Поиск на сайте

 

В арт-галерее «Паршин» в Ставрополе открылась выставка «лоскутного» искусства

Пэчворк, квилт, кинусай- га... Вряд ли даже завсегдатай художественных салонов часто слышит такие слова. А все это названия разных техник в «лоскутном» ремесле – когда из разноцветных кусочков ткани сшивают или связывают целые картины.

В старину рачительные крестьянки, что в России, что в Европе или Северной Америке, обновляли износившийся гардероб самым простым способом – латали да перешивали. То, что было совсем негодно для носки, шло на украшение жилища – из лоскутков шили одеяла, занавески, плели коврики и половицы.

Так в старину из рачения и родилось «лоскутное» искусство. Сегодня же оно доступно каждому: издаются десятки книжек для домашних рукодельниц, есть школы и клубы по интересам.

Пэчворку и квилтингу посвящают международные фестивали. Правда, основное внимание уделяют при этом «ремесленной» составляющей – какой должна быть стежка, как ладно скроить лоскутки...

Истинные мастера создают подлинные шедевры, которые украшают известные музеи и частные коллекции. Вот и на Ставрополье два самых известных мастера «лоскутных дел» – это Ольга Черничкина и ее дочь Евгения Васильева. Они не впервые проводят совместные выставки, но «Соцветие», открывшаяся в арт-галерее «Паршин» стала, пожалуй, самой представительной – тут десятки работ: панно, дорожки, есть даже трехмерные композиции.

Ольга Черничкина по образованию инженер, увлеклась лоскутным шитьем четверть века назад, когда работала педагогом во Дворце детского творчества. Обучалась искусству пэчворка у американцев, которые и считаются родоначальниками этого ремесла. А сегодня – сама признанный виртуоз: сколько у нее за плечами международных выставок и фестивалей – уже не счесть.

Евгения Васильева пошла по стопам матери, окончила художественное училище, а затем отделение дизайна. Сегодня она член Союза художников и преподает в родном училище.

Увлекается, кстати, не только «лоскутным» искусством, но еще и создает куклы-обереги. На выставке их множество. Безликие – нет ни носа, ни рта, ни глазок, а сделаны без единого стежка иголкой, все на завязочках. Нехитрая одежка – с традиционными славянскими орнаментами, так что ни с какой немецкой тильдой ни за что не спутаешь.

Хоть пэчворк и зародился в Америке, сейчас стал воистину «русским народным». Лоскутное одеяло дизайнеры даже взяли за основу, когда придумывали стиль сочинских Олимпийских игр 2014 года.

Вот и работы Черничкиной и Васильевой тоже очень самобытные – в них легко угадываются древние, посконные мотивы Руси. Но есть на выставке и работы с колоритом других уголков земли: например, «Каир» – желто-коричневое панно, словно густо замешали песок и кофе.

Есть и работы, посвященные Ставрополю, или, например, чудесный триптих «Лето», где у каждого месяца – своя цветовая гамма. Не сбежать авторам и от современности. Лично меня поразила работа с научным названием «Квазар» – это лоскутки, сплетенные в хитроумные косички, которые словно кружатся в танце.

Можно представить, сколько времени приходится тратить на каждую такую композицию! Сама Черничкина признается, что одно панно требует порой нескольких месяцев кропотливой работы.

Причем работа сугубо ремесленная, рутинная: отыскать ткани и нитки нужных расцветок, а затем кропотливо все это скроить, сшить, сплести... Но зато какая красота получается!

Антон ЧАБЛИН

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий