Поиск на сайте

На днях Александр Хлопонин отчитался перед президентом о выполнении его поручений, которые тот периодически раздавал еще с середины лета на различных совещаниях. Самым главным достижением полпред назвал недавнее принятие стратегии развития СКФО до 2025 года. На Дмитрия Медведева это известие впечатления, похоже, не произвело: дескать, хоть со стратегией, хоть без нее, а округ развивается вяло. Президент предложил полпреду составить список глав регионов - претендентов на скорое увольнение.

 

Путин в помощь
Поручение разработать «комплексную стратегию развития по федеральному округу в целом, а на ее основе - четкие планы по каждому региону» премьер Владимир Путин дал своему заму Хлопонину еще в январе, на совещании в Пятигорске. 
Вскоре в интервью полпред заявил, что над документом усиленно трудятся лучшие умы России: из Минрегиона, Национального агентства прямых инвестиций, московских компаний «Стратегия-центр» и Strategy Partners и пятигорской AV-Group. 
Работа над стратегией заняла почти полгода. Премьер подписал ее 6 сентября, а в начале октября документ вывесили на сайте кабинета министров. Одновременно было озвучено, что Путин возглавит спецкомиссию по Северному Кавказу (куда вошли все губернаторы СКФО и несколько федеральных министров), которой предстоит ежеквартально подводить итоги реализации стратегии.
Сам Хлопонин на днях так охарактеризовал новую разработку: «Если нашу стратегию считывают  так, что мы якобы дадим в такую-то республику столько-то миллиардов рублей и там все заработает, то это ошибочное понимание». По словам Хлопонина, следующим документом, который будет  готов к концу ноября-началу декабря, должен стать конкретный план реализации стратегии. «Это перечень конкретных шагов и сроков по каждой республике с конкретными ответственными людьми на федеральном и региональном уровнях», - подытожил полпред.

 

В трех измерениях
Авторы стратегии допускают три варианта развития Северного Кавказа. Первый, «инерционный», прорыва не обещает. Более того, экономическая ситуация в округе только ухудшится. Никаких долгосрочных программ, рост межэтнической напряженности, «похолодание» делового климата и снижение качества жизни. В общем, при таких прогнозах - собирай чемоданы и вали куда подальше!   
Некоторые приятные моменты уже встречаются во втором, «базовом», сценарии. Впервые, хотя и вскользь, упоминается о безопасности. На решение ее проблем отпущено 5-10 лет, что, в частности, позволит подтянуть туристическую отрасль. В числе приоритетов значится развитие агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплексов с серьезным акцентом на улучшение инвестиционного климата.
И наконец, согласно третьему, «оптимальному», варианту Северный Кавказ превратится в один из ведущих регионов страны: низкий уровень безработицы (не выше 5%), высокие зарплаты, сплошь модернизация, стабилизация, инновации и инвестиции.
В качестве сравнительной иллюстрации трех моделей, предусмотренных стратегией, можно привести цифры среднегодового темпа прироста валового регионального продукта регионов, входящих в СКФО. Так, с нынешних 2,1% этот показатель в «инерционном» варианте подрастет лишь до 2,5%, в «базовом» - уже до 6,7%, а в «оптимальном» - до 7,7%.  
Авторы программы намерены заманивать инвесторов налоговыми и таможенными льготами, государственным софинансированием строительства базовой инфраструктуры, госгарантиями и прочими бонусами. Например, госгарантии обещают «Сбербанк», «Россельхозбанк», ВТБ (на краткосрочные проекты до 3-5 лет) и «Внешэкономбанк» (на проекты до 8-10 лет), в том числе под залог строящихся объектов. На эти цели уже в будущем году планируется выделить 50 млрд. рублей (что сопоставимо с бюджетом Ставропольского края). 
Для успешной реализации задуманного на базе государственного «Внешэкономбанка» планируется создать Институт развития СКФО, а также ряд инвестиционных фондов. Существующий федеральный инвестфонд намерены пополнить на 6,5 млрд. рублей: эти средства целевым образом пойдут на инфраструктурные проекты в рамках частно-государственного партнерства.
Одним из путей решения проблемы занятости авторы стратегии называют создание окружного Агентства по трудовой миграции. В результате  предполагается не только значительно сократить безработицу в СКФО, но еще занять до 10% федерального рынка иностранной рабочей силы (около 250 тыс. человек). Хотя, если вдуматься, создавать такую структуру расточительно. Да и зачем тогда нужна Федеральная служба по труду и занятости с подразделениями в каждом регионе СКФО?

 

Кто раскачивает лодку?
Вместе с тем явным недостатком стратегии, считают независимые эксперты, является то, что в ней отсутствует всякое упоминание о политических рисках и путях их минимизации. Никакие масштабные инвестиции невозможны без устранения политических угроз, прежде всего терроризма и экстремизма. Никакой серьезный инвестор (кроме государства) не придет в регион, где постоянно убивают, взрывают и похищают. 
Да, многие проблемные точки региона в стратегии обозначены верно (безработица, низкая социальная мобильность, непрозрачность управленческих решений, отток русского населения). Но все это фактически не увязано с системными политическими вызовами самой российской государственности, с тем, как именно планируется поддерживать безопасность в регионе.
Стоит напомнить, что еще лет пять назад полпред Дмитрий Козак в докладе Путину прямо признал: без кардинального пересмотра политики федерального центра решить проблемы в регионе не удастся. Нужна серьезная идеологическая работа, поскольку экстремистские идеи невозможно нейтрализовать дешевой колбасой и высокой зарплатой. Их можно победить только современными гуманитарными идеями и созданием условий к высокой мотивации - учиться, трудиться, созидать.
В стратегии только два небольших подраздела касаются общественно-политической жизни региона: «Межнациональные отношения» и «Укрепление общегражданской идентичности». Лишь мельком упоминается  о межконфессиональных отношениях, хотя сегодня вовсе не этнический национализм, а именно религиозный экстремизм является одним из главных препятствий в развитии Северного Кавказа.
Надеяться на старания силовых структур в деле обеспечения конституционного порядка наивно и бесперспективно.
Недавно глава Следственного комитета Александр Бастрыкин на «Эхе Москвы» откровенно признался: «Органы внутренних дел в Дагестане, в Ингушетии, в Кабардино-Балкарии и Чечне ежедневно несут потери до 5-6 человек. На Северном Кавказе идет едва ли не война». Так зачем и для кого в таких условиях строить дороги, электростанции, заводы, создавать ОЭЗ?..

 

Вглубь взгляда не хватает
Лишь вскользь сказано о молодежной политике, при том, что более трети населения округа (около 2,8 млн. человек) - это молодежь.  Никакой конкретики в области поддержки общественных организаций, хотя именно они являются ростками гражданского правосознания, дефицит которого так остро испытывает Северный Кавказ.
Важным направлением стратегии, считают ее авторы, является подготовка специалистов, необходимых для обеспечения экономического роста СКФО. Ведь проблемы с кадрами существуют практически во всех отраслях: туризме, санаторно-курортной сфере, госуправлении, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и прочих. Вместе с тем раздел «Образование и наука» выглядит, откровенно говоря, скудно.
Одним из слабых мест стратегии, по оценке независимых экспертов, является направление, посвященное возвращению на Северный Кавказ русского (из других регионов России) и русскоязычного (из стран СНГ) населения, «прежде всего высококвалифицированных специалистов». Тут вообще нет четких цифр и решений.
Но «русский вопрос» - лишь видимая часть айсберга. Из региона уезжают не только русские, но и экономически активные и образованные чеченцы, кабардинцы, ингуши, осетины. Получая образование и имея свой бизнес в Москве, Ростове или Краснодаре, они не могут найти безопасную гавань у себя на родине.
При этом специалистов собираются привлекать со стороны. Этак все деньги уйдут на обустройство и зарплаты приезжим.

 

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»

 

слава24 ноября 2010, 18:48

 
 
 
 

Самое интересное - программа "мобильности трудовых ресурсов", русских на Кавказ, а горцев в Россию,- явно чье то больное воображение! И все это на полном серьезе, как говориться без комментариев ! Миграция всегда будет отражать политическую и экономическую ситуацию, а не соответствовать кабинетному воображению "эффективных манагеров". Что то не заметно,чтобы элитные детишки взяли чемоданчик и вперед после Лондонских и Московских университетов, экономику Чечни и Дагестана поднимать(хотя в СССР было распределение молодых специалистов, что и помогло развитию региона) и с преступностью там бороться (чтобы МВД республик не было мононациональным) .А пока миграция населения происходит сама по себе и никак не соответствует планам "кремлевских мечтателей".

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях