Поиск на сайте

Вопреки реформаторскому зуду государства провинция продолжает поставлять вузам классически и классно обученных выпускников

 

Что на роду написано
У нее четыре сына. Все четверо – золотые медалисты. Все четверо – военные врачи. Она, их мать, заслуженный учитель Российской Федерации, дважды лауреат международной премии Сороса. Любимая учительница сотен выпускников, определившая их судьбу. 
Имя ей Галина Андреевна Полякова.
В ней – никакой феерии, пафоса или гордыни. Она потрясающе красива – родинки на лице, роскошные волосы, мягкий глубокий взгляд, тихий голос, великолепная фигура в узких брючках… Невозможно поверить, что недавно Галина Полякова справила юбилей – 60 лет! 
Ошибаются психологи, уверяя, что учителя более других подвержены синдрому эмоционального выгорания. Глядя на эту женщину, думаешь, что не только годы над ней не властны, но сама судьба, восхищенная мужеством и достойным преодолением испытаний, возвращает ей долг в виде здоровья, красоты, материнского счастья и профессионального признания. Есть ли что дороже таких благ? 
…История ее рода была окутана тайной. Даже своей истинной национальности Галя долго не знала. Немецкие корни по линии бабушки скрывались в семье долго и тщательно, как и причина переселения из станицы Суворовской Ставропольского края в далекий Казахстан.
Усмотрела неблагонадежность в национальном аспекте советская власть и отправила бабушку с 12 детьми в голодную казахстанскую степь, а мужа ее, русского, директора школы в Суворовской, – в трудармию, откуда дед не вернулся. 
До поселка Джетысай до-брались не все. Те из детворы, кто не умерли от голода и лишений, внесли коррективы в свои представления о жизни: кто родину поменял, кто, как мать Галины, национальность. Стала женщина по документам русской и открыла первое в Средней Азии детское ателье. 
Так что у Галины это наследственное, генетическое – любовь к детям, стремление раскрыть их природный потенциал. И не было у маленькой Гали сомнений, что станет она учительницей начальных классов. 
У судьбы был на сей счет свой козырь в рукаве. Девятиклассницу Галю покорила молодая учительница химии. Обаяние ее было столь велико, а авторитет неоспорим, что, отдавая предпочтение физике, Галина поступила на химико-биологический факультет Оренбургского педагогического института им. Чкалова. 
Что же до физики… В казахстанской глубинке преподавал ее умница-профессор из Москвы, попавший сюда по причине «неблагонадежности». С поры репрессий дремучий Казахстан стал неофициальным интеллектуальным оплотом Советского Союза, собрав на своей земле представителей «не тех» национальностей, «врагов народа» и членов их семей.

 

Я вам и мама, и папа
Училась Галина легко. Спокойно и ровно. На пятом курсе вышла замуж и вскоре со свободным дипломом, годовалым сыном, мужем и родителями переехала на Ставрополье. 
К моменту выхода на работу в георгиевскую школу №2 с углубленным изучением английского языка Галина была уже матерью четырех сыновей, младшему из которых было восемь месяцев. Что такое работающая многодетная мама, не объяснить словами. Через такое нужно пройти, чтобы понять.  
Работать выпускнице института пришлось… в детском саду – в школах было туго с местами. И вот этот стереотип восприятия - «Чему она может научить старшеклас-сников?» - сломать в среде педагогов, родителей и учеников было, пожалуй, самым непростым делом.  
Она сломала. Началась новая жизнь. Из которой судьба сочла нужным исключить пристрастившегося к спиртному мужа. Супруги расстались, когда самому младшему сыну было около двух лет. Отныне абсолютно все проблемы сыновей лежали на ее плечах.
Однажды один из них пришел домой расстроенный. Магнитофон, который он после дискотеки нес домой, отняли мальчишки. «Вот был бы папа, он бы меня защитил!» - произнес сын. «Я для тебя – и мама, и папа!» - отозвалась Галина Андреевна и – провела собственное расследование,  добившись возвращения украденного, а вместе с ним – извинений от родителей.
То был момент осознания: ответственность за судьбу детей ей делить не с кем. Сама и только сама! 
Не было паники, слез, обид, желания переложить свои проблемы на чьи-то новые мужские плечи… С той минуты Галина Андреевна стала сильнее той женской силой, которая не проявляется явно, но которую ощущаешь в каждом движении – в повороте и  посадке головы, в проникающем «до печенок» умном взгляде… Она видит насквозь. Не только сыновей, но каждого своего ученика. И любит всех и каждого, не разделяя.

 

Без «мохнатых лап»
Сколько же ребят прошло через ее сердце за 32 года работы? Каждый год – это четыре класса выпуска в среднем по 30 человек. 3840 выпускников. Если учесть, что большинство из них поступают в ведущие вузы России, нет ничего удивительного, что в 1990 году Галина Андреевна была удостоена звания лауреата Фонда Сороса. 
Его представители проводили анкетирование студентов именно таких заведений, и имя Галины Поляковой звучало чаще многих. Конечно, это была радость – столь высокое признание! Но когда через год снова пришла весть о присвоении звания лауреата Фонда Сороса, был уже шок. Разве так бывает? Бывает. Когда действуют независимые рычаги. 
1200 долларов – первый грант и 300 рублей – второй. Такова «меркантильная» сторона признания. Хоть и не в деньгах дело, конечно. А в счастье, которое испытываешь от одной лишь мысли, что твой труд принес радость и пользу. 
Это ведь от зависти злые языки запустили молву о «мохнатой лапе» простой учительницы, благодаря чему все четверо сыновей, все как один окончив школу с золотыми медалями, с первого же экзамена поступали в военно-медицинскую академию: трое старших – в Санкт-Петербурге, младший – в Волгограде. 
Какая «лапа»? Только труд. Вся жизнь была закольцована вокруг сыновей и школы: тетрадки, уроки, домашние заботы и – никаких больничных!
Перед глазами детей был образ матери, которая собственным примером показывала, что только добросовестным отношением к делу можно достичь поставленных целей. Хорошо, если придет удача. Но лучше, если будет успех. Успех как венец. А не удача как аванс. 
И сыновья все поняли правильно. Сегодня старший, Владислав, кандидат медицинских наук, инженер медико-биологического обеспечения секретной части. Иван – хирург сосудистой хирургии в госпитале им. Вишневского, пишет диссертацию. Оба полковники медицинской службы, живут в Москве. Павел, майор медицинской службы, психотерапевт известной клиники, сегодня работает в военкомате в Санкт-Петербурге. Максим – врач анестезиолог-реаниматолог в Волгограде. 
Таким послужным списком классных специалистов будет гордиться целая клиника, не то что их родная мать! И «мохнатой лапы» маловато будет. Тут призвание нужно, вовремя раскрытый потенциал, мудрость и талант педагога. 
– Они просто меня любят. А я – их. И вместе нам хорошо, – говорит Галина Андреевна. 
– Так, значит, жизнь удалась?! 
– Удалась. Хоть говорят, что я ради детей пожертвовала своим женским счастьем. Но кто знает, где оно, наше женское счастье?
Сегодня Галина Андреевна готовит к выпуску очередной 11 класс. Почти все ее ученики будут поступать, по традиции, в ведущие вузы страны. Одного юношу уже ждет МФТИ, другого – мехмат МГУ.
Безо всякой натяжки можно утверждать: в том, что георгиевская школа-гимназия №2 является лучшей в крае и 20 с лишним лет держит здесь первое место, побеждая на олимпиадах, огромная заслуга Галины Андреевны Поляковой. 
Особенно ценно это сегодня, когда государство пребывает в перманентном реформаторском состоянии.

 

Печально я гляжу на наше поколенье…
– Сегодня налицо изменение структуры социума. В воспитательный процесс во-влечено поколение молодых родителей, рожденных в перестроечный период. Они люди иной формации, которой свойственны иные, отнюдь не лучшие представления о ценностях жизни, – размышляет Галина Андреевна. – В дополнение к проблемному ЕГЭ это создает печальный фон и усложняет работу учителя. 
Да уж. Забота Минобра о подрастающем поколении выглядит по меньшей мере странно. С одной стороны, ЕГЭ требует от ребенка обширных знаний, которые, как считает Галина Полякова, даже не каждый учитель способен продемонстрировать. 
С другой – налицо сокращение часов на преподавание той же химии или превращение предмета литература в неприличный фарс. Избавив старшеклассников от необходимости писать выпускное сочинение – бич всех лодырей и невежд, – «заботливое» государство избавило молодое поколение от необходимости учиться формулировать мысли, грамотно и без сленга изъясняться, логически рассуждать и – читать! Лев Толстой, наверно, съел бы свою рукопись «Войны и мира», узнай он, что потомки сделают из увесистого романа тонюсенькую брошюру… 
Не иначе государственным чиновникам фатально не повезло по жизни и не встретился им такой педагог, как Галина Андреевна Полякова. И если российское образование до сей поры не ухнуло в пропасть, то во многом благодаря педагогам из провинции.
Вопреки реформаторскому зуду государства они продолжают поставлять вузам классически и классно обученных выпускников. Для современной России это сродни подвигу.

 

Елена САРКИСОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях