Поиск на сайте

 

 

 

На прошлой неделе Ставрополь посетил уникальный музыкант- виртуоз Дидюля, которого на Западе называют «инструментальным мессией»

 

На концерт Дидюли зрителей собралось немного, но те, кто пришел, получили истинное удовольствие от двухчасового живого выступления одаренного гитариста. В Ставрополе он завершал большой гастрольный тур, прошедший по 30 городам страны. Его компакт-диски три года назад вошли в пятерку самых продаваемых в Америке, а Ирина Слуцкая стала чемпионкой Европы по фигурному катанию под его композицию «Румба».
Путь 38-летнего Валерия Дидюли в мир музыки начался еще в пятилетнем возрасте с экспериментов со звуком на подаренной матерью гитаре. Освоив инструмент, он стал соревноваться в технике игры с друзьями, затем в качестве звукорежиссера популярного белорусского ансамбля «Белые Росы» немало поездил по миру и набрался богатого опыта. И однажды почувствовал, что созрел для самостоятельной творческой деятельности.
Вначале не все шло гладко: продюсеры и студии звукозаписи не хотели заниматься инструментальной музыкой, ссылаясь на ее неактуальность, несмотря на то, что уже был готов дебютный альбом и отснят первый клип. Но через какое-то время на молодого талантливого музыканта обратил внимание продюсер певицы Валерии Иосиф Пригожин. В период сотрудничества с ним все складывалось успешно: родился альбом «Дорога в Багдад», был снят клип с участием шоу-балета «Тодес».
Правда, широкой известности в тот период имя Дидюли не приобрело. Расставшись с продюсером, гитарист взял новое направление в творчестве: он сделал акцент на живые выступления. В наш город Дидюля привез целый коллектив музыкантов и танцовщицу, исполняющую восточные танцы. Народ после каждой композиции аплодировал изо всех сил и кричал «Браво!». Дидюля только кланялся, но за весь концерт не произнес ни слова.
После концерта музыкант согласился ответить на несколько вопросов корреспондента «Открытой».

 

- Валерий, ваши мелодии нельзя ни с чем сравнить. Смешение стилей: от испанских мотивов до джазовых импровизаций… Как рождаются ваши композиции?
- Мне самому трудно ответить на этот вопрос. Мне это дано… Дано уловить эти звуки, эти ноты, эти краски. А откуда это берется - вопрос философский. Я беру звуки из жизни: из разговоров, из жестов, из всего. Беру эту восьмую ноту, которая неосязаема, невнятна, создаю музыку и дарю ее своему слушателю.
- В вашем коллективе все музыканты - суперпрофессионалы. Трудно попасть к вам в группу?
- Попасть к нам действительно трудно. Музыкант должен прекрасно играть на своем инструменте, но кроме профессионализма, мне очень важны его человеческие качества: позитивное отношение к жизни, чувство юмора. Можно научиться виртуозно играть на любом инструменте, овладеть всеми методиками и технологиями, но если не вкладывать в творчество душу, то ничего не получится. Поэтому группу свою я набирал долго, в течение полутора лет. Могу с гордостью сказать, что сегодня в моей команде - лучшие музыканты страны.
- Ваших композиций практически не слышно по радио, а с телеканалов исчезли клипы.
- Мне не нравится система, сложившаяся у нас в стране: человек должен платить деньги за то, чтобы показать плоды своего таланта. По-моему, сколько бы ни крутилась песня на радио, это не влияет на коммерческий успех альбомов и концертов. Я не собираюсь выбрасывать огромные деньги на клипы, когда на них же можно сделать качественный двухчасовой концерт в большом зале.
- От журналистов тоже скрываетесь?
- Почему же, с прессой я всегда готов общаться. А вот если предлагают заплатить деньги за публикацию интервью или за то, что мой клип покажут на каком-нибудь музыкальном канале, от такой «раскрутки» я отказываюсь наотрез. Проплаченная слава мне не нужна! Я отдаю всю душу работе, и зритель видит, как я выкладываюсь на своих выступлениях. Всегда работаю вживую, не приемлю никакой фанеры. На гастроли вожу с собой дорогое звуковое и световое оборудование. За концерт обычно худею на два килограмма.
Я не гонюсь за огромными залами и большим количеством зрителей, мне куда важнее, что те 500 человек, которые были сегодня на выступлении, оставили обо мне хорошее впечатление. В следующий раз придет уже больше зрителей, потому что сейчас так редко услышишь качественную музыку.
Кстати, несмотря на то, что я не мелькаю на экранах телевизоров, практически везде: и в России, и за рубежом - у меня полные залы. Сейчас я самый гастролирующий певец в стране - даю 150 концертов в год. Такому даже Филипп Киркоров позавидует.
- С детства была мечта артистом стать?
- Да, без музыки я свою жизнь не представлял, первую гитару подарила мама, когда мне исполнилось 5 лет. Интерес к инструменту у меня был необычайный, может потому, что на дворе постоянно кто-нибудь бренчал на гитаре, а может быть и потому, что вообще к музыке тянулся.
Как и у каждого ребенка, у меня в детстве были проигрыватели с пластинками, что тоже оказывало сильное влияние на формирование моего музыкального вкуса.
Маме я очень благодарен, потому что она выполняла все мои детские капризы: простаивала в длиннющих очередях, чтобы купить мне новые импортные струны, никогда не запрещала допоздна бренчать на гитаре в своей комнате. Сейчас я забрал маму из родного белорусского города Гродно в Москву и очень нежно забочусь о ней, делаю все, чтобы ей жилось комфортно.
- За концерт вы не произнесли ни слова. Почему не общаетесь с публикой, это принцип?
- Думаю, во время концерта общение с залом должно идти посредством музыки, и благодаря ей же осуществляется своего рода обмен энергией между исполнителями и слушателями. Среди публики есть как те, кто знает о группе Дидюля, так и пришедшие и услышавшие нас впервые. И наша задача не только оправдать надежды, но и заинтересовать новую аудиторию. Нужно оставить в человеке необыкновенные впечатления, затронуть его душу.
- Ваша музыка рассчитана на широкую аудиторию…
- Я не стесняюсь того, что делаю коммерчески ориентированную музыку, ведь это отнюдь не означает, что она плохая. Конечно, коммерческая составляющая в нашем творчестве присутствует, и она необходима. Хочется качественно записывать музыку, организовывать яркие концерты, ну и обеспечивать свои семьи. Мы стараемся находиться на грани творчества и денег, удачно лавируя в условиях рыночной экономики. Пока нам это удается, поскольку каждый член нашей команды занимается своим делом.
- Но вы же играете не только «попсу», но и синтез этнической музыки разных народов?
- Да, в композициях звучат и испанские, и среднеазиатские, и индийские, и греческие мотивы. Вообще инструментальный жанр можно развивать до бесконечности, если использовать особенности национальной музыки всех стран мира. А для естественности звучания, придания колорита используются как инструменты разных народов, так и электронные, универсальные.
- Примерно в таком же ключе работает Леонид Агутин. Вы не хотели бы с ним посотрудничать?
- Раньше мы с ним постоянно общались. Была идея создать совместную концертную программу, но пока она так и осталась нереализованной. Зато мы записали совместные композиции с Дмитрием Маликовым и даже с мировой рок-звездой Брайаном Адамсом. С ним меня познакомил режиссер Андрей Кончаловский. Он пригласил меня сыграть в его фильме «Дом дураков», а Брайан тоже принимал участие в картине. Этот умный фильм получил Гран-при на кинофестивале в Венеции, но, к сожалению, не имел широкого проката в России.
- За концерт, по вашим словам, вы теряете минимум два килограмма веса. Как восстанавливаете силы?
- Хорошее общение, вкусный ужин, положительные эмоции, крепкий сон, отличные друзья вокруг. Я черпаю энергию от природы, от общения. Правда, вынужден полностью отключаться от внешнего мира. Это и есть восстановительная терапия, которую выработал для себя за много лет и стараюсь поддерживать, ценить и оберегать.
Я не смотрю телевизор, книг не читаю. Но зато я из воздуха, из взгляда, из общения с разными людьми беру для себя много информации. Жизнь – это тоже книга, тоже кино, очень яркое и интересное.

Беседовала

Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий