Поиск на сайте

 

 

Если отмечать все народные праздники, традиционные для Северного Кавказа, на работу времени не останется. Но  традиции и впрямь красивые

 

На минувшей неделе в Ставропольском краеведческом музее студенты Северо-Кавказского государственного технического университета рассказали школьникам о традициях и обычаях, связанных с приходом весны в крае, где испокон веков проживают люди разных национальностей и верований.

 

Несмотря на то, что все мы разные, в культурах народов, населяющих Ставрополье, много общего. И зачастую связано это с похожими бытовыми и хозяйственными заботами, которые появляются с приходом весны. С давних пор это время года было на особом счету, а потому всегда отмечалось торжественно и с размахом.
Виктория Гара из Прохладного Кабардино-Балкарии познакомила с обычаями терских казаков и крестьян-переселенцев, исправно отмечающих Масленицу. В этом году начало гуляний пришлось на 28 февраля и завершилось 6 марта. Зиму проводили хорошо, а настоящей весны нет как нет. Может, блинов мало напекли, подзабыли древние традиции, пусть и доставшиеся в наследство от языческих времен?..
Считают, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства стала предварять Великий пост. В праздничную неделю нельзя есть мясо, зато в достатке можно уминать рыбу и молочные продукты. Но главное блюдо - это, конечно, блины, которые надо печь каждый день, а с особым усердием - с четверга по воскресенье (что в народе называют широкой Масленицей).
Еще одна заповедь, о которой не стоит забывать в праздник: есть надо столько, сколько раз собака махнет хвостом или прокаркает ворона, то есть до отвала. В отличие от других праздников на Масленицу не только чревоугодничают дома, но ходят в гости или приглашают гостей к себе.
Провожая Масленицу, устраивают настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселится честной народ, по улицам ходят ряженые с символом уходящей зимы - соломенным чучелом, разодетым в женские наряды. К слову, было время, когда чучело наряжали в мужской кафтан, а в руки ему непременно вручали посуду, на которой пекли блины.
В последний день Масленицы - Прощеное воскресенье - принято просить прощения у всех родных и знакомых. Отвечают на это обычно так: «Бог простит».
Александра Грищенко подивила экзотическими обычаями калмыцкого Цаган сара - праздника наступления Белого месяца, как степняки именуют первый месяц весны.
Весна для кочевых народов (калмыки, ногайцы и туркмены) - время отправляться на новые пастбища. Большим грехом считалось оставаться после праздника на прежнем месте дольше недели.
Цаган сар начинается первого числа первого весеннего месяца (дракона), к торжествам готовятся заранее, режут скот, ведь в дни праздника делать это категорически запрещается.  В домах перетряхивают всю одежду, развешивая на веревках новые наряды. Варят баранину, говядину, конину, особенно тщательно подходят к приготовлению борцоков (что-то вроде пончиков из пресного теста, обжаренных в кипящем жиру).
Ранним утром в первый день праздника хозяин дома кропит все вокруг свежесваренным чаем, затем становится на правое колено, подносит сложенные ладони ко лбу и произносит традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы!» Люди ходят в гости, а чтобы повидаться с родней, отправляются в самые дальние уголки.
Ирина Симоненко рассказала о горском празднике Навруз-байрам, празднике первого дня весны, который есть в календаре большинства тюркских народов, но с особым размахом его отмечают в южном Дагестане лезгины, табасаранцы, рутулы, цахуры, агульцы, азербайджанцы, а также лакцы, проживающие в центральной высокогорной части республики. 
Приход весны у них считался победой света над тьмой, а потому один из главных атрибутов Навруза - костер. Пламя несет в себе очищение, олицетворяет примирение ссорящихся, считается  пожирателем зла и недугов. Прыгая через костер, люди отдают огню все плохое, оставляя его в уходящем году. Сегодня, правда, огонь уступил место фейерверкам, но веселиться от души это ничуть не мешает. Главной же особенностью Навруза считается праздничный стол, который должен быть украшен пловом, крашеными яйцами, орехами, сухофруктами и пахлавой.
По обычаю перед наступлением праздника необходимо навести порядок в доме и  приготовить праздничную еду, а в сам день Навруза принято ходить друг к другу в гости.
Есть такая примета: что человек увидит первым в первый день праздника, то и будет сопровождать его весь год. Не случайно в праздник людей должны окружать вещи, символизирующие благие намерения и счастье, здоровье и долголетие, удачу и процветание. Этими предметами издавна считались лепешки, вино, монеты.
О том, можно ли считать Навруз-байрам религиозным праздником, спорят давно не только ученые, но и представители духовенства. А повод для дискуссий есть: праздник своими корнями уходит еще в зороастрийские верования.
По-настоящему удивила обилием весенних праздников в Осетии Залина Плиева, на три месяца их приходится десятка полтора, о всех даже не расскажешь.
Один из них - праздник Тутыра (покровителя волков). Осетины верят, что вещи, сделанные в эти дни, прослужат дольше. Традиционные осетинские пироги не разрешается резать, чтобы не разгневать Тутыра, поэтому их едят руками. На время празднования прекращается любая вражда.
Хорыбон - так называется праздник урожая. В каждом доме пекутся по три пирога, устраивается общесельский кувд (великий молитвенный пир). Трапеза начинается с избрания ответственного за проведение кувда в следующем году, после чего делают по три борозды на специальном участке поля, засевают его и возносят молитвы богам.
Лауызганан посвящен давно усопшим людям. По осетинскому поверью, в этот день умершие могут повидать свою семью, к их визиту нужно прибраться, приготовить пироги, блины, оладьи. Вечером яства посвящаются усопшему, начинается трапеза. Некоторые  накрывают для усопших постный стол, выставляя картошку, пироги с фасолью или солодом.
На встрече со школьниками студенты и сотрудники музея читали детям весенние стихи, не обошлось без казачьих и горских танцев, а на дорожку гостей музея угощали блинами и сладостями калмыцкой кухни.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий