Поиск на сайте

 

 

 

Сработаются ли вместе Владимир Путин и Дмитрий Медведев?

 

Сегодня, 7 мая, в Москве состоится инаугурация (церемония вступления в должность) нового президента России Дмитрия Медведева. Впрочем, о новой «конфигурации власти», которая должна вот-вот появиться в нашей стране, известно пока немного: кабинет министров возглавит экс-президент Владимир Путин, он же станет во главе двухмиллионной «Единой России».
Авторитетное мнение по этому поводу в беседе с политическим обозревателем «Открытой» высказал директор пятигорского НИИ стратегических исследований, доктор политических наук, профессор Виктор ПАНИН.

 

– Виктор Николаевич, сегодня очень многие эксперты говорят о том, что после «воцарения» Медведева Россию ожидает многовластие с тайной борьбой кремлевских кланов за сферы влияния. Вы согласны с таким мнением?
– Многовластия не будет и быть не может! Вся эта, как вы говорите, «тайная борьба» закончилась еще на этапе выдвижения Медведева кандидатом в президенты. Естественно, и сам Путин делал ставку на того «преемника», который будет управляемой фигурой, при котором можно остаться своеобразным «серым кардиналом».
Именно поэтому, кстати, Путин и не назвал в качестве «преемника» другого вице-премьера Сергея Иванова – человека, в сравнении с Медведевым имеющего более мощную профессиональную подготовку, харизму, политическую волю, самостоятельное мышление.
– Тем не менее, уже сейчас Медведев и Путин активно ведут аппаратные «игры», перетягивая друг к другу сильные номенклатурные фигуры. Скажем, Путин уже перевез с собой в правительство практически весь штат стратегических советников и пиарщиков из Кремля.
– Говорить о каких-то «играх» неправильно – происходят всего лишь плановые, текущие перестановки в правительственном и кремлевском аппарате. Это ведь абсолютно нормальная практика, когда политик, придя на новое место, формирует свою команду из проверенных годами совместной работы людей.
В целом же персоналии отдельных министров или глав управлений не так важны. Какие бы люди не расселись на ключевых постах в правительстве, главное, что страну не ожидает скачкообразных изменений социально-экономического и политического курса, который был взят еще в 2000 году.
– Медведева привел к власти Путин, Путина – Ельцин. Когда это произошло в 1999-м, на Владимира Владимировича тоже смотрели как на марионетку «семьи», но он чрезвычайно быстро отправился в самостоятельное плавание.
– Перед Кремлем в 2000 году стояли совершенно другие задачи. Нужно было срочно выстраивать «вертикаль власти», чтобы не допустить развала страны и возвратить Россию в состав мировых держав. Поэтому и возникла необходимость поставить во главе страны фигуру, имеющую поддержку со стороны наиболее мобильной, иерархически выстроенной структуры, а именно КГБ-ФСБ.
Путин понимал, что если бы у власти остались те же кланы, что и в 90-е, то страну неминуемо ждал бы крах. Возможно, в чем-то он и перегнул палку, слишком туго закрутил «гайки» в отношении олигархов или аппаратчиков ельцинского призыва.
Но политика, как известно, не делается в белых перчатках, тем более в такой критический момент истории, каким оказался для России рубеж 90-х – 2000-х годов.
– А какие задачи стоят перед Медведевым?
– Усилиями Путина и его команды мы вернулись в состав мировых лидеров, укрепили внутреннюю и внешнюю мощь страны. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о переориентации нашей экономики с сырьевой на инновационную, внедрения высоких технологий во все отрасли народного хозяйства и дальнейшего повышения качества жизни населения.
Другой очень болезненный вопрос, на который предстоит найти ответ Медведеву, – это сама природа российской государственности.
Думаю, новому президенту придется поэтапно отказываться от национальных автономий (резкий отказ может привести к гражданской войне) и продолжить процесс объединения ряда субъектов Федерации для повышения их управляемости.
Кроме того, придется каким-то образом решать проблему демографического спада – население страны сокращается так быстро, что вскоре оно уже не сможет контролировать такую огромную территорию, которую занимает Россия.
– Многие мировые лидеры до сих пор сомневаются в легитимности избрания Медведева президентом. Так, ключевые кандидаты на пост президента США Барак Обама и Хиллари Клинтон раскритиковали российские выборы как «недемократичные».
– Для начала давайте посмотрим, кто такие Обама и Клинтон. Оба – сенаторы, планка принятия стратегических решений для них – родной штат. Медведев же – политик национального уровня, имеющий за плечами большой опыт работы в научной сфере, бизнесе, юриспруденции, государственном управлении.
Так что, полагаю, критиковать его имеет право только сопоставимая по масштабам политического веса фигура.
Теперь давайте разберемся, что такое «недемократичные». Да, перед выборами было в какой-то степени зачищено политическое поле, но Кремль сделал это лишь для того, чтобы не допустить «оранжевую революцию». А опасность такая была, учитывая необычайную активность «несистемной оппозиции», подпитываемой с Запада, в том числе и из США, которые нас же теперь и критикуют.
– А как же демократические принципы?
– Демократии ради самой демократии не бывает. Это всего лишь форма общественного управления, которая должна работать на повышение качества жизни населения. Многие западные страны уже «доигрались» в такую «чистую» демократию.
Например, Франция, где ныне столько этнических и экономических проблем, сколько России и не снилось – вот там и выбрали президентом, как бы мы выразились, «силовика», бывшего министра внутренних дел Николя Саркози. Он жесткой рукой и начал порядок в стране наводить – только его в «недемократичности» никто не обвиняет!
– Виктор Николаевич, а какие изменения ожидаются в губернаторском корпусе? Незадолго до инаугурации подали в отставку сразу двое губернаторов – ставропольский Черногоров и иркутский Тишанин, еще несколько глав регионов на подходе...
– Думаю, Медведев уберет самых одиозных или «прозаседавшихся» губернаторов. Правда, подготовку всех кадровых решений подобного рода «переключат» с президентских полпредов на Министерство регионального развития.
Во-первых, это министерство контролирует Путин как председатель правительства.
А во-вторых, потому что министр Дмитрий Козак, сам много лет отработавший полпредом в неспокойном ЮФО, практически всех губернаторов страны знает лично.
Надеюсь, при назначении новых глав регионов (в том числе и ставропольского) главными критериями для кандидатов будут профессионализм, умение подбирать себе команду и способность к стратегическому мышлению.

Беседовал

Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий