили свой плюсик в карму, как и многие другие, кто встречался им на пути – подвозил, поил водой и угощал чипсами. С их помощью через три дня подруги добрались в Ват Там Вуа – один из красивейших храмов Таиланда, зажатый в долине между гор.  

В монастыре Ват Там Вуа

Подарок от настоятеля 

Монастырь живет за счет подношений и круглый год принимает всех желающих. Девушкам из России выдали по тонкому матрасику, подушке, пледу и проводили в огромное помещение из бамбука с зашторенными окнами и выложенными в ряд постелями.  

Гости монастыря встают в 4.30 и начинают день с необычного ритуала: накладывают в тарелки рис, садятся в круг и ждут монахов. Дело в том, что монахи могут питаться только подношением. Раньше они ходили утром по деревне, и жители выносили им еду. Теперь это делают волонтеры. Каждый постоялец кладет ложку риса в чан каждому монаху. Старенький настоятель идет последним, улыбается и говорит с милым акцентом: «Гуд, гуд, инжой тай фуд» («Хорошо, хорошо, наслаждайтесь тайской едой»).  

Еда в монастыре вегетарианская: рис с овощами, лапша, фрукты, салаты. И наслаждаются ею только два раза в день – утром и в обед. Впрочем, постояльцы могут выпить вечером чай и поесть бананов.  

Все остальное время занимают медитации, общественные работы и прогулки. Разговоры в монастыре не поощряются, но и не запрещаются. А если кто хочет погрузиться в молчание, надевает специальный бейдж.  

«Каждый день один из монахов читал лекции про медитации. Повторял то, что я слышала много раз, – про осознанность и нахождение в моменте. Но я все равно не понимала, в чем смысл, – признается Вероника. – Я пыталась замедлить сознание, но у меня не получалось. Зачем, думала я, освобождаться от мыслей, если есть куча людей, у которых мыслей нет и им бы наоборот, неплохо было их насадить?  

В общем, вместо того чтобы найти покой, я его потеряла. Почему все медитируют, а у меня не получается? Подруга просветлилась, а я никак. Я страдала: жизнь идет под откос... 

Территория храма очень красива – с речками, пещерами, небольшими водопадами и озером. С каждым днем я заходила все дальше и однажды нашла расщелину в скалах. В уголке стояли томик и образ – видно, кто-то облюбовал это местечко раньше. Было так хорошо и спокойно, что я дала себе волю: разрыдалась от переживаний. 

Так промаялась еще несколько дней: на рассвете делилась с монахами рисом, потом пыталась избавиться от мыслей в голове и плакала в пещере, что не получается. Пока однажды на прогулке с подругой не натолкнулась на старенького настоятеля.  

Он жестом позвал нас за собой. Вообще-то, правилами запрещено общение с монахами, но нас звал сам настоятель! Когда мы зашли в его сторожку, он нанизал на нитку бусины, сделал два браслетика и подарил нам. 

Было такое чувство, как будто за тобой присматривают. И тогда меня «отпустило»: ну, не получается у меня медитировать – и ладно.  

И еще я поняла, что не могу больше там оставаться. Подруга уезжать не хотела, а я еще никогда не путешествовала одна, тем более в Таиланде. У меня не было ни палатки, ни спальника. Но я подумала: вот мое испытание – преодолеть тысячу километров до Бангкока. И вышла в путь». 

В медитационном  центре на острове Самуи

Молчание и медитация 

Вероника Барселоника прошла испытание. Сначала на грузовичке, тесно набитом пассажирами и тюками, так что тюки свисали наружу, и Вероникин рюкзак тоже. Потом на машине старого тайца, который не мог взять в толк, как можно спрашивать, в какой стороне Бангкок, если до Бангкока тысяча километров. Старик решил, что туристка не в себе и отвез ее в полицейский участок.  

Полицейские оказались добряками: сфотографировались с «русской чудачкой» для Instagram, накормили чипсами с газировкой и «застопили» для нее автобус. На нем Вероника и добралась до столицы.  

И снова пробыла здесь меньше суток. Утром познакомилась с землячкой Лерой, которая прибыла в Таиланд на ретрит – медитативную практику «исследования глубинной природы всех вещей». И хоть с медитациями у Вероники не задалось, в тот же вечер она уехала с новой знакомой из Бангкока, на этот раз на Юг, на остров Самуи.  

«Здесь наши дороги должны были разойтись. Лера заранее регистрировалась на ретрит, и мест там больше не было, – рассказывает Вероника. – Но я не знала, что делать дальше. И внутри меня что-то просилось задержаться. Поэтому я спросила, не могу ли остаться, и мне разрешили. Так Таиланд дал мне вторую попытку постигнуть «глубинную природу вещей». 

Распорядок дня в центре был похож на монастырский. Подъем затемно, еда два раза в день, медитации днями напролет: стоя, сидя и во время прогулок. Но было отличие – все это мы делали в полном молчании.  

Медитации в монастыре

Молчишь, медитируешь, помогаешь – так проходит неделя. Мне очень понравилось молчание. Я не могла говорить, но могла рисовать и начала – ручкой на бумаге. Ходила словно в сон погруженная. Условия моей жизни вдруг стали ирреальны, будто я оказалась героиней собственной книги.  

Целыми днями гуляла по горным тропинкам, смотрела, как море сливается с небом, любовалась на огромных пауков, которые свисали с лиан, играла с маленькими листочками, которые стелились по земле: тронешь их пальцем – они сворачиваются. На дорожках то и дело встречала одного очень улыбчивого парня, с которым так и не познакомилась, и натыкалась на турики – пирамидки из камней. Диву давалась, кто же их строит? И думала: вот так расслабленно надо жить. Мечтала: вот бы молчать всю жизнь.  

А когда вернулась в Россию, поняла, что обязательно опишу этот опыт и людей, и «поселю» их в сказку, ведь именно оттуда они родом». 

Пирамидки из камней на тропинках

Письмо для Хаяо 

Из Таиланда Вероника привезла фантазию о книге и материал для нее: долину, похожую на райский сад, и северные горы, улыбчивого парня и мудрого настоятеля, «пугливые» листочки, таинственные турики и пауков размером с ладонь. Все это ожило в «Стране Нави». 

В сказке главная героиня, 13-летняя девочка, ищет путь в небесную страну. Попадает в закрытый монастырь, где проходит испытание молчанием и узнает: чтобы попасть в Нави, нужно совершить шаг веры по заоблачному мосту. Моста этого нет: его нельзя ни увидеть, ни нащупать ногой – а пройти можно, только всем сердцем поверив в него.  

Шаг веры – это и есть секрет Вероники. Шагнуть, когда страшно или устала, или совсем не видно дороги, или стоит знак, что пути нет. Так было с ее фильмом и клипами, с походами по заграницам и музыкальным фестивалем, на который она выиграла миллионный грант. Так получилось и со сказкой. 

Книга про Нави на 100% создана из вторсырья, потому что помимо прочего ее автор – экоактивист. Когда Вероника искала в Ставрополе, а потом по всей стране место, где печатают продукцию на экобумаге, книгоиздатели смотрели на нее, как те полицейские в Таиланде, – как на безумную чудачку: мол, а чернила из каракатицы тебе не нужны?  

Но та уперлась и нашла-таки единственное издательство в Москве. А не нашла бы, говорит, – открыла бы его сама.  

Еще одна «безумная» затея Вероники – отправить полный сценарий сказки гению японской анимации мастеру Хаяо Миядзаки.  

«Чтоб вы понимали, я написала ему письмо в Японию. На японском, да, – рассказывает она у себя на странице. – И даже получила ответ: 

«Дорогая Вероника, увы, студия сейчас слишком загружена работой и мы не рассматриваем сторонние проекты. Но пусть судьба вашей сказки будет благоприятна, а небеса над вами чисты».  

Это был провал. Мне было безумно грустно, казалось, можно ставить крест на карьере.  

Но. Затем подумалось: 

Раз я получила благословение из самой Японии. Из САМОЙ студии, какое теперь я имею право сплоховать? Вероника, даже думать не смей отказываться от Нави! Ни шагу назад!» 

Только вперед – на заоблачный мост. 

И сказка появилась. 

Фатима МАГУЛАЕВА 

Вероника

Вероника в горах Северного Тайланда

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях