Поиск на сайте

 

 

Уникальный исторический и культурный пласт допетровской эпохи, до наших дней донесенный казаками-некрасовцами, предстал перед жителями Ставрополя

 

Трагическая и в то же время радостная и светлая история казаков-некрасовцев изучена и описана в подробностях. И все же, несмотря на обретенную мировую известность,  история эта по-прежнему дышит самой жизнью, открывая современникам новые смыслы, помогая разобраться в себе, по-иному взглянуть на происходящее, служит всем нам ценным уроком.    
О том, как эти гордые, свободные, трудолюбивые люди ушли на чужбину и вернулись на родину лишь два с половиной века спустя, как обустраивались и приспосабливались на новом месте, емко и в красках повествует экспозиция в краевом музее изобразительных искусств «Эхо времени. Кто такие казаки-некрасовцы». 
Семейные фотографии, в том числе из турецкого прошлого, традиционные костюмы, вышивка, украшения из бисера, самодельные детские игрушки, лоскутные одеяла, коромысла, посуда, уникальные архивные документы, тексты и записи былин, исторических и лирических песен, письма и воспоминания последнего избранного в чужих краях атамана Василия Порфирьевича Саничева...
Ну когда еще доведется побывать в Левокумке, господа ставропольчане? А тут рядом, под боком, - приходи, прикоснись к живой истории, поучись выносливости и мудрости, умению любить свою землю, хранить память и наказы предков, беречь святыни, обращаться к истокам.  
… В ночь на 9 октября 1707 года две тысячи русских мужиков во главе с Кондратием Булавиным пошли войной против регулярных петровских полков, положив начало крупнейшему в истории отечества крестьянско-казачьему восстанию. Но в бою на реке Айдаре повстанцы потерпели поражение. Булавин с ближайшими соратниками Некрасовым, Павловым, Хохлачем бежали в Запорожскую Сечь, чтобы собрать под свои знамена новые силы. А собрав, вновь двинулись против царя. После гибели Булавина восставших возглавил Игнат Некрасов и уже после окончательного поражения увел своих людей на Кубань, где организовал «казачью республику».
А в 1740 году, спасаясь от карающей руки государства, вольнолюбивые казаки покинули родную землю, отправившись в Турцию. Большинство осело около озера Маньяс, в селении Коджагёль. Позже к казакам примкнули бежавшие из России старообрядцы. Ловили в озере рыбу, уходя на промысел артелью на семь-восемь месяцев, пахали старинной сохой скудную землю, сеяли кукурузу и фасоль. И хотя далеко вокруг была турецкая земля, разговаривали и пели переселенцы на русском языке. 
Вот отрывок из преданий казаков-некрасовцев, записанный ростовским ученым-этнографом Федором Викторовичем Тумилевичем.
«Наш Игнат, сын Федора Некрасы, с царем Петром воевал за землю, за свой народ. Игнат и князя бояра Долгорукого убил, потому как князь станицы жег, миру притеснение делал. А ушел на Кубань при царице Катярине. Не схотел он народ свой под царицу отдавать, воли решать, сколько от нее казакох погибло! Игнат не подчинился Катярине. Она войско на Дон посылала и как завоюет станицу, так казнит казакох, вешает их. Ну, Игнат и увел народ свой на Кубань... Сорок тысяч одних сердовых казакох, что на коня сесть могли, увел Игнат. А всего народу ушло с ним более ста тысяч».
Фигура атамана Некраса со временем обросла мифами, будто бы он «большую тайную силу имел, волшебником был, мог претвориться в кого захочет». А еще знал он язык всех птиц, зверей, деревьев. Шутка ли, ведь всем Доном управлял! Стоило глянуть на него - сразу отличишь от других казаков. Все некрасовцы были статны, все чернобровы, с бородами, в шапках, чекменях. Едут на конях, а у них сабли, ружья, пики, сами песни играют - ну, соколы прямо! 
Легенда гласит, что у Игната будто бы два ряда зубов было. «Когда народился Некраса, в то время до него пришла родная бабка. Пришла она младенца поглядеть, а ему от роду два дня было. Младенец в люльке лежал да смеялся. Увидела бабка, что младенец смеется, а во рту у него два ряда зубох, так и сказала: «Будет слуга, да не царю!» Мать Игната испугалась таких речей да спрашивает: «Что же мне, горемычной, делать?» А бабка отвечает: «Не пугайся! Он не такой, как другие, что плавают, да ни до одного берега не пристают. До Игната люди сами пристанут».
Время шло, младенец рос. А вырос, стал «статным, дебелым, натоптанным, красивым боевым атаманом», все как бабка гутарила.
В Турции, гласит история, Игнат подписал договор с султаном, «чтобы церкви не закрывались, звон не запрещался, с турками казаки не соединялись, а салтан против их воли казакох на службу не брал». А своему народу атаман оставил заветы, первым из которых был: «царизме не покоряться, при царях в Расею не возвертаться». И еще завещал, чтобы казаки не расходились в разные стороны, а держались друг дружки.
«Наш Игнат супротив царя да царицы шел. Какой он изменщик?! Уйти от царя да царицы - разве измена?! Он народ от погибели спас, это божье дело! Мы некрасовцы были, некрасовцами и останемся», - гутарили старики.
В конце XIX века началось постепенное возвращение некрасовцев на родину, усилившееся после революции 1917 года. В 1921 году часть потомков донских казаков перебрались на Кубань, а в сентябре 1962-го по договоренности между турецким и советским правительством на жительство в СССР отправилась последняя партия из 999 человек, которая обосновалась в Левокумском районе. Тысячный переселенец Семен Бабаев родился на теплоходе посреди Черного моря, тысяча первый Кондрат Щепелеев - уже в Буденновске.
Вот что писала «Советская Кубань» 25 сентября 1962 года: «Теплоход «Грузия» подходит к причалу Новороссийского порта. Необычный вид представляется глазам встречающих. Из борта на всех палубах тесно стоят люди в национальных костюмах, которые носили донские казаки когда-то прежде. Мужчины, женщины, дети пристально всматриваются в силуэты вечернего города, в лица собравшихся на пирсе. Прибывшие - потомки казаков, принимавших участие в Булавинском восстании. И вот теперь кубанская земля первой встретила последних некрасовцев, возвратившихся на свою Родину... Добро пожаловать, русские люди! Будьте достойны нашей великой Родины!..».
День 26 сентября 1962 года для тихого провинциального Прикумска (ныне Буденновск), куда прибыли переселенцы из Новороссийска, выдался праздничным. Некрасовцев встречали всем городом. 
На вокзале по прибытии поезда был организован митинг, с приветственными речами выступали руководители края, Прикумского и Левокумского районов. 
Ответное слово держал атаман Василий Порфирьевич Саничев: «Мы пришли до своего языка, исполнили завет Игната Некрасова - кровь не замарали и язык 250 годов сберегли».
Потом была экскурсия по городу. Первым делом переселенцам показали памятник Ленину, пригласили в райком партии, оттуда повезли на элеватор, в школу №1, на стадион, организовали встречу с передовиками производства. А уже на следующий день, добравшись  до места назначения, переселенцы приступили к работе в совхозах «Левокумский» и «Бургун-Маджарский», к слову, не без участия казаков-некрасовцев выбившихся в число лучших хозяйств края.
В чужих краях некрасовцы сумели сохранить ценности традиционной русской культуры  еще допетровской эпохи: язык, обычаи, обряды, традиции, одежду, песни, былины, предания и великое трудолюбие. Не растеряли, не расплескали на долгом и тернистом пути своем, донесли до нас. 
На Ставрополье культура некрасовцев нашла  продолжение в творческой деятельности этнографического ансамбля «Некрасовские казаки», созданного заслуженным работником культуры Людмилой Васильевной Евдокимовой, а спустя время на сцене появился детский ансамбль «Некрасовские казачата». Так и поют вместе бабушки и внуки, выступая на российских и зарубежных площадках.
О некрасовцах написаны книги, вышли пластинки с их песнями, о них снимались документальные фильмы. Но уже к 30-летию возвращения стало ясно: уникальная культура казаков-некрасовцев нуждается в большей сохранности и заботе. Ушли из жизни многие исполнители замечательных песен, знатоки обычаев, разъехалась молодежь. Жизнь течет по своим, неписанным законам, изменить которые неподвластно никому.
И тогда Людмила Васильевна решила собирать музейную коллекцию. В здании, которое изначально строилось для переселенцев, но отошло совхозу, в 1992 году открылся центр традиционной русской культуры, позднее получивший статус филиала краевого музея изобразительных искусств.
Ныне в Левокумском районе проживает около 700 казаков-некрасовцев, треть которых - из числа переселенцев. Две общины разделены по церковным приходам - Успенскому и Троицкому, образовано два казачьих общества - Успенский круг казаков-некрасовцев и Бургун-Маджарское станичное казачье общество.
И вот на днях на Ставрополье из Москвы пришла приятная новость, имеющая непосредственное отношение к музейной выставке. В первых числах декабря в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялась торжественная церемония вручения правительственной премии «Душа России», ежегодно присуждаемой выдающимся деятелям культуры, посвятившим себя служению искусству и образованию.
В этом году на премию претендовало немало талантливых руководителей танцевальных, певческих, инструментальных коллективов, мастеров прикладного искусства из разных уголков России. Лауреатами же стали единицы - самые достойные. И один из них, в номинации «Традиционная народная культура», Семен Иванович Милушкин, руководитель прославленного народного фольклорно-этнографического ансамбля «Некрасов-ские казаки».
На посвященном церемонии награждения гала-концерте ансамбль привел в восторг зрителей, представив на суд искушенной публики предание об Игнате Некрасове, пляску, историческую и крыловую песни.

 

Олег ПАРФЁНОВ

 

Борис10 января 2012, 23:36

 
 
 
 

Славная статья! Сам здесь проживаю и являюсь казаком Бургун-Маджарского станичного казачьего общество. Жить рядом с такими людьми- это радость, можно сказать счастье. Я горжусь своими соседями. Любо братцы!

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий