Поиск на сайте

Лидер эпатажной группы «Рабфак» в интервью «Открытой» – о современной сатире, хип-хопе и Сталине

 

Рост гражданской активности в преддверии думских выборов породил множество новых, «креативных» форм протеста: карикатур, анекдотов, едких комиксов.
Но больше всего, конечно, расстарались музыканты. Например, скандально известный блоггер Алексей Навальный объявил конкурс на лучшую песню с призывом голосовать против «партии жуликов и воров». Участвовали в нем и два ставропольца: некий рэпер АндRUха с клипом «Едрёная история» (более 10 тысяч просмотров на YouTube) и  лидер рок-группы «Город N» Евгений Калиновский (почти 130 тысяч просмотров).
Настоящий фурор на этом конкурсе произвела группа из Екатеринбурга «Рабфак» с задорной песенкой «Наш дурдом голосует за Путина». Всего за два месяца простенький, сделанный на коленке клип собрал на YouTube почти два миллиона просмотров. Жители Екатеринбурга даже объявили сбор подписей «за» то, чтобы отправить песню на международный конкурс «Евровидение» (всего под этой петицией подписалось почти 7 тысяч человек).
Между тем «Рабфак» известен не только этим творением. Группе уже два года, у нее в активе дюжина хитов, и почти все с острыми социально-политическими текстами. При внешней задорности они все трагичны, о безысходности русского бытия: «Менты нереально круты, с ворами на ты…», «Сталина, Сталина, пацаны устали, на...», «Я заранее знаю расклад, я умело назначил процент...»
Сейчас команда активно гастролирует по клубам городов Сибири и Урала. Кстати, именно «Рабфак» с песенкой про «дурдом» открывал митинг 10 декабря на Болотной площади в Москве, сплотивший «рассерженных горожан» в борьбе за честные выборы.
Тексты для песен придумывает Александр Елин – сочинитель разностороннего таланта: в 1990-е он писал стихи металлистам из «Арии» и «Мастера», а в 2000-е – девчачьим поп-группам «Шпильки» и «Киски».
«Лицо» свердловской команды – вокалист и композитор Александр Семенов, по образованию журналист, работавший в уральских многотиражках и перепробовавший еще множество занятий. В перерывах между концертами и записями в студии он ответил на вопросы «Открытой».

 

– Александр, как родился «Рабфак»?
– Мы с Александром Елиным однажды решили похулиганить и провести остаток дней нескучно. К тому же меня «разозлил» один товарищ, уверявший, что нечего вообще соваться в наш российский шоу-бизнес с новыми проектами. В составе группы сейчас я и Александр Чиненов, гитарист и аранжировщик. Прочих музыкантов (из весьма ограниченного круга знакомых) привлекаем под конкретные «задачи» в студии и на концертах.
– «Наш дурдом голосует за Путина» стал гимном протестного движения в Рунете. Записывая песню, ожидали такой реакции?
– Мы как-то в интервью сознались, что являемся профессионалами в шоу-бизнесе, и в результате получили миллион упреков: профессионал-де искренним быть не может. Но что есть, то есть: создавая песню, мы всегда думаем о том, чтобы она дошла до максимального количества самых разных людей. И если песня про «дурдом» вызвала такую реакцию в обществе, значит, мы просто хорошо сделали свою работу.
– В Ставрополе музыкантов, участвовавших в скандальном конкурсе Навального, вызывали на беседы в ФСБ. Как думаете, такая «воспитательная» работа спецслужб вредна или полезна для общества?
– Такой вопрос задают мне почти все журналисты, и я на него отвечаю неизменно: у власти достаточно мозгов, чтобы не делать из скоморохов героев.
Например, в Москве есть группа «Барто», которая тоже пишет остросоциальную музыку, да еще в модном электронном звучании. Так вот, впервые я узнал о «Барто» именно из новостей в Интернете после того, как их тоже пригласили на некую «беседу» (после участия группы в митинге защитников Химкинского леса солистку Марию Любичеву вызывали в прокуратуру по подозрению в экстремизме – Ред.).
Воспитательная работа «органов» полезна лишь тогда, когда направлена против людей, ведущих и идущих к прямому насилию, в остальных случаях она только множит ряды недовольных.
– Говорите, власть не должна из скоморохов делать героев. А разве с «Рабфаком» не так же получилось, когда на YouTube закрыли доступ к клипу про «дурдом»?
– Да, в Интернете гуляла такая информация. Но на самом деле клип на YouTube никто не закрывал! Просто сайт временно ограничил доступ к видео незарегистрированных пользователей из-за того, что на аватарке был изображен обнаженный мужской торс (есть такой кадр в нашем клипе).
– Зато вас выдвигали на «Евровидение» правда, неудачно. И в итоге победили в конкурсе Навального на лучшую песню против «партии жуликов и воров».
– Все не так! Идею с «Евровидением» никто и не думал доводить до конца, это был всего лишь некий перформанс, спектакль. Да и в конкурсе Навального мы не участвовали – сам Алексей решил, что песня не отвечает формальным требованиям, поскольку напрямую не направлена против «ЕдРа». А кто выиграл конкурс, думаю, узнаем совсем скоро от самого Навального.
– Митинг на Болотной площади 10 декабря начался с вашего выступления. Кто-то из друзей-политиков пригласил?
– Сами пришли. Да и не надо с кем-то дружить, чтобы выходить на митинги типа Болотной площади!
– А вас самого не звали в партии оппозиционные?
– Звали много куда. Но мы не политики, а артисты. Главное, что на наших концертах за соседними столиками мирно уживаются политические противники, и всем хорошо.
– Выходит, уже можно  сказать, что ваша группа стала культовой?
– Да что вы! Культовый статус зарабатывается десятилетиями, мы же просто приобрели некоторую известность.
– Сейчас многие ругают русский рок за беззубость, рокеров с протестным «звучанием» единицы: «Телевизор», Noize MC, Lumen, «ДДТ»...
– На самом деле музыка протеста никуда не уходила, она просто сменила стиль. Сейчас это уже, конечно, не рок, а скорее хип-хоп.
– А вы рок-группа?
– По отношению к жизни и способу мышления – да. По музыке – не всегда. Например, последние музыкальные эксперименты мы ведем над стилем мануш (джаз французских цыган – Ред.). В этом стиле, например, мы записали «Наташку» и «Новогоднюю песню» – их можно послушать у нас на канале YouTube. 
– Кстати, про You Tube. «Рабфак» изначально был интернет-проектом, а сейчас вы пришли в «реал». Где вам комфортнее – в онлайне или в «реале»?
– Выйти из студии к людям – это совершенно логичный шаг для любого музыканта. А слово «комфорт» тут неприменимо: в онлайне мы занимаемся творчеством, а на концертах обмениваемся энергетикой со зрителями.
– Александр, а когда выйдет первый альбом?
– Альбом уже записан, он доступен для скачивания в Интернете, а вот на CD пока не продается. Сейчас решаем эту задачку, возможно, в магазинах он появится уже в феврале будущего года. Заодно думаем о создании сайта, чтобы свести туда всю информацию о «Рабфаке», которая есть в социальных сетях.
– Вы гастролируете в основном за Уралом. Будут ли концерты в наших краях?
– На самом деле очень рвемся к вам. Очень много слышал о вашем городе и с удовольствием бы приехал. Только ждем приглашения от промоутеров: надо, чтобы кто-то организовал поездку на 3-4 города, а иначе просто невыгодно.
– Как придумываете темы для песен?
– Все просто: мы ловим некую эмоциональную «волну», прокатывающуюся по стране, и вместе с Елиным превращаем это в строчки и ноты.
– Вот у вас песни «Про Сталина» или «О родине» с явной ностальгией по коммунизму. Правда, тянет «назад»?
– Ностальгия не у нас, а у персонажей, от чьего имени поются песни. А нас можете считать театром музыкальной комедии.
– Но при этом вы в своих песнях обильно используете мат. Считаете это нормальным?
– Хороший вопрос. Знаю, на наши концерты в Екатеринбурге ходили две учительницы русского языка, которые потом говорили: матерные слова в ваших песнях даже как мат не воспринимаются. Действительно, я ведь в песнях не ругаюсь, это просто элемент художественной конструкции.
– Какое будущее рисуете – политическое для страны и творческое для себя? Или для вас теперь это неотделимо?
– Был период ухода во внутренний мир, мир житейских и профессиональных проблем при полном игнорировании жизни общественной и политической. А сейчас из этой «внутренней эмиграции» мы вернулись, и точно неотделимы от своей страны.
 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях