Поиск на сайте

Граждане берут торговые сети в кредит

В начале этого года банкиры столкнулись с нетипичным для января ростом спроса населения на кредиты для покупки товаров в торговых сетях. По мнению экспертов, граждане повторяют прошлогодние ошибки, активно скупая товары, правда, теперь уже на кредитные средства.
В условиях девальвации рубля и усугубляющегося экономического спада это может быть рискованным как для заемщиков, так и для банков.
 

По словам банкиров, особенно активно в январе граждане скупали электронику и бытовую технику, как и в разгар обрушения курса рубля год назад, с той лишь разницей, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет. Отмечают существенный рост спроса населения на электронику в январе и ритейлеры. 

Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года, а в этом году объемы выдач кредитов в январе находятся на уровне октября-ноября, что нетипично для нашего рынка. 

По словам участников рынка, нетипичное поведение потребителей объясняется несколькими причинами. Электроника и бытовая техника в основном импортные, и из-за роста курсов валют могут подорожать быстрее других товаров, например мебели или одежды, что и подогревает спрос.

На фоне ослабления рубля некоторые ритейлеры уже повысили цены на 30-40%. В итоге многие граждане в ожидании очередного витка роста цен решили приобрести товары заранее.

На серьезный рост продаж в начале этого года по сравнению с прошлым годом, кроме ослабления рубля, мотивирующего совершать инвестиционные покупки, могло повлиять и решение многих россиян остаться на новогодние каникулы дома. Впрочем, как показал прошлогодний опыт, особого экономического смысла в повышенном потреблении таких товаров, а уж тем более в кредит, нет, указывают эксперты.

Аналогичный всплеск ажиотажного спроса на товары из-за ожиданий повышения цен уже был в конце 2014 года. Однако он не оказался столь значительным, так как продавцы, желавшие сохранить свою долю рынка, не стали отражать в ценниках реальное ослабление рубля, чтобы не отпугнуть потребителей.

В итоге граждане, чьи доходы и так существенно снизились из-за роста инфляции и сокращения экономики, оказались на руках с товарами, которые могли быть им и не нужны, и даже не имели возможности перепродать их по повышенной цене. 

Из-за невысокого уровня финансовой грамотности значительной части населения прошлогодний опыт не был воспринят, и в ажиотажной ситуации история повторяется.

При этом, учитывая разморозку кредитования, риски возникают не только у граждан, но и у банков, агрессивно наращивающих портфели таких кредитов: в будущем они рискуют столкнуться с ростом просрочки.

 
(«Коммерсантъ», №9 от 22.01.2016 г.)
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях