Поиск на сайте

О том, что творится в российском образовании, делится преподаватель истории из Ставрополя Сергей Новиков

 

В этом году исполняется пять лет с момента, как Единый государственный экзамен стал своего рода допуском к поступлению в вуз. По словам министра образования края Валентины Солониной, поскольку скорых изменений в законодательстве ждать не стоит, ЕГЭ есть объективная реальность.
В философии среди парных категорий диалектики существуют понятия содержания и формы, причем первое играет ведущую роль. В отечественном образовании теперь все с точностью до наоборот – всем правит бал форма, главенство которой видно не только по введению ЕГЭ. Это целый ряд таких новшеств, как дистанционное обучение, электронный журнал, sms-дневники…
Педагоги стали похожи на роботов, согласно предписаниям и инструкциям, просиживая у компьютера львиную долю своего времени.
Казалось бы, технический прогресс и тотальная компьютеризация должны облегчить труд учителя, но не тут-то было. Времени катастрофически не хватает не то что на чтение книги, но даже полноформатной статьи.
В общем, как в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», в которой крестьянка сетует:
«Ты говоришь, машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно же не оне на вас, а вы на их работаете – не вижу я, ли чё ли!
А на их мно-ого чего надо! Это не конь, что овса кинул да на выпас пустил. Оне с вас все жилы вытянут…»
На Всемирном философском конгрессе в Сеуле российский ученый Борис Кудрин, характеризуя современную ситуацию, заявил:
«Все живое на планете носит в себе следы технического… Сама цивилизация подошла к моменту, когда техническое поглотило биосферу, вторглось в жизнь человека и диктует ему параметры бытия».
Я не призываю вернуться в каменный век. Но и внедрять технический прогресс в образование и тем более в воспитание надо аккуратно, зная меру, чтобы не получилось, когда машина подменяет живой, непосредственный школьный процесс.
Учителя настолько замордовали компьютеризацией и автоматизацией, что у него не остается времени на воспитание, без чего не может быть качественного образования. Да и какое может быть воспитание, когда история – предмет, нацеленный, прежде всего, на нравственное и патриотическое становление личности – наравне с техническими дисциплинами занесен в список, по которому надо сдавать ЕГЭ. Я не против экзамена по истории как такового, каким он был раньше, когда можно выяснить истинную глубину знаний, но против ЕГЭ!
Упор в школе на компьютеризацию и за неимением времени отход от воспитания привел к тому, что дети не в состоянии понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Исчезла сама грань между тем, что можно, а чего нельзя, что прекрасно, что отвратительно.
Большинство хочет только радоваться и круглые сутки «не париться». Как результат – выходка подростков 9 мая, когда взрослые, казалось бы, люди фотографировались с куклой из секс-шопа на фоне танка.
В соответствии с нынешними педагогическими «новациями» герою Вячеслава Тихонова из фильма «Доживем до понедельника», учителю истории, в современной школе вообще делать нечего – слишком много размышляет, не дает тестов, мало ставит оценок.
Педагогическую драму нашего времени вслед за ученым-философом, литературным критиком, историком-медиевистом Умберто Эко можно определить как «Смерть Сократа». Вот что он пишет:
«А ведь истинное образование заключается в примерах, которые учитель дает ученику в живом общении».
Прививать ребенку тягу к хорошему, помогать ему распознавать, где добро, где зло, культивировать в нем сопереживание как главное человеческое чувство, поощрять любопытство – задача очень трудная, требующая огромного терпения и умения.
Но российское образование с этого магистрального пути свернуло, уводя поколение нынешних школьников все дальше. Куда? В холодную, безнадежную пустоту!
В этом году президент поручил разработать единый учебник по истории. Казалось бы, власть начинает осознавать значимость общественных наук, если бы не ряд смущающих обстоятельств.
На мой взгляд, педагога-историка с 27-летним стажем, единого учебника по истории быть не может в принципе. Исходя хотя бы из того, что уровень подготовки учащихся не просто разный, а порой планетарно разный.
Все разговоры вокруг нового учебника ведутся кулуарно. Вероятнее всего, нам готовят нечто такое, что обсуждению не подлежит, исключая альтернативные точки зрения на события. Но с таким подходом страна уже сталкивалась, и ничего хорошего из этого не вышло.
Более того, кулуарность подразумевает не только однообразие в подаче материала, но еще исключает из числа авторов учителей-практиков, тех, кто непосредственно работает с детьми, а не компьютерными фантомами.
Озаботиться надо не единообразием истории, а тем, чтобы все учебники объединяла любовью к родине. Так, на своих уроках по Великой Отечественной войне я непременно привожу один пример, сколь бы ни был ограничен во времени.
Все мы знаем, какие зверства творили фашисты на оккупированной советской территории: пытали, расстреливали, душили в газовых камерах… А Красная армия, взяв Берлин, стала кормить немцев. Только из запасов 1-го Белорусского фронта выдали 1250 тонн мяса, 12 тысяч тонн картофеля, 6 тысяч тонн муки, 500 тонн сахара, 65 тонн кофе.
В июне 1945-го берлинским детям стали регулярно выдавать молоко – несмотря на то, что в СССР сельхозпроизводство на тот момент составляло чуть более половины от довоенного уровня.
Важно понять, что Отечество не тождественно государству – политическому институту во всем его несовершенстве и с его грехами. Отечество – это дар свыше, врученный нам для творческого созидания с неизбежными взлетами и падениями.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев по этому поводу писал: «...воспитание любви к родному краю, родной культуре, родному городу, родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Именно воспитание, а не компьютеризация с автоматизацией, да еще схематизацией в виде единого учебника истории спасет нацию. 

 
 
Сергей НОВИКОВ,
преподаватель истории,
руководитель
краеведческого кружка
Ставропольского
строительного техникума

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях