Поиск на сайте

 

 

Принципы «Открытого правительства» активно внедряются в Ставропольском крае

 
Четыре тезиса Медведева
 

Рабочую группу, которая внедряет на Ставрополье принципы «Открытого правительства», возглавляет вице-премьер Ольга Прудникова. На минувшей неделе состоялось очередное заседание, уже четвертое с начала года.

«Открытое правительство» – это не какое-то самостоятельное ведомство, а новый подход к самому государственному управлению. Как принято во всем мире, это некий свод правил (либо формальных, либо неписаных), которые сводятся к одной мысли: власть обязана обсуждать с населением все свои действия (кадровые назначения, принятие законов, госпрограмм, бюджета).

Россия стала внедрять принципы «Открытого правительства» благодаря Дмитрию Медведеву, когда он был президентом России. Этих принципов, как он сформулировал, четыре: повышение престижа госслужбы, борьба с коррупцией, развитие экономической конкуренции (в том числе «уход» государства из экономики) и повышение эффективности госвласти. То есть все то, что лежит в основе любого демократического государства.

В феврале прошлого года губернатор Владимир Владимиров утвердил «дорожную карту» (пошаговый план мероприятий) по внедрению «Открытого правительства» на Ставрополье. Вот лишь основные его вехи.

При каждом органе власти в крае уже созданы общественные и экспертные советы, появились интернет-приемные и «телефоны доверия». Скажем, только лишь на нарушение трудовых прав можно пожаловаться сразу по двум телефонам «горячей линии»: один – по незаконным увольнениям, другой – по задержкам зарплаты.

 
«Народный контроль» в Ставрополе
 

На портале краевых органов власти (stavregion.ru) появился раздел «Антикоррупционная экспертиза проектов». Здесь размещают проекты законов, постановлений правительства и ведомственных приказов, ознакомиться с которыми может любой житель Ставрополья. А главное - обсудить их.

Все уже принятые документы размещают на интернет-портале pravo.stavregion.ru: правительство края отказалось от печатания громоздких бумажных бюллетеней в пользу цифровых технологий. Получить бесплатный доступ к правовому порталу можно через любой центр коллективного доступа (как правило, они находятся в школах и библиотеках).

Минфин запустил портал «Открытый бюджет» (openbudsk.ru), где в доступной форме – через графики и диаграммы – ставропольцам рассказывают о бюджетном процессе. Но самым продвинутым оказался краевой минсельхоз, который обзавелся страничкой в соцсети «ВКонтакте» (более четырех сотен подписчиков) и запустил интерактивный проект «Аграрная лига» (интернет-приемная плюс форум, посвященный проблемам сельского хозяйства Ставрополья). 

Появился даже такой необычный портал «Народный контроль» (control26.ru): любой желающий здесь может оставить жалобу на негодную работу коммунальных служб. Правда, пока что подключена здесь только интерактивная карта Ставрополя, но и без того бдительные граждане оставили почти полтысячи сообщений, из которых половина касается состояния дорог и организации дорожного движения (все такие «сигналы» напрямую поступают в краевой минтранс).

 
Портал для инвестора
 

Из ближайших перспектив системы «Открытого правительства» – сделать видеоархив онлайн-трансляций заседаний правительства Ставрополья и совещаний «Муниципальный час». Также обсуждается, чтобы все крупные строительные объекты в крае были оснащены web-камерами: картинка в реальном времени должна выводиться на сайт краевого министерства строительства (к слову, администрация Ставрополя такую систему уже внедрила).

О том, что делает краевое минэкономики, отчиталась на заседании рабочей группы заместитель министра Елена Кильпа. Еще в марте 2012 года, в соответствии с приказом министра, была создана государственная информационная система «Мониторинг реализации инвестиционных проектов» и запущен краевой инвестиционный портал (portal.stavinvest.ru).

В декабре прошлого года и информационную систему, и инвестиционный портал перезапустили. Скажем, интернет-портал теперь двуязычный (русский плюс английский языки), любой инвестор может зарегистрироваться здесь в «Личном кабинете». Это дает ему возможность напрямую обратиться с жалобами и предложениями в любое профильное ведомство края, а также наблюдать онлайн за заседаниями краевого инвестиционного совета (либо заказать себе электронный пропуск на такое заседание).

Как подчеркнула Кильпа, и сами инвесторы, и муниципальные чиновники обязаны участвовать в наполнении портала. То есть проверять уже загруженную информацию и уточнять ее. Ведь портал нужен прежде всего для самих жителей: зайдя на сайт, они должны воочию увидеть, что именно строится в их родном городе и районе, когда заработает обещанный завод или мегаферма...

Как рассказала Кильпа, сейчас в министерстве уже сформировали список реальных инвестпроектов, который и представлен на портале в понятном, доступном формате. Всего в списке 173 объекта (из них две трети уже на стадии реализации, по остальным определены инвесторы) с общим объемом вложений 431 млрд. рублей, что позволит дополнительно создать в крае 47 тысяч рабочих мест.

Создание инвестиционного портала – это требование стандарта, который внедряет по всей стране, и в том числе на Ставрополье, «Агентство стратегических инициатив» (АСИ). Этот стандарт подразумевает, что и в каждом муниципалитете также должны появиться пошаговые программы («дорожные карты») улучшения инвестиционной среды.

Каждому мэру предъявят строгие требования: должен быть определен зам, персонально ответственный за привлечение инвесторов, список предлагаемых инвесторам площадок, реестр реальных инвестпроектов и много чего еще. Всего критериев оценки более десятка. Причем пилотными территориями, где будут внедрять эти принципы, станут северо-западные районы Ставропольского края: Изобильненский, Новоалександровский, Красногвардейский...

 
Культуру оценили баллом
 

Один из принципов «Открытого правительства» – это независимая оценка качества бюджетных услуг. Отчиталась об этом министр культуры края Татьяна Лихачева. По ее словам, год назад при министерстве появился общественный совет, куда вошли члены всех творческих союзов. Возглавил его Владимир Лычагин – известный в крае и за его пределами ученый-культуролог, заслуженный работник культуры, который и сам много лет работал заместителем министра.

Общественный совет регулярно проводит мониторинг качества услуг, которые оказывают учреждения культуры. Эксперты совета сами же и разработали методику оценки, в ней 27 критериев: наполняемость сайта учреждения, благоустройство помещений, наличие дополнительных услуг и их цена, вежливость персонала...

Первая серия из пяти учреждений была оценена в начале года: наилучший показатель – у Лермонтовской библиотеки (4,8 балла из 5). На крепкую «четверку» сработали также краевой театр драмы, краевой Дом народного творчества и краевой колледж искусств, ну а внизу рейтинга с оценкой «три» оказался краевой зооэкзотариум.

После того как общественный совет выставляет оценку, он же и разрабатывает рекомендации, как улучшить качество работы конкретного учреждения. Сейчас же, по словам Лихачевой, идет оценка учреждений, которые находятся за пределами Ставрополя: это краеведческие музеи в Невинномысске и Андроповском районе, музыкальный колледж имени Сафронова (Минеральные Воды), театр оперетты и Лермонтовский дом-музей (оба – в Пятигорске).

Результаты мониторинга, обещала Татьяна Лихачева, станут известны уже на днях, причем их непременно опубликуют на сайте министерства.

Осенью подведут итоги работы еще пяти учреждений: краевой библиотеки для слепых им. Маяковского, киновидеопроката, музея изобразительных искусств, а также краеведческих музеев в Ипатово и Светлограде.

Ну и, наконец, в конце года выставят оценки работе еще пяти учреждений культуры: это краевое художественное училище, краевая библиотека для слепых им. Слядневой, а также краеведческие музеи в Ставрополе, Пятигорске и Железноводске. Еще в 18 учреждений культуры проверяющие придут в следующем году.

 
Самые медийные министры
 

Анализ работы органов власти проводит и краевое управление государственной информационной политики, которое возглавляет Вячеслав Мелешихин. Критериев оценки несколько. Первый – это информационная открытость: часто ли первые лица того или иного ведомства выступают в прессе, дают интервью, проводят брифинги, издают пресс-релизы, регулярно ли обновляется на их ведомственном сайте новостная лента?

Всего в мониторинге участвует 20 госструктур, среди которых лучший результат по итогам второго полугодия 2014 года продемонстрировали министерства сельского хозяйства, финансов и транспорта. Они получили по 65 баллов из 100 возможных.

А вот в самом конце списка  управление по строительному и жилищному надзору (оно было создано лишь в прошлом июне) и управление по сохранению и госохране объектов культурного наследия (образовано в январе нынешнего года).

Второй критерий оценки – это медийная активность разных министерств: часто ли о них пишут журналисты. Ведь понятно, что пресс-служба может наплодить тысячи релизов, но газетам они будут просто неинтересны.

Также, по словам Мелешихина, все государственные ведомства Ставрополя обязаны публиковать на своих сайтах открытые данные (это базы данных, которые автоматически обрабатываются поисковыми интернет-роботами).

Взять хотя бы министерство образования: на его сайте в разделе «Открытые данные» выложены списки всех профильных учебных заведений. Как было отмечено на заседании, требования закона об открытых данных выполнили уже все краевые ведомства.

 
Прогресс не стоит на месте
 

Шагает в ногу с техническим прогрессом даже краевое управление по работе с обращениями граждан, заверил его руководитель Игорь Демиховский. А как иначе? Еще в 2008 году в управление не поступило ни одного электронного письма, а присылали люди жалобы исключительно по почте либо обращались к чиновникам устно (по телефону или на личных приемах).

Однако уже в 2009 году жалоб, направленных по e-mail, было двести, а в 2011-м количество электронных и «бумажных» обращений сравнялось (примерно по 5 тысяч). С тех пор почтой граждане пользуются все реже, зато все чаще отсылают жалобы по e-mail (в прошлом году их обработали уже 11 тысяч!).

Всего же за прошлый год в управление по разным каналам поступило почти 23 тысячи обращений. Однако, по словам Демиховского, рост количества жалоб не всегда коррелирует с качеством работы чиновников. Не от плохой жизни люди жалуются, а потому сама власть призывает их быть активнее, чаще сигнализировать о несправедливости на местах.

Это и есть один из базовых принципов «Открытого правительства» – обратная связь между властью и населением.

Пять лет назад на Ставрополье появилась приемная президента России, которая стала внедрять новые форматы работы с гражданами. Скажем, стали проводить видеоконференции с участием членов краевого правительства (за прошлый год их прошло шесть, а с начала нынешнего – уже три), появились мобильные приемные.

Функционирует сеть инфоматов, которые напрямую связаны по линии защищенной связи с администрацией президента России. С помощью такого инфомата любой гражданин может загрузить свое обращение с флешки, наговорить на автоответчик или даже отсканировать рукописное письмо. Также, по словам Демиховского, в нынешнем году Ставрополье стало «пилотным» регионом, где начнут создавать сетевые справочные телефонные узлы (тоже для обработки обращений граждан).

В прошлом году в нашем крае побывали два советника президента России – Александр Бедрицкий и Антон Устинов, которые посетили Ставрополь, Кисловодск, Андроповский, Минераловодский и Изобильненский районы. Встречались с жителями (к кому-то даже приехали домой), выслушивали их жалобы и наказы.

Только недавно администрация президента разослала во все регионы методичку, как эффективно работать с обращениями граждан. Это шесть сотен страниц! По словам Демиховского, если в провинции люди еще пишут электронные письма, то для столицы это уже вчерашний день – теперь их заваливают SMS-жалобами.

Правда, как именно на них реагировать, пока неясно: нет нормативной базы! Скоро она, безусловно, появится. А потом, глядишь, придется писать законы и для новых видов жалоб и обращений: скажем, видеозаписей через Skype или фотографий, загруженных в Instagram.

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

ИрСа (не проверено)
Аватар пользователя ИрСа

Какие Общественные советы, они на деле просто формально созданные, им не дают работать. при правоохранительных органах они вообще созданы из числа "друзей" тех самых правоохранительных органов, лапшу вещают на уши. На практике, все это не работает. кто-то из-за личных амбиций сидит в общественниках, а многие там после почетного выхода на пенсию.

Блогер (не проверено)
Аватар пользователя Блогер

Читая про принципы открытости смешно становится, я пробовал попасть в Общественную палату, выдвигала общественная организация, документы подали, но когда началась процедура формирования, мне позвонили из аппарата правительства края и прозрачно намекнули, что персональный состав уже определен, вы не утруждайтесь, не пишите обращения в адрес губернатора, тогда был Зеренков, потом стал врио Владимиров, нам отвечать, время тратить некогда. То есть, Вы куда лезете, все уже решено!!! Пробовал попасть в общественный совет ГУ МВД России, пригласили меня в пресс-службу, там сидел лощенный на вид майор тогда он был арнаутов, который прибыл на Ставрополье вместе с Горовым, Черниковым, из ГИБДД Красноярского края. Он высокомерно спросил у меня "Какая от Вас будет польза" я если честно был ошарашен, так и хотелось ему сказать, ты наверное перепутал, польза должна быть от вашей работы, от того чем вы занимаетесь. Видимо воспринимают они все в буквально виде если будет им польза. Тогда я понял, что в "общественники" берут либо свояков, друзей, либо тех от кого польза будет. Тогда напрашивается вопрос??? А какое доверие должно быть у граждан, к Общественникам полиции, если их туда берут либо по протекции или звонку, либо тех от кого есть польза!!!! Брехать берут наверное о том, что в полиции все хорошо, нарушений нет. Тех у кого есть собственное мнение, сразу же затирают, пытаются выдавить из общественников. Масса таких примеров по краю. профанация одним словом, видимость создают на местах. Их там собирают для отчетов. Некоторые рьяные друзья полиции "общественники" уже приросли к этим креслам.Они как пиарщики полицейских, рапортуют всем о порядке в органах внутренних дел, а там задержанные умирают..... то есть думаю что уже всем понятно, что ждать от стандарта Открытости... НИЧЕГО.

Анатолий Крячко
Аватар пользователя Анатолий Крячко
Пиар и популизм – эти вещи гораздо круче саботажа и имитации http://ankryachko.livejournal.com/1121829.html
Важно!
На правительственном портале опубликованы материалы  очередного мероприятия группы по внедрению (официальное название!!!) «Открытого правительства».
Вопрос: почему не публикуются доклады, выступления, презентации?
Отсутствие этих материалов не позволяет объективно оценить общее положение дел в крае по вопросам повестки дня регионального «Открытого правительства».
Вот такая открытость!
Пахат (не проверено)
Аватар пользователя Пахат

Ну очень открытое правительство, детский сад какой то ей богу.

Николай (не проверено)
Аватар пользователя Николай

Странно, почему в 2008-м не поступило ни одного электронного письма? Только потому, что пришел Демиховский? сам отправлял в 2007-м и в 2006-м году обращения... получал такие же ответы, как и на те, что отправлял обычным письмом...

Добавить комментарий