Поиск на сайте

Почему россияне живут плохо, а московская и чеченская элита – хорошо

 

«Открытая» уже рассказывала о форуме «Школа новой власти», который прошел 5-7 апреля в Ставрополе. Его организовал «Комитет гражданских инициатив», который привез в наш город ведущих российских экспертов в области политики и экономики. В частности, в прошлом номере мы передали содержание лекций политологов Александра Кынева и Алексея Бузина.
Также перед ставропольцами выступил член Европейского клуба экспертов местного самоуправления Ильдар ФАСЕЕВ. Говорил он о пороках российской бюджетной системы, подтверждая это большим количеством цифр.

 

Миллион винтиков для Олимпиады
В чьих руках деньги, тот и главный. Очень простая истина. Очевидна она и в реалиях России, пронзенной «вертикалью власти». Жесткая иерархия чиновников, как в феодальном обществе: деньги из каждого уголка страны, словно гигантский пылесос, изымает Москва. А затем перераспределяет регионам, исходя из непрозрачных принципов, а те, в свою очередь, муниципалитетам.
По словам Фасеева, на протяжении двух десятков лет в России все налоговые преобразования были направлены на снижение доходов муниципалитетов. Болезненно по ним ударила налоговая реформа 2000-2001 годов, которая имела целью снижение налогового бремени на предпринимательство. Тогда было отменено большинство местных налогов, при этом потери местных бюджетов не компенсировались (к слову, в нарушение Конституции РФ).
В 2010 году Счетная палата РФ провела подробный анализ бюджетного процесса в стране. Результаты оказались столь жесткими, что после этого к подобной работе аудиторы больше не подступались. Итак, в 2010 году в России все уровни органов власти получили 13,6 трлн. рублей.
Из этой суммы 61% «осел» в федеральном бюджете, 31% – в регионах и лишь 8% – в муниципалитетах. По мнению Фасеева, за последнее время московский «пылесос» стал работать еще сильнее: у муниципалитетов забрали 10%-ные отчисления налога на прибыль. Причем Счетная палата не оценивала деньги, поступающие во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования) и Стабилизационный фонд, а они ведь тоже федеральные.
Причем каждый пятый рубль в бюджетной системе страны идет на трансферты (читай, «подачки»): из федерации – в регионы, из регионов – в муниципалитеты. В общем, сразу очевидны приоритеты нашего «социального» государства – это мегапроекты национального уровня (вроде саммита АТЭС, «Роснано» или Сколково). А вовсе не интересы рядового гражданина, которые вроде как призвана отстаивать муниципальная власть, но денег на то не имеющая.
«Такая система ущербна, она лишает местные сообщества стимула к развитию. Именно это является основной целью местных властей, но у них таких возможностей нет, по любым вопросам они должны обращаться к вышестоящим уровням власти», – говорит Фасеев.

 

«Сито» для простачков
В общей массе российских муниципалитетов на 59% их содержание обеспечивают трансферты из вышестоящих бюджетов, а 10% – неналоговые доходы (от продажи и аренды земли и имущества). Остальное – налоги.
Причем лишь 4% в структуре доходов приходится на те виды налогов (земельный и на имущество физлиц), которые местные власти собирают самостоятельно. Все прочее – это «крошки с барского стола»: отчисления от налогов (как их называют, «политических»), которые поступают в региональный или федеральный бюджет.
Основной источник дохода для местных поселений (будь то крошечное село или город-миллионник) – это налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Точнее, 20%-ные отчисления, которые идут в местные бюджеты (остальное – в региональную казну). Это российское «ноу-хау», в то время как во всех западных странах именно этот налог является местным и идет на развитие муниципалитетов.
Другая российская аномалия – НДФЛ взимается по месту жительства, а не по месту работы. Снова порочный принцип «пылесоса»: жители сел и небольших городков, находящихся вблизи мегаполисов, работают (соответственно, платят налоги именно там). Хотя социальные блага (образование, лечение, благоустройство) они «потребляют» по месту жительства, а не работы.
Еще один парадокс, на который обратил внимание Ильдар Фасеев, – это так называемые «экономические» налоги (налог на прибыль и НДС), которые напрямую зависят от финансовой эффективности предприятия. Городские и сельские бюджеты от них не получают ни копейки – значит, и у местных чиновников нет никакого интереса, чтобы «завлекать» на свою территорию инвесторов.
Крупные компании (как правило, это сетевые холдинги), которые размещают свои производства в глубинке, для местных жителей отнюдь не благо. И вопрос вовсе не в экологии или коррупции. Просто все виды налогов (кроме налога на землю) холдинги платят по месту регистрации, а не по месту работы. Это, нетрудно догадаться, в основном Москва и Питер. Для Ставрополья же это вообще вопрос выживания. Крупнейшие компании в крае – дочерние структуры «Еврохима», «Лукойла», «Газпрома», «Роснефти», налоги от которых большей частью оседают в столице.

 

Дотацией заманивают в капкан
Чтобы хоть как-то свести концы с концами, главы муниципалитетов вынуждены с протянутой рукой идти в кабинеты губернаторов, а то и федеральных министров. Лояльным дают, остальных – прочь! Поэтому в российских реалиях в политическое орудие превратились даже безобидные целевые программы вроде таких, как «Жилище» или «Модернизация ЖКХ». А всего таких программ в стране действует семь десятков, и за каждой – чьи-то интересы!
Еще один опробованный Москвой инструмент, когда регионам адресно передают некие федеральные полномочия (а вместе с ними и некоторые деньги – в виде бюджетной субвенции). При этом полномочия можно в любой момент отозвать (естественно, вместе с деньгами). Также субвенцию можно забрать у муниципалитета, если покажется, что она потрачена нецелевым образом...
Бюджетные деньги неравномерно распределены в России не только по «вертикали», но еще сильнее – по «горизонтали». Это, по мнению Фасеева, также проявление чистой политики, а не экономики. Налоги «выжимают» со всех одинаково, а затем барской волей раздают самым лояльным.
Опираясь на данные Счетной палаты, Фасеев привел такой расклад между регионами. На Москву приходится 18% всех бюджетных доходов российских субъектов. В пересчете на миллион жителей это даже втрое выше, чем во всех регионах-донорах (где доходы превышают расходы, как, например, Питер, Кубань, Подмосковье, Тюменская область). И в восемь раз выше, чем в оставшихся 65 регионах-реципиентах (расходы выше доходов), к которым относится и Ставропольский край.
И это, заметил Фасеев, без учета того, что напрямую из федерального бюджета тратятся огромные деньги на содержание полиции, судов, прокуратуры и других органов власти в Москве. Если включить в подсчеты эти суммы, то «качели» между Белокаменной и всеми прочими регионами и вовсе станут десятикратными.

 

Хватит перекармливать Кавказ!
Конечно, на ставропольском семинаре не могли обойти вопросы бюджетного «довольствия» Северного Кавказа. «Неправильно давать деньги, когда люди не умеют ими распоряжаться», – таков был краткий вердикт Фасеева, который не стал подробно останавливаться на ситуации в Чечне или Дагестане. Все понятно и так...
Зато припомнил он о модной нынче в СКФО (благодаря полпреду Александру Хлопонину) тенденции – создавать налоговые офшоры, где действуют проекты «Курортов Северного Кавказа» и «Корпорации развития Северного Кавказа». По мнению Фасеева, это путь тупиковый, который ведет лишь к злоупотреблениям чиновников и безделию бизнесменов.
Чтобы стимулировать развитие муниципалитетов, нужно не офшоры плодить (и без того налоги собираются из рук вон плохо), а дать им возможность оставлять на месте собираемые налоги. По крайней мере те, которые сейчас большей частью «высасываются» в Москву. Это НДФЛ и единый сельскохозяйственный налог, а также многие виды пошлин.
По мнению Фасеева, нужно законодательно отказаться от бессмысленного принципа «плачу, где зарегистрирован». Тогда деньги будут оставаться (и тратиться) там, где реально нужны населению. При этом надо запретить вертикально-интегрированным холдингам, сетевым компаниям и банкам «лукавую лазейку», чтобы в регионах они открывали не бесправные филиалы, а полноценные дочерние предприятия.
Советы, конечно, толковые. Вопрос в том, готова ли разжиревшая московская, питерская или чеченская элита отказаться от манны небесной?!

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях