Поиск на сайте

Образование, лишённое воспитания, в крае уже обернулось провалом в знаниях выпускников, считает читатель «Открытой»

 

На очередном заседании коллегии министерства образования подвели итоги ЕГЭ-2014. Согласно отчету, экзамен сдали более 13,5 тысячи выпускников. Только  вот результаты по краю по всем предметам оказались хуже не только прошлого года, но по некоторым дисциплинам даже слабее, чем в 2010-2012 годах.

При этом с радостью прозвучало, что срезавшихся по русскому языку стало меньше. Этому, возможно, можно было порадоваться, если бы не одно «но»: минимальный порог был снижен с 36 до 24 баллов. То есть, если рассудить по справедливости, 24 балла по старой шкале оценок - это двойка.

Однако министр образования Василий Лямин не сдавался, заверив, что снижение показателей вовсе не означает, что детей стали хуже учить. Речь якобы идет о большей объективности в оценке качества знаний и о беспрецедентных мерах, предпринятых для того, чтобы экзамены прошли честно, без списывания и подсказок.

О том, насколько ЕГЭ гибелен для российского образования, сказано уже немало, не раз эта тема звучала и на страницах «Открытой». В то же время у ЕГЭ есть и одно преимущество - его результаты точно отражают уровень знаний школьников. И то, что этот уровень все ниже и ниже, говорит как раз о том, что детей стали хуже учить.

Первая причина этого в том, что детей натаскивают на результат, отучая размышлять, анализировать, выстраивать логические схемы. А вторая причина, не менее важная, состоит в том, что российская школа, по сути, осталась без воспитателя. Вот об этом и хотелось бы немного сказать.

Если раньше, как  утверждают «реформаторы» от образования, господствовала авторитарная педагогика, когда человек с указкой походил на человека с палкой, которой и вбивал знания в головы учеников. Этому решили положить конец, и вместо строгой вертикали «ученик - учитель - директор» решили внедрить обучение по горизонтали. Это значит, что ребенок должен как можно больше заниматься самостоятельно, а учитель лишь прохаживаться за его спиной, наблюдая и поправляя. Даже подобрали в иностранном языке для такого педагога элегантное словечко - тьютор.

Не буду спорить, возможно, надо искать золотую середину между новомодным образованием и традиционным, апробированным советской школой. Но беда в том, что «реформаторы» от образования даже слушать ничего не хотят, чтобы примирить эти две образовательные модели - отечественную и западную.

Забыли они, что ребенок хочет и поиграть, и побаловаться, да и мышление его устроено совсем не так, как у взрослого. Если взрослый сначала подумает, а потом сделает, то ребенок - ровно наоборот. Это и не плохо, и не хорошо, просто он так устроен, и это надо непременно учитывать. Как? Только через воспитание, иных вариантов нет.

Кроме того, не стоит забывать, что у ребенка перед глазами всегда должен быть кумир, идеал - такова природа детства. И здесь педагог должен выступать в роли наставника, помощника, готового в любой момент протянуть руку, защитить, пожалеть, успокоить, ведь он же защитник детских душ.

Я категорически против палочной дисциплины, но обеими руками за внедрение принципа кнута и пряника. Дисциплина в классе и школе должна держаться не только на авторитете учителя, но еще должна быть закреплена законодательно. И в этом смысле невероятно опасно для российского образования, а на Северном Кавказе особенно, внедрение принципов ювенальной юстиции, когда ученик всегда и во всем прав.

И хотя ювенальные законы пока еще встречают в России стойкое сопротивление со стороны родителей и педагогов, демонизацией учителя полным ходом занимается отечественное телевидение. Все чаще учитель предстает в образе неудачника, комика,  а то и маньяка. И этого нельзя недооценивать, ведь таким образом нашим согражданам вбивают в головы тезисы о том, что российское образование нечто неполноценное, невнятное, отсталое.

Покажите хоть один фильм о педагоге с большой буквы! Не о Сухомлинском, Макаренко, Шаталове, а о рядовом честном труженике, который день-деньской простаивает у доски с указкой и мелом и терпеливо рассказывает, что Волга впадает в Каспийское море, что дважды два - четыре, что обижать маленьких - плохо, а переводить старушек через дорогу - хорошо. Кто не знаком с работой учителя, тот и близко не представляет, как сложно объяснить детям, что есть добро, а что есть зло, что не все в нашей жизни решают деньги, что страна наша имеет богатую историю и нам есть чем гордиться…

Чтобы в школе переформатировать молодежь, нужно не так уж много времени. Но дальше будет сложнее. Пример тому - драматический опыт Украины, где молодежь массово отрекается от своего советского прошлого, от звания победителей в Великой Отечественной войне, свастика для многих стала главным символом эпохи перемен.

Конечно, надо добиваться, чтобы чиновники подняли учителям зарплаты, занялись их социальным обеспечением, наконец, повысили роль воспитания в системе образования. Но сколько еще можно этого добиваться? Год, три, сто лет?..

А потому в своей статье я обращаюсь, скорее, даже не к государству, а к таким же, как я, педагогам. Какими вырастут наши дети, в конечном счете, зависит именно от нас.

 
Сергей НОВИКОВ,
преподаватель истории
Ставропольского строительного техникума,
почетный работник
среднего профессионального образования  
 
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях