Поиск на сайте

 

 

На всю территорию Ставропольского края распространят льготы, принятые сегодня для индустриальных парков. Это даст мощный толчок развитию промышленности

 
В этом уверен министр энергетики, промышленности и связи Виталий Хоценко, который на минувшей неделе встретился с журналистами. Он был назначен полтора года назад, и стал самым молодым за всю историю региона министром – сейчас ему 29 лет. Ранее он работал руководителем Департамента науки и инноваций в Ямало-Ненецком округе, а затем помощником-консультантом Владимира Владимирова (на тот момент - первый вице-премьер в правительстве Ямала).
Поначалу к назначению Хоценко общественность отнеслась со скепсисом: мол, слишком молод, да еще и «варяг». Нечасто появляясь перед прессой, во время нынешней пресс-конференции он критиков посрамил. Откровенно отвечал на острые вопросы журналистов. А главное – показал, что прекрасно разбирается в тонкостях краевой экономики, ни разу даже не заглянул в бумажку. Причем, как признался, лично посетил даже те предприятия, о существовании которых и иные старожилы-ставропольцы не подозревают.
 
Телекоммуникации – в каждое село!
 

Минпром края курирует деятельность топливно-энергетического комплекса, промышленности и связи. Из 14 отраслей обрабатывающих производств в крае в сферу минпрома входит 11 (остальные – министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта, а также комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности). К компетенции министерства относится еще одно направление – это информационные технологии (IT), которые Москва уже считает самостоятельной отраслью экономики.

Как рассказал журналистам Хоценко, губернатор уже подписал инвестиционные соглашения с руководителями четырех крупнейших компаний телекоммуникаций – это «Вымпелком» (бренд «Билайна»), МТС, «Мегафон» и «Ростелеком». И в целом объем вложений в отрасль должен составить более 6 млрд. рублей до 2017 года.

Только МТС намерен инвестировать в ближайшие два года в экономику края 2,3 млрд. рублей. За прошлый год компания построила на Ставрополье более 650 базовых станций, причем это значительно больше, чем у двух других операторов «большой тройки», имевших заметно лучшие стартовые позиции («Билайн» пришел в край в 2003 году, купив компанию «Северо-Кавказский GSM», год спустя появился «Мегафон», а еще годом позже – МТС).

Ожидалось, что в нынешнем году на территории Ставрополья появится и оператор Tele2, хорошо известный в соседних Краснодаре и Ростове. Но из-за текущей экономической ситуации планы по экспансии в регионы компания отсрочила, укрепив позиции в Москве.

Впрочем, Tele2 уже строит базовые станции на Ставрополье и будет участвовать в конкурсах на новые радиочастоты стандарта LTE. Так что, уверен Хоценко, в будущем году оператор Tele2 будет в нашем крае запущен.

Много говорил министр о широкополосном интернете, который для отдаленных сел уже, как газ или вода, насущная необходимость. Причем Ставрополье стало первым регионом страны, который подписал соглашение с «Ростелекомом» о развитии телекоммуникаций. Только за прошлый год компания обеспечила доступ в интернет 64 селам Ставрополья (для сравнения: за предыдущие пять лет появился интернет только в 18 селах края).

До конца года в планах «Ростелекома» еще не менее 10 крупных поселков, а затем на повестке дня – мелкие, с населением от 200 до 500 человек. За счет федерального фонда универсальной услуги связи до конца 2016 года получат скоростную связь 136 таких поселений. Ну а к 2020 году пользоваться широкополосным доступом к глобальной сети сможет каждый третий житель Ставрополья.

 
Зелёный свет автопрому Ставрополья
 

Индекс промышленного производства, по словам Хоценко, за прошлый год уменьшился – то есть заводы отгрузили на 1% меньше продукции, чем прежде. Связано это исключительно с остановкой «Ставролена» после февральской аварии (запустили завод месяц назад).

«Ставролен» станет ядром Буденновского индустриального парка, в развитие которого компания «Лукойл» вложит более 140 млрд. рублей. Уже построена парогазовая установка мощностью 2,3 млрд. кубометров (6 млрд. рублей) и запущена новая электростанция (9,2 млрд. рублей). Также «Лукойл» намерен закончить модернизацию производства полиэтилена и полипропилена и запустить новое производство винилацетата.

Аналогичное соглашение с «Еврохимом», подписанное губернатором Владимиром Владимировым, предусматривает вложение в срок до 2020 года 70 млрд. рублей. В частности, уже в нынешнем году на «Невинномысском азоте» запустят обновленную установку по производству аммиака. А вот другой невинномысский химический гигант, «Арнест», уже вложил 550 миллионов в расширение производства алюминиевых баллонов.

Запущен завод «СтавСталь» мощностью 350 тысяч тонн строительной арматуры в год. Вложения составили 6 млрд. рублей, но, как подчеркнул Хоценко, владельцу завода уже одобрен кредит в Сбербанке на вторую очередь электросталеплавильного цеха, который откроется в начале будущего года (плюс еще 4 млрд. рублей).

Прекрасно чувствуют себя, по словам министра, предприятия оборонки (их на территории Ставрополья пять). Например, гособоронзаказ завода «Сигнал» (он входит в концерн «Радиоэлектронные технологии» госкорпорации «Ростех») составил 4,3 млрд. рублей. Эти средства пошли, в частности, на создание комплексов радиоэлектронной защиты «Хибины». Минобороны готово было вкладывать и больше, но предприятие и так уже загружено на сто процентов.

Есть и успехи работы «на гражданке». Например, минераловодский завод «Ставропласт» намерен вложить 350 млн. рублей в расширение мощностей (а производят здесь пакеты), уже получено одобрение Минпромторга России.

Но больше всего Виталий Хоценко говорил о заводе «Ставропольавто», который строится в районе села Верхнерусское. Он войдет в автомобилестроительный кластер наряду с заводом «Дервейс» в Черкесске и «Чеченавто» в Аргуне. На территории заводов появится особая экономическая зона: заявка от глав трех субъектов уже направлена в Минэкономики России.

Оборудование будущего завода, говорит Хоценко, закуплено уже на 70%, оно находится на таможенных складах. Производиться на заводе будут бюджетные китайские марки Lifan, Geely, BYD, Brilliance.

На первом этапе планируется выпускать по 100 тысяч авто в год, но затем бизнесмены готовы довести к 2020 году производство до 200 тысяч автомобилей. Уровень локализации будет доведен до 25%, а затем плавно увеличится до 50-60% в срок до 2024 года.

 
Солнечная энергетика по-индийски
 

Среди иностранных инвесторов Виталий Хоценко выделил три иностранные корпорации: индийские Berger (намерена построить завод по производству красок) и Lupin (завод по производству готовых лекарственных препаратов) и турецкую Prodem group (фабрика по переработке шерсти).

Где разместятся все три предприятия, пока неясно, но владельцы корпораций уже встретились с губернатором края, а индийская компания подписала протокол о намерениях. Любопытно, что, пока шли переговоры, стоимость группы компаний Berger на бирже резко подскочила.

Правда, как говорит Хоценко, ссылаясь на опыт других регионов, процесс от знакомства с потенциальным инвестором до запуска производства может занять до трех лет. Возможно, и «красочный», и шерстяной заводы появятся в Невинномысском индустриальном парке.

Минпромторг России предложил Ставрополье в числе 10 пилотных регионов по локализации иностранных производств в нашей стране. Отбор вели именно по качеству работы индустриальных парков, и Невинномысск оказался в лидерах наряду с Калугой и Ульяновском (по оценке Минпромторга России и Ассоциации индустриальных парков).

Хоценко рассказал, что недавно с бизнес-миссией посетил Корею и Японию, увидел здесь много интересных проектов. Но более всего интересовал его опыт по привлечению новых инвесторов.

И оказалось, что управляющие индустриальными парками уже и не помнят, каким образом привлечь резидентов, поскольку все парки заполнены еще несколько десятилетий назад (скажем, крупнейший турецкий промышленный парк в провинции Бурса был открыт еще в 1962 году). А вот перед Россией сегодня стоит другая задача – не расширять и развивать существующие парки, а запускать их с нуля.

Сейчас, сообщил Хоценко, в правительстве обсуждается, чтобы режим наибольшего налогового благоприятствования распространить на всю территорию Ставрополья (сегодня он действует только для инвестпроектов стоимостью более 300 млн. рублей). То есть инвестор сможет построить новое производство не в пределах площадок технопарков, а в любом месте, хотя при этом возводить инфраструктуру ему придется за собственные средства.

Есть планы использования возобновляемых источников энергии, говорит Хоценко. Компания «Солар системс» намерена построить солнечную электростанцию на 75 МВт на территории Грачевского района. Уже к 2018 году она должна дать первое электричество, поскольку оператор выиграл конкурс совета оптового рынка электроэнергии (ОРЭМ) по конкурентному отбору мощности.

И хотя Ставрополье – энергоизбыточный регион, электроэнергии много не бывает: ее можно либо продавать в другие регионы и даже страны, либо использовать, например, для досветки теплиц.

 
«КамАЗ» пустовать не будет!
 

Говорил Виталий Хоценко и о проблемных активах. Один из них – это завод «Эском», на базе которого планировалось создать индустриальный парк «Фармацевтика». По словам министра, недавно к нему пришел один из руководителей завода и сообщил, что найден инвестор, который готов вкладываться и в реанимацию простаивающих мощностей, и в строительство новых на территории индустриального парка.

Ведутся переговоры, чтобы нормализовать отношения между «Газпромом» и «ЮгРосПродуктом», о финансовых проблемах которого «Открытая» подробно писала в прошлом номере. Хоценко сознательно заметил, что пока комментировать ситуацию не будет, чтобы не склоняться ни в одну из спорящих в судах сторон. Но, как он особо подчеркнул, правительство ситуацию знает и участвует в ее разрешении.

Множество проблем и у завода «Автоприцеп-КамАЗ». Производство автоприцепов из Ставрополя в связи со сжатием авторынка решено перенести в Нефтекамск. Но на месте пустующих площадей будет создан технопарк для малого и среднего бизнеса. Готовится заявка в Минэкономики России на 160 млн. рублей на реконструкцию площадей (плюс собственник намерен вложить столько же).

Хоценко привел в пример индустриальный парк «Мастер», открытый десять лет назад на месте ремзавода «КамАЗа» в Набережных Челнах. Работает тут 5 тысяч человек, а объем отгруженной продукции составляет 25 млрд. рублей.

Несмотря на сворачивание производства, налог на землю и на имущество «КамАЗ» в Ставрополе продолжает платить, заверил министр. Нет налога на прибыль (хотя и до закрытия завода прибыль если и была, то незначительная).

Возможно, на территории технопарка появятся некие локализованные производства именно для нужд автопрома, скажем, производство осей для автоприцепов либо сборочных узлов для нового завода «Ставропольавто» (сюда же намерена перейти часть работников «КамАЗа»).

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Олег. (не проверено)
Аватар пользователя Олег.

Очередной "шедевр эпистолярного жанра" от А.Чаблина!..

Игорь (не проверено)
Аватар пользователя Игорь

Министр похож на папуаса, который выглядывает в ожидании большого инвестора – Миклухи-Маклая. То, что вложит Еврохим или Лукойл, имеет самое отдаленное отношение к качеству краевой управленческой мысли. Что делаете вы, господа, для поддержания десятков тысяч местных производителей? Да особенно ничего. Наглядный пример – Юг Роспродукт, который по мнению министра весь в долгах. НО откуда долги-то перед газовиками? В правительстве края хорошо знают историю. Пару лет назад Газпром поставил свой счетчик, который мухлевал и прибавлял почти 40 процентов расхода газа. Стекольщики отсудили. Суд постановил: считать по счетчику стекловаров, а счетчик Газпрома снести. Наверное, логично и денежки скостить, которые накрутил этот счетчик? Ничего подобного. Где министр?
Потом газовики стали считать по проектной мощности, хотя обязаны были по закону делать это по счетчику ЮгРоспродукта. ИТ опять, считали очень интересно. Там, где было две печи, огни рисовали три. И на эту третью печь накручивали дополнительный якобы расход газа. Завышение на треть. Как вам это понравится?
Понятно, губернатору и его команде не по силам великая задача: сосчитать трубы в Новоалександровске: две или три. Суд и тут разобрался, и постановил: печи – две. А газовики продолжают свирепствовать. Им суд не указ. Тут бы губернатору и министру проявить волю. Сказать: уважаемые братья газовики, имейте совесть! Но ведь не говорят, почему? Очень интересный вопрос. Так о каком инвестиционном климате на Ставрополье мы можем рассуждать?

Дмитрий (не проверено)
Аватар пользователя Дмитрий

Из нового увидел три проекта: индийские краски, турецкий легпром и лекарственные средства, остальное наработки предшественников и собственные инвестпрограммы крупных производителей. Если получится с особой экономической зоной в автопроме, то это будет положительным фактором инвестиционной привлекательности края. Ситуация с ЮгРосПродуктом настораживает потерей целой стекольной отрасли на Ставрополье, правительство края является акционером Югроса и должно не наблюдать, а принимать конкретные меры.

Slavyan26
Аватар пользователя Slavyan26

Интересно будет прочитать статью Открытой газеты о
"Стоимости прицепа после переноса производства из Ставрополя в Нефтекамск".
Если можно, то сделайте. Спасибо!

Рустам (ямальск... (не проверено)
Аватар пользователя Рустам (ямальский ставрополец)

"Нефаз" является градообразующим предприятием Нефтекамска и так же давно производит подобную продукцию в виде прицепов и полуприцепов для Камаза, а так же автобусы марки Нефаз. Поэтому не пойму к чему вопрос о стоимости прицепа? Ифраструктура то давно создана и работает! Соглашусь с тем, что вопрос давно упущен еще прежними властями, а нынешней приходится это констатировать как свершившийся факт и пытаться минимизировать риски социального характера связанные с будущей занятостью работников предприятия, а так же искать пути создания альтернативных производств. Я бы к примеру предложил станкостроение, т.к. это основа промышленности...

Рустам (ямальск... (не проверено)
Аватар пользователя Рустам (ямальский ставрополец)

Ремарка к предыдущему тексту вместо "пытаться" я имел в виду "пытается". Мда... могуч и велик русский язык - всего то на автомате при печати пропустил букву "Е" ;)

Дмитрий (не проверено)
Аватар пользователя Дмитрий

Камаз бросил Ставрополь не при прежней власти, а именно при Владимирове. После кризиса 2009 года Автоприцеп-Камаз стал набирать людей и увеличивать производство, а также готовить готовить площадку для технопарка. С уходом генерального директора Еремина В.Е., уже при нынешней власти вопрос упустили, никто на Когогина не вышел и не принудил его оставить промплощадку в покое. На Автоприцепах в течении последних 10 лет всегда были свободные площади и желание кого то затащить, от турков до китайцев. Сколько можно "искать пути альтернативных производств", болтовня человека далекого от промышленности, тем более предложение по станкостроению. Станкостроители уже встали в очередь, также как на заводе СТАПРИ и ряде других, а скоро и на ЮГросе встанут. Не надо позволять разбазаривать уже существующие предприятия и пытаться не мешать им работать. Нынешняя власть к сожалению еще не создала ни одного нового производства, пока все на проектах предшественников пиарятся, а пора бы показывать результат.

Дима-Вова Кока-...
Аватар пользователя Дима-Вова Кока-Кокаев(ShevLer)
Дмитрий Кокаев 31 августа 2012, 00:38

В нашем Лермонтове, тоже один фантаст обещал "Земляничные поляны" и канатную дорогу на вершину Бештау. Следующий фантаст обещал построить ветропарк. Нынешний с удивлением узнал, что в городе нет дорог. Де - факто, они есть, но де - юре нет(цитата из интервью Бухлаева)

 

Читатель (не проверено)
Аватар пользователя Читатель

М НА МАРСЕ ЯБЛОНИ ЗАЦВЕТУТ.

Добавить комментарий