Поиск на сайте

Есть ли у ставропольского казачества шанс на возрождение, рассуждает читатель «Открытой»

 

Прочитал в своей любимой «Открытой» (№15 от 18 апреля с.г., статья «В черкесках и при кинжалах») о том, как в Пятигорске на Совете атаманов Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска готовились к участию в Большом круге казаков России в Москве. А с какими наболевшими вопросами поедут наши казаки в столицу?

Например, о госслужбе казачества и об «одежке» (черкесках, рубашках-бешметах, газырях…) говорят давно, но вопросы по существу не решаются ни с тем, ни с другим. Почему? Да потому, что завис главный вопрос казачества – о земле, который попросту замалчивается. А ведь только владение землей может дать казакам свободу, а главное, финансы и независимость в самом широком смысле слова.

Так уж сложилось исторически, что суть казачества в том, чтобы воевать, защищать и расширять границы. Но надо и семьи кормить. Поэтому учили казака с детства трем обязательным искусствам: владеть оружием, плугом и чаркой.

Что касается чарки, то она испокон веков была не орудием пьянства, а символом побед над врагом, празднования богатых урожаев, ну и, конечно же, возможностью расслабиться после великих трудов.

Со временем главным для казака орудием стала не шашка, а плуг. Война ушла в прошлое, оставшись в песнях и легендах, мужчины стали пахарями и скотоводами. Но дух казачества не исчез, он отзывается ностальгией в сердцах стариков и проявляется в зависти молодых ребят - им ведь не довелось показаковать, как дедам.

Печальные для казаков годы социализма учили их воровать в колхозе, совхозе, поскольку мизерные зарплаты не позволяли достойно жить. Оставалась одна надежда на украденный мешок фуража. Так и говорили: идем работать не за зарплату, а за мешок. Парадокс - казак жил и работал на земле, но каждое утро отправлялся за мешком!

Однако и этот образ жизни ушел в прошлое. Теперешнее правительство решило не обидеть казаков и наделило всех земельными паями: теперь, мол, не жалуйтесь, что вы безземельные. Вроде бы все по-честному. Только вот забыли поделить комбайны, трактора, сеялки, фермы, мехтока, машины, гаражи.

Посмотрите, что творится на Ставрополье: идет планомерный грабеж крестьян, общая земля переходит к одному-двум собственникам. А количество новых владельцев зависит от того, сколько паев им удастся выкупить и в какой срок. Короче, кто быстрей подсуетится и у кого полнее мошна.

Но настоящим монстром после дележа земли стал тот, кому достались средства производства. Спрашивается, зачем казаку пай, если свой кусок земли обрабатывать ему нечем. Вот и бегает он с этим паем как с писаной торбой: вроде и земля есть, а что с ней делать, не знает. Остается одно: сдавать ее в аренду фермеру, опять же в колхоз или единоличнику - тому, у кого есть хоть какая-то техника.

Не правда ли, знакомая ситуация? Вспомните, как в 90-х у рядовых граждан России украли заводы, взамен всунув им никчемные ваучеры. Нынешние ведь земельные паи - те же ваучеры, которые мы не знаем куда приткнуть, а продать вроде жалко – а вдруг пригодятся, вдруг настанут хорошие времена? А богатенькие покупатели тем временем выманивают паи за гроши у бедных селян, и перетекает пахотная землица к новому (или старому?) хозяину, оставляя казака только с домом да огородом – и кроме как идти за грошовую зарплату в наем ничего ему не остается.

Вот и выходит, что без земли и техники нет казака, он превращается в наемного крестьянина, а это противоречит самому духу казачества.

Наиболее приемлемый выход из этой ситуации – всеобщим голосованием придать коллективному хозяйству статус закрытого акционерного общества. Это последний безальтернативный шанс сберечь станичную землю.

В этом случае пай уже не сможет перейти в руки посторонним людям, его может купить только само ЗАО, если крестьянин, конечно, решит с ним расстаться. У недобросовестных руководителей практически отпадает возможность махинаций как с землей, так и с урожаем – зерном, молоком, мясом. Все решает коллегиальное управление - казачий круг, общее собрание.

Одним словом, все как в колхозе, только с казачьей самобытностью. На документально оформленные паи выдаются акции, по которым их владельцы получают дивиденды, что гораздо больше, чем просто на пай.

Так сохраняется основа казачества - земля и средства производства, но главное, появляется финансовая база, позволяющая полноценно развиваться казачьей общине так, как она того хочет, согласно устоявшимся обычаям, традициям, настроениям, во главе с атаманом.

Любая организация, в том числе казачья община, без стабильной финансовой базы обречена. А деньги нужны не только на прокорм семьи, но и на культурные, спортивные, детские мероприятия, позволяющие казачеству быть самодостаточным.

Ждать, что этим вопросом озаботятся на уровне края или Москвы, наивно. Неужели до сих пор казаки не поняли, что они у государства словно третья нога, от которой не знают, как бы деликатнее избавиться? Надежда только на самих себя.

Понятно, что в этом деле не обойтись без грамотных руководителей, которые могли бы сохранить и приумножить хозяйство. Но есть ли сегодня лидеры, личности, искренне заинтересованные в возрождении станиц Ставрополья, в сохранении земли за крестьянами и казачеством, которые из поколения в поколение поливали ее своим потом? Увы, таких единицы, но они все же есть.

Надо собирать большой казачий круг станицы, где должны участвовать не только члены колхоза и казачество, существующее благодаря энтузиазму атаманов, но все местные жители. Только на круге станет ясно, кто за богатую станицу и сильное казачество, а кто против. Казачья община - это последний, безальтернативный шанс сбережения станичной земли, создание прибыльного хозяйства с сохранением родной казачьей вольницы.

В противном случае колхозы развалятся на мелкие и крупные хозяйства без общей финансовой базы и общих интересов. А не будет общности интересов – не будет и казачества, чего и добиваются наши правители, продолжающие планомерный дележ и развал страны.

Что же в таком случае остается казаку из трех основ, «смыслов» его существования? Воевать не с кем. Земли и техники нет, они грамотно выдурены. Остается чарка, пей - хоть залейся, ее не отняли, да и не отнимут. Ведь это тоже в корыстных интересах государственных мужей.

 

Сергей ОСТАПЕНКО

ст. Новотроицкая,

Изобильненский район

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях