Поиск на сайте

Средневековые костюмы и доспехи вызвали живой интерес у жителей Ставрополя

 

На минувшей неделе Ставропольский государственный музей-заповедник презентовал выставку «Костюм, доспех, жилище и предметы быта средневекового населения Евразии», в основу которой положен принцип исторического реконструирования, сочетающий научную и экспериментальную этноархеологию.
Речь, таким образом, идет не о декоративной имитации одежды, предметов быта и оружия, а о научной реконструкции, основанной на данных археологии. А потому можно не только увидеть прекрасно выполненные экспонаты, способные соперничать с подлинниками, но еще узнать местонахождение погребения, из которого и был извлечен артефакт. Все экспонаты изготовлены клубом исторической реконструкции «Маджар», военно-историческим клубом «Южная застава» и Ставропольским краевым художественным училищем.
От витрины к витрине посетитель выставки совершает путешествие и в пространстве, и во времени. Маршрут его пролегает в диапазоне от I до XIX века, с одной стороны, а с другой - от Читы до Владикавказа по следам алан, монголо-татар, представителей северокавказских племен и населения, некогда перемещавшихся по этим землям.
 Наиболее ярким событием обозначенного исторического отрезка считается возникновение раннегосударственного феодального объединения Алания (одним из крупнейших торгово-ремесленных центров нового государства стал город Маджар, на месте которого ныне расположен Буденновск), которое пало под ударами монголо-татарских кочевников. Этим и объясняется интерес большинства исследователей к быту жителей Алании и Золотой Орды.
На выставке представлены мужская, женская и детская одежда, головные уборы, обувь, украшения, посуда, созданные по образцу археологических находок в могильниках Мощевая Балка (Карачаево-Черкесия), Маячный Бугор (Астраханская область), Вербовый Лог (Ростовская область), Джухта-2 (Ставрополье), Окошки (Читинская область), Дала Карте (Северная Осетия-Алания) и Верхний Чегем (Кабардино-Балкария).
У мужчин, посетивших музей, особой популярностью пользовался славянский пластинчатый доспех XIII века (сталь, кожа).
Точно такой же принадлежал псковскому князю литовского происхождения Довмонту (1266-1299), в крещении Тимофею, однако неоднократно бивавшему литовцев и немцев, участнику известной Раковорской битвы, после которой Тевтонский орден еще долго не мог прийти в себя.
Дамам было что рассмотреть в гардеробах знатных модниц феодальной Руси. Это костюмы из сукна, атласа, льна; из украшений в широком обиходе были речной жемчуг и бисер. Для сравнения: одежда крестьянки состояла лишь из  шерсти и льна.
Самые любознательные выспрашивали у костюмеров такие интимные подробности одеяний прошлого, что их спутники смущенно отводили взгляды в сторону, сосредоточенно рассматривая штаны, бешметы, кафтаны, халаты, чувяки, ноговицы на соседних стендах.
Хотя все одежды, несмотря на возраст, статус и пол их владельцев, одинаково были суровые и практичные, развитие моды, кажется, женский костюм тронуло не так, как мужской. Впрочем, это вполне объяснимо. Например, тем, что раньше каждый был и воином, и пахарем, а сегодня и в деревне-то лошадь в диковинку.     
Однако главным экспонатом выставки стала юрта - разборное жилище кочевников-тюрков. Круглая в основании, она состоит из деревянного решетчатого каркаса и войлочного покрытия, опоясанного узорчатыми шерстяными лентами.
На купольный свод шли сильно изогнутые жерди. Украшенные орнаментом двери чаще всего обращены на юг. Окон нет. Из одних и тех же элементов каркаса можно собирать обычные, парадные и походные юрты.
Несмотря на запрет, посетители проникали в юрту, усаживались на полу, устланном овечьими шкурами, крутили в руках расставленную тут же керамическую посуду, какой пользовались в Золотой Орде в XIII-XIV веках (их образцы изготовлены по материалам раскопок во Владикавказе, Азове и Увеке - окраины современного Саратова).  Ну когда еще представится возможность на несколько минут ощутить себя древним кочевником!
Все с удивлением отмечали, как в юрте просторно и уютно. Еще бы: ни телевизора тебе, ни компьютера, ни шкафов с комодами.
Переступаешь порог – и мгновенно проваливаешься в прошлое на много веков назад. Не нервируют счета за коммуналку, обещания кандидатов в депутаты, вся политика - огонь в очаге, добрый конь да тугой лук. Неплохая релаксация нашему современнику, измученному цивилизацией. 
Выставка продлится до 14 ноября.

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях