Поиск на сайте

 

 

Слишком увлекся политикой и светской жизнью

 

Именно это, по мнению ряда экспертов, раздражало Священный синод в архиепископе Феофане, которого и отправили в челябинскую «ссылку». Но зачем было растаскивать епархию на три части?

 

Новые люди
22 марта решением Священного синода Ставропольская и Владикавказская епархия, охватывающая всю территорию СКФО, прекратила существование. Вместо нее появились сразу три образования РПЦ: Пятигорская и Черкесская епархия (в нее вошли приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов края, а также Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии), а также Владикавказская и Махачкалинская епархия (приходы Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии и Чечни). Бывшая Ставропольская и Владикавказская епархия отныне называется Ставропольской и Невинномысской.
Епископом Пятигорским и Черкесским назначен епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (Денис Курьянов), 36 лет, уроженец Грозного. С краем у Феофилакта много общего. Выпускник Ставропольской духовной семинарии, служил в Рыздвяном и Благодарном, окончил Институт Дружбы народов Кавказа. Последняя его должность - правящий архиерей Смоленской и Вяземской епархии, в обязанности которого входило также окормление православных приходов в Туркмении. 
На Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру назначен 60-летний архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Владимир Остапенко), уроженец Целиноградской области Казахстана. Одно время, в начале 80-х, он также успел поработать в Грозном, после чего до последнего дня служил в Калмыкии.
Наконец Ставропольскую и Невинномысскую епархию возглавит 47-летний епископ Павлово-Посадский Кирилл (Леонид Покровский), уроженец Миасса Челябинской области. За плечами Московская духовная семинария, Софийская духовная академия, Московская духовная академия. Долго был связан с деятельностью Нижегородской епархии, в частности был ректором Нижегородской духовной семинарии. Профессор, член-корреспондент Международной славянской академии.
Предыдущее место работы - наместник Донского мужского монастыря Москвы и председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством - эта последняя должность за Кириллом будет сохранена, что немаловажно для Ставрополья, имеющего глубокие казачьи корни.

 

Скандал за скандалом
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Иван Ашурков) назначен главой Челябинской и Златоустовской епархии. Для Феофана это назначение, безусловно, понижение. А если учесть неожиданность решения и для него самого, то просто удар под дых, который Синод подсластил благодарностью архиепископу за его труды по укреплению церковной жизни на Северном Кавказе, «включая строительство новых и восстановление разрушенных храмов и обителей, организацию религиозного просвещения и образования, осуществление диалога с мусульманскими общинами, направленного на утверждение мира и согласия в многонациональном обществе».
Но если заслуги архиепископа столь велики, в чем же истинные причины ссылки Феофана на Урал на должность главы скромной епархии? Решение далеко не рядовое, а потому имеет серьезные и глубинные причины. 
Напомним, что на Ставропольскую и Владикавказскую епархию, крупнейшую в России, Феофан был назначен в мае 2003 года, в 2008-м возведен в сан архиепископа, в октябре 2010-го стал ректором Владикавказского духовного училища. Имеет внушительный список наград, не только церковных, но и государственных, среди которых медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», орден Дружбы, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 1993 году, будучи заместителем председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, Феофан вел переговоры с Руцким и Хасбулатовым в осажденном Белом доме, убеждая прекратить кровопролитие. В бытность епископом Магаданским и Синегорским, перед началом войны в Ираке в 2003 году вместе с мусульманскими деятелями спецрейсом вылетел в эту страну с миротворческой миссией. В течение двух сроков представлял Ставропольский край в Общественной палате России.
Вместе с тем Феофан был человеком уж очень светским - не пропускал ни одного значимого мероприятия с участием политиков. Вместе с губернатором Черногоровым сидел за штурвалом комбайна, помпезно и на широкую ногу встречал собственное 60-летие...
В 2008 году глава епархии оказался в центре скандала, связанного с выселением трех ставропольских семей из помещений, в стародавние времена принадлежавших Иоанно-Мариинскому женскому монастырю. Епархия желала вернуть себе здание,  по уши погрузившись в судебные дрязги. 
В том же году активисты «Протестного комитета» Ставрополя начали сбор подписей под требованием вывести Феофана из состава Общественной палаты. Поводом для беспрецедентной акции явилось строительство православной гимназии на могилах старинного Успенского кладбища, начатое с благословения архиепископа.
Год спустя архиепископ снова оказался в центре неприятной истории, на этот раз связанной с выборами патриарха Русской православной церкви. По словам очевидцев, очень уж инициативный Феофан «навязывал неадекватную процедуру избрания делегатов на Поместный собор». 
Это настолько возмутило главного идеолога РПЦ, профессора Московской духовной семинарии Андрея Кураева, что он обратился в Священный синод с требованием дать жесткую оценку действиям владыки.
Не успели остыть выборные страсти, как духовенство Северного Кавказа потребовало от Священного синода отставки архиепископа. Текст этого обращения был опубликован в интернет-газете «Век». Феофана, в частности, обвинили в том, что во всех крупных или курортных городах он возводит себе роскошные резиденции. Кроме того, как следовало из письма, «о благочестии пастырей Феофан судит лишь по величине взносов в епархиальную казну».
А вскоре руководство РПЦ получило еще одно коллективное письмо по поводу Феофана - на этот раз от духовенства неканонической Юго-Осетинской (Аланской) епархии, потребовавшего «применить самые строгие адекватные санкции в отношении архиепископа, поведение которого совершенно не соответствует не только сану, но и званию рядового гражданина».
Много критиковали архиерея в центральной прессе, в частности за то, как Феофан, активный поборник теории «русской самобытной цивилизации», напористо продвигал на Ставрополье идею преподавания «Основ православной культуры».
Напомним, что с апреля прошлого года школы края в числе других 19 регионов приступили к обкатке экспериментального учебного курса основ религиозных культур и светской этики. Родителям предстояло сделать выбор между основами православия, ислама, буддизма, иудаизма, культурой мировых религий и светской этикой.
По данным предварительного опроса родителей ставропольских школьников, проведенного в октябре 2009 года, большинство выбрало курс светской этики. Но уже месяц спустя на первое место по опросам выбились основы православной культуры. Ясно, что решение продавили не без участия Феофана.

 

Чем не клановость? 
В минувшую среду архиепископ собрал брифинг, на котором поблагодарил всех, кто помогал ему в работе. Главными своими достижениями за время работы в регионе Феофан считает восстановление монастырей, строительство храмов, создание детских приютов, лучшего в России центра реабилитации наркозависимых. 
«Эту работу я намерен продолжить и на новом месте. Насколько мне известно, в самом Челябинске всего 15 храмов, а должно быть вдвое больше. В епархии неважно с духовным образованием, хочу создать семинарию» - заявил архиепископ.  
Однако вопросы о причинах разделения епархии Феофан комментировать категорически отказался: «Решение было за Святейшим патриархом и Священным синодом, на заседании которого я не присутствовал. Было ли оно верно, время покажет». 
Как следует из немногочисленных официальных источников, учреждение новых епархий лишь часть большой программы по оптимизации структуры церковного управления.  А кадровые решения коснулись не только Северного Кавказа, но и ряда других территорий.
Между тем, по мнению большинства наших собеседников как среди общественности, так и во властных структурах, новшество, затронувшее Северный Кавказ, на пользу ему не пойдет. Это не согласуется и с грандиозными планами полпредства в СКФО по созданию единой и неделимой северокавказской общности граждан. Теперь же к существующим административным границам добавились новые, епархиальные.
Любое территориальное дробление на Северном Кавказе, пусть даже на бумаге, единства не добавляет. Достаточно вспомнить, как русское население восприняло в штыки отделение Ставрополья от южнороссийских территорий Кубани и Дона.
Понятно, что официально церковь отделена от государства, но на практике мы видим совсем иное. Церковь активно, а порой сверхнастойчиво пытается влиять на политику, экономику, культуру. В таком случае вопрос раздела епархии не мешало бы обсудить в порядке свободной дискуссии хотя бы с верующими. Решение же по всему принято было скоропалительно, без достаточного обоснования, и мотивы его непонятны.
Похоже, решение Синода чисто политическое. А значит, и оценивать его надо с позиций влияния на региональную и национальную безопасность. И тут ничего утешительного сказать нельзя: к старым рискам - терроризму, коррупции, клановости, неработающим законам экономики - возможно, добавится еще один - очередной всплеск сепаратистских настроений. Увеличение критической массы социальных недугов грозит обернуться непредсказуемыми событиями и новыми бедами.

 

Олег ПАРФЁНОВ

 

Владимир26 июля 2012, 13:01

 
 
 
 

В Туркменистане особой деятельности Феофилакта (Курьянова) по окормлению паствы не наблюдается. Как и во всех бывших республиках Союза, русских принуждают к ассимиляции посредством ограничения на государственном уровне использования родного языка

Владимир26 июля 2012, 12:49
 
 
 
 

В Туркменистане особой деятельности Феофилакта (Курьянова) по окормлению паствы не наблюдается. Как и во всех бывших республиках Союза, русских принуждают к ассимиляции посредством ограничения на государственном уровне использования родного языка

Юрий21 июля 2012, 00:02
 
 
 
 

"Это не согласуется и с грандиозными планами полпредства в СКФО по созданию единой и неделимой северокавказской общности граждан." А это СОГЛАСУЕТСЯ: 14.07.2012 01:31 Юрий Ращупкин Александр Геннадиевич! Утром 20.06.2012 г. через Приёмную Президента РФ, а в 19:59 по Вашей электронной почте мы направили ВАМ ОБРАЩЕНИЕ О восстановлении ПАМЯТИ Юношеского подполья города Пятигорска. Вот уже 70 лет Память о Юных Героях, которая, по-нашему мнению, является ПЕРВОЙ среди Общероссийских символов патриотизма, подвергается обструкции. Память Юным Героям не нужна - их могилы затоптаны, а "мёртвые сраму не имеют"! СРАМ ИМЕЕМ МЫ! Прошло 23 дня после последнего нашего Обращения и более 2-х лет после первого.

Ольга28 декабря 2011, 22:08
 
 
 
 

Статья полезная и смелая. Полезно знать обратную сторону медали. Главное, чтобы это было объективно и достоверно. Тоже есть, что сказать... Но решимости пока не хватает. Беспокойства много будет. Легче, конечно, говорить о том, кто ушел. Был у меня негативный опыт в Свято-Георгиевском женском монастыре. Если уж "припечет" или не оставят меня в покое, то решусь, пожалуй, написать. Просьба сообщить по е-мейл моему, как вам материал можно отправить, если что... Спасибо

Валентина16 мая 2011, 12:28
 
 
 
 

Не судите, да не судимы будете.

Челябинец 12 апреля 2011, 22:39
 
 
 
 

На Тебе, Боже, что нам негоже......... Теперь наша епархия стонать от поборов с духовенства будет. Иов больше поклонение любил чем деньги, этот - наоборот

Анатолий03 апреля 2011, 23:51
 
 
 
 

Но, может быть, в меньшей по территории епархии новому владыке будет лучше видна картина в приходах? Уверяю, есть на кого и на какие делишки посмотреть!

Православный02 апреля 2011, 18:26
 
 
 
 

А нам в Пятигорске очень понравился новый владыка Феофилакт. Высокий, не то что прежний, говорит о Боге, а не о политике и мусульманах. Спасибо патриарху что его к нам прислал!

Павел02 апреля 2011, 18:26
 
 
 
 

Увлекся политикой?! У нас самый лучший способ прекрытия свое финансовой деятельности заняться политикой! Грабежом он здесь занимался. Строил храмы? А в строительстве самые большие откаты. Разговаривая с духовенством после отъезда Феофана складывается впечатление, что его здесь и не было. Все хвалят Бога, что избавил от такого начальника.

Инна02 апреля 2011, 14:35
 
 
 
 

Ну, то что владыка сменился... Видать, его качество, не было "Богом гарантировано". Но зачем было край дробить???

Федор31 марта 2011, 09:21
 
 
 
 

Ведь по хорошему просил владыку обратить на могилу настоятеля церкви Георгия Победоносца в Галюгаевской, отмахнулись.Ну БОГ ему судья.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий