Поиск на сайте

Слуховые заболевания в мире стремительно молодеют

В чём причина, выясняли ставропольские школьницы.

Под рубрикой «Голоса юных» мы продолжаем знакомить читателей «Зачётки» с работами участников Ставропольской краевой научной конференции школьников-2017.
Сегодня публикуем выдержки из весьма актуального исследования Маргариты Гороховой и Насти Тищенко, десятиклассниц ставропольского лицея №15, о шумовом загрязнении в школе и городе, а также работу новоалександровской восьмиклассницы Саши Гончаровой, которая изучила происхождение и классификацию... школьных прозвищ.

Против звона нет приёма

Звуки окружают нас повсюду. Некоторые из них приятны, другие мы предпочли бы не слышать. К сожалению, наше ухо не может «фильтровать» звучание мира, поэтому мы слышим не только пение птиц и плеск воды, но и отвратительный шум.

Шум - один из видов физического загрязнения среды, от которого слух никак не защищен. При резком свете мы закрываем глаза. Коснувшись горячего, инстинктивно отдергиваем руку. А от шума у человека нет «забрала». Этот враг хорошо слышен, но незаметен и коварен. Необратимые изменения он вызывает постепенно: при высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает через год-два, при средних – через 5-10 лет.

Ученые во всем мире бьют тревогу - слуховые заболевания стремительно молодеют. В природе громкие звуки редки, а в современном мире они окружают нас повсюду: на улицах и в транспорте, в кафе и магазинах, в кинотеатрах и на концертах. Прибавьте неизменные плееры в ушах - и получите ударную дозу шума, от которого страдает не только слух, но и весь организм.

Дети и подростки проводят большую часть дня в учебных заведениях. Поэтому мы решили провести исследование школьного шума: насколько «грязно» в классах и коридорах, на уроках и переменах?

Пять минут - и слух понижен

В нашем лицее №15 обучается более 1400 учащихся. Каждый издает звуки: кто-то кричит, кто-то поет, кто-то спорит. Особенно шумно на переменах в столовой, на лестничных площадках, в рекреации начальной школы.

По Строительным нормам и правилам РФ, в классных помещениях, учебных кабинетах, конференц-залах, читальных залах библиотек допустимая норма шума - 40-55 децибел. Этот уровень звука можно сравнить с шумом тихого радио, ночного города, умеренного разговора. Он безопасен, не утомляет, не снижает внимания.

Шум выше 55 дБ при умственной работе ощущается как неприятный, раздражающий. А выше 65 дБ (уровень громких разговоров) оказывает пагубное влияние на нервную систему, вызывает утомление, раздражение, тревогу.

Мы решили оценить внутренний школьный шум с помощью специального прибора – шумомера «Ассистент-S». Оказалось, что во время урока уровень шума в среднем не превышает нормы. Зато на переменах взлетает едва ли не в два раза. Особенно на третьем этаже, где учатся начальные классы, и в столовой.

Следующим шагом стало определение остроты слуха учащихся 10 класса. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.

Первое измерение показало, что слух понижен у каждого четвертого десятиклассника. А после пятиминутного прослушивания громкой музыки в наушниках количество учащихся с пониженным слухом выросло до 50%! Налицо кратковременная потеря слуха. Можно предположить, что, если подростки будут слушать музыку через наушники постоянно, долго и громко, они постепенно потеряют слух.

Кроме того, с помощью несложных опытов (запоминания слов и решения задачек в тишине класса и на перемене) мы выяснили, что школьный шум и громкая музыка влияют на внимание и память ученика. Даже выполнение простых заданий требует большего времени и приводит к большему количеству ошибок. Между тем, как показал опрос, более половины ребят (60%) делают дома уроки под музыку.

Наушники - обманчивая защита

Проблема шума не особо интересна учащимся. Лишь 25% ребят сказали, что задумывались над последствиями шумового загрязнения. 85% подростков предпочитают «тяжелую» музыку, причем слушают ее через наушники. Мало того, 75% уверены, что наушники являются надежной защитой от шума, в том числе от школьного.

Это мнение глубоко ошибочно!

Исследования ученых показывают, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя сам он об этом не всегда догадывается. Причина - злоупотребление переносными плеерами и шумы на дискотеках. Обычный уровень шума на дискотеках - 80-100 дБ, а уровень интенсивности звука плеера достигает 110 дБ. Для рабочих при наличии источников звука с такими данными предусмотрена специальная шумовая защита.

Полностью отказаться от использования наушников нереально, так как они компактны, удобны в использовании, дают возможность прослушивать информацию где хочешь и когда хочешь, никому при этом не мешая, не отвлекая и не отвлекаясь самому.

Мобильные телефоны, игровые приставки, CD и MP3-плееры стали привычным атрибутом повседневной жизни для подростков, слушающих музыку в перерывах между уроками, по пути в лицей, на прогулке с друзьями. Огромной популярностью пользуются наушники-вкладыши, и они же находятся на первом месте по опасности. Если в таких наушниках регулярно слушать музыку, через 3-4 года можно частично (а то и полностью) потерять слух.

Слух подсаживается не только от громкости, но и от количества прослушиваемого материала, его качества, одновременно звучащих источников и т.д. Если в течение четырех часов слушать два разных источника одновременно, слух может подсесть на 25%. Если в течение того же времени слушать четыре источника, слух может подсесть на 60%.

Еще один фактор риска - увлечение компьютерными играми: играя, ребята надевают наушники, чтобы лучше слышать виртуальные выстрелы и взрывы, и тем самым подставляют под удар свой слух.

Децибелы бьют по нервам

Абсолютно безвредных наушников в продаже нет, поэтому необходимо выбирать менее опасные для здоровья (накладные) и соблюдать основные правила слуховой гигиены.

  • Не делайте громко музыку в наушниках, пытаясь заглушить внешний шум.
  • Пользуйтесь закрытыми наушниками.
  • Давайте своим ушам отдых, выбирайте время прослушивания музыки от 40 до 60 минут, не больше. Иначе ваш слух не будет успевать восстанавливаться.
  • При постоянном прослушивании наушника-вкладыша в одном ухе раз в час переставляйте наушник в другое ухо.
  • Раз в два часа устраивайте перерыв на 15-30 минут.
  • Не продевайте провода под одежду: от них исходит радиоизлучение, особенно вредное при непосредственном контакте с телом.
  • Но использование наушников – это не только короткий путь к ослаблению слуха, но и вопрос выживания подростка в наушниках на улицах большого города.

 

Такой человек существует одновременно в двух измерениях - в реальном  и виртуальном, созданном усилиями звукорежиссеров. Эти миры никак не пересекаются, поэтому мозг не способен адекватно оценить окружающую обстановку. На человека несется автомобиль, а в наушниках слышно, что он стоит на сцене рядом с гитаристом.

Более того, в результате такого «раздвоения» можно просто упасть на ровном месте, так как вестибулярный аппарат человека расположен именно во внутреннем ухе.

Берегите свое здоровье!

Маргарита ГОРОХОВА,
Анастасия ТИЩЕНКО,
ученицы 10 класса лицея №15
Ставрополь
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях