Поиск на сайте

Как грибы вырастают в краевом центре арт-объекты, по большей части уместные, приятные и «юморные».

Жаль, что устанавливают их порой без учёта художественно смыслового и исторического контента

Город переживает скульптурный бум

За последние два с небольшим десятка лет список достопримечательностей в Ставрополе пополнили монументы генерал-губернатору Н.Е. Никифораки, бюст генерала А.П. Ермолова (фото 1), выполненный из темно-бордового гранита и бронзы, памятник Ангелу-хранителю.

Фото 1

Последний представляет собой  колонну, облицованную красным гранитом, на вершине которой стоит бронзовая скульптура ангела, устремившего  взгляд на краевую прокуратуру, гордуму и горадминистрацию.

«Данная скульптура, - говорится в путеводителе об Ангеле-хранителе, - заставляет прохожих горожан вспоминать о духовности, помогает стать добрее по отношению к родным и близким, друзьям и совершенно незнакомым людям, а также способствует совершению светлых поступков».

Памятник Первой учительнице (распоряжение об установлении которого было подписано в 2002 году губернатором Ставропольского края А.Л. Черногоровым)  создавался на народные деньги.

В строительство вложили средства предприятия и образовательные учреждения: «Ставропольрегионгаз», «Кавказтрансгаз», Ставропольский госуниверситет, Невинномысский гуманитарно-технический институт и коллективы других образовательных учреждений.

Памятник «Зачетная книжка», или просто - «Студент», появился благодаря поддержке администрации Ставрополя и местных меценатов.

Недавно на площади Фрунзе открыт памятник основателям Ставропольской крепости - хоперским казакам (фото 2).

Фото 2

Для создания скульптуры стоимостью 13 миллионов рублей энтузиасты организовали сбор пожертвований. Около 4 миллионов, сообщают СМИ, выделила администрация города.

В Юго-Западном районе, напротив музея «Россия - моя история», посвященного тысячелетней истории Руси, установили величественный монумент князю Владимиру, высота которого вместе с постаментом составляет 14 метров (фото 3).

Фото 3

Не отстает и так называемый производственно-отраслевой жанр: скульптурными композициями обзавелись «Водоканал» и Газпром. Обелиск, установленный в честь юбилейной даты напротив Дома профсоюзов на ул. Дзержинского, венчает профсоюзная эмблема – «Рукопожатие». Ставропольцы уже успели дать ему неофициальное название: «Из рук – в руки».

Наши потомки, глядишь, отделят агнцев от козлищ

Новая особенность в современном городском монументальном искусстве – появление произведений с комическим контентом. Один из них - памятник сантехнику, выглядывающему из канализационного люка (на пересечении улиц Ленина и Пушкина).

По слухам, его установил в 2015 году частный предприниматель, пожелавший остаться неизвестным, из уважения к труду работников жилищно-коммунальной сферы.

Озабочены проблемой  увековечивания в памяти потомков  краевая и муниципальная власти: постоянно пополняются новыми именами пилоны-памятники (в том числе прижизненные) почетных граждан города и края.

Аллея почетных граждан края, отмечает газета «Открытая», вызывает двойственное ощущение. Создавали ее в 2013 году в такой спешке, что барельефы, оказавшиеся на одно лицо, пришлось полностью переделывать.

Большинство обладателей звания «Почетный гражданин Ставропольского края», по свидетельству «Открытой» газеты, – партийные деятели и директора предприятий советской эпохи, имена которых мало что говорят новым поколениям.

На их мраморных досках нет ни кратких биографий, ни годов жизни (см. «Атака на историю», №38 с.г.). Остается надеяться, что потомки сумеют разобраться, кто есть кто, и, как сказано в Священном Писании, отделить агнцев от козлищ.

Умудренный жизнью, говорится в анекдоте, никогда не станет смеяться над властью, зная, что у власти юмора больше. Однако в настоящее время у «верхов» юмора накопилось так много, что удержаться от иронии и сарказма просто невозможно.

Судите сами. Какие чувства будут испытывать не только приезжие, но и местные жители, когда, оказавшись в центре Ставрополя, увидят невесть откуда взявшегося, выскочившего на Ермоловский бульвар, словно черт из табакерки, купца? С собакой, котом, бочонком, корзиной, переполненной разносолами и выставленной напоказ пачкой денег в руке (фото 4).

Фото 4

Отлитая из бронзы скульптура установлена по инициативе и на средства бизнесменов. По замыслу авторов,   композиция  показывает удаль и величие русского купечества.

Смешное, или комическое, говоря по-научному, возникает тогда, когда слишком велик разрыв между старым и новым, когда есть противоречие между формой и содержанием, когда изменяет чувство меры.

Новый герой слишком откровенно и даже хвастливо демонстрирует свои преимущества, что свойственно нуворишам.

Вместе с тем фальстафовский образ удачливого купца, претендующего на роль хозяина жизни, вступает в противоречие с художественно-смысловым рядом, заданным целым ансамблем памятников и архитектурных композиций, расположенных на главном проспекте города: памятником генерал-губернатору Никифораки, внесшему значительный вклад в развитие не только вверенной в его управление губернии, но и в строительство города, Тифлисскими воротами (Триумфальной аркой), величественным монументом генералу Ермолову – герою Отечественной войны и покорителю Кавказа.

По другую сторону от новосела, оказавшегося в центре бульвара, возвышенные чувства пробуждает скульптурная композиция великому поэту Пушкину. Далее усиливают торжественную тональность главного проспекта мемориал «Огонь Вечной славы», величественный Казанский собор, ведущая к нему каскадная лестница.

Короче говоря, не на своем месте («Не по чину», - как сказали бы в прошлые времена) оказался новый герой на проспекте, являющемся визитной карточкой Ставрополя - «сей  великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице» края.

Более органично новый герой (право которого на существование никто не оспаривает) мог бы занять свое место, например, где-либо на рынке или рядом с крупным торговым центром. Если же данному арт-объекту придается столь высокое значение в жизни города, то в таком случае он мог бы занять место рядом с администрацией Ставрополя (по примеру бронзовой фигуры дворника, установленной напротив входа в Комитет городского хозяйства).

Местные краеведы пишут, что ставропольские купцы дореволюционной эпохи не были обжорами и гуляками, а были рачительными хозяевами, меценатами, заботившимися о благе горожан.

Поэтому фигура купца могла бы действительно служить хорошим напоминанием для местной власти о необходимости заботы о гражданах, уважения к развитию предпринимательства в городе и  крае («Казак и брат его купец», №36 с.г.).

И Ленин такой молодой...  И вновь продолжает бой?

К месту будет сказано, и о другом примере  противоречия между старым и новым. Напротив так называемого губернаторского дома (здание городской Думы) многие десятки лет стоят бюсты Владимира Ленина и Карла Маркса.

Они были установлены в те времена, когда в здании располагался Ставропольский крайком партии.  В результате существовало единое смысловое пространство: местная власть утверждала свою верность вождям и их учению, а вожди внимательно смотрели, чтобы у их последователей не возникали порочные идеи оппортунизма и ревизионизма, чтобы партийные товарищи не якшались с морганистами, вейсманистами и какими-либо другими извращенцами, чтобы не заводили шашней с кибернетикой и генетикой – продажными девками империализма, как эти науки называли в те времена.

Теперь во власть пришли новые люди – могильщики марксизма-ленинизма, особенно в части отношения к общественной собственности. Вот почему ставшие теперь никому не нужными памятники  вызывают у прохожих чувства стыда и печали.

Быть может, идеи Маркса и Ленина еще не погибли? И вожди еще не утратили надежды на то, что придет час расплаты за отступничество? Ведь не зря за их спинами, совсем неподалеку, расположился грозный красноармеец с винтовкой – «образ страстного и целеустремленного борца за справедливость», как сказано в путеводителе?

И последний штрих. Как-то при встрече (случайно оказались рядом на Аллее почетных граждан города) скульптор Николай Санжаров предложил мне изваять мою персону.

Я, конечно, был польщен столь высокой оценкой моей роли в настоящей жизни. Но все же хочется спросить и скульпторов, и чиновников, и меценатов: почему до сих пор нет  памятников таким достойным людям, как Римма Иванова, Илья Сургучев? Неужели руки не доходят?

Александр БЕЛЯЕВ,
доктор педагогических наук,
профессор СКФУ
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях