Поиск на сайте

В Ставрополь привезли музейные сокровища великой Монгольской империи

 

Последнее время массовый зритель, заскучавший от засилья американской поп-культуры, требует новых, доселе невиданных развлечений. В роли такой экзотики нынче выступает Монгольская империя (которую, как рассказывали в школе, основало странное племя «татаро-монголов»). На киноэкраны вышли блокбастеры «Кочевник», «Монгол», «Орда», а бестселлерами стали книги Тэйлора Колдуэлла, повествующие о смелых кочевниках. И вот, похоже, эта мода дошла и до Ставрополья.

 

Монгольская империя, основанная Чингисханом, – крупнейшее из когда-либо существовавших на планете государств, которое простиралось от Дуная на западе до Японского моря на востоке.
В XIII веке монголы покорили обширные территории на Северном Кавказе, здесь были основаны мощные города, просуществовавшие, впрочем, недолго. Ныне это захоронения Маячный бугор (Астраханская область), Вербовый Лог (Ростовская область), Увек (Саратовская область)... Несколько археологических памятников есть и на Ставрополье, в частности, могильники Джухта (Апанасенковский район) и Новопавловский (Кировский район).
Раскопки, которые проводились на Юге России, а также в Читинской области и восточных китайских провинциях Шаньдун и Цзянсу и стали основой для экспозиции. Пятеро мастеров из ставропольского клуба исторической реконструкции «Маджар» с необычайной любовью воссоздавали по археологическим находкам облик древних монголов. Точнее, бытовую среду их великого государства – костюмы знати и простолюдинов, украшения, кухонную утварь, оружие...
Каждый из десяти выставленных в музее костюмов – это настоящее произведение искусства. Во-первых, для них использовали только настоящие ткани – парчу, тафту, атлас, эксельсиор... Причем такие не купишь даже в лучших магазинах, их заказывали прямиком из Китая, а это, конечно, стоит баснословных денег. Но главное, костюмы мастера делали своими руками на ткацких станках, чтобы достичь абсолютного исторического правдоподобия.
Потому и отбоя от экскурсантов нет – еще бы, кто откажется перенестись на семьсот лет назад, в буквальном смысле прикоснувшись к древности. Тем более, стараниями опытных музейщиков в зале воссоздана атмосфера той эпохи: на двух видеоэкранах демонстрируются кадры из фильмов «Монгол» и «Кочевник», между сверкающих витрин висят копии японских и китайских гравюр.
Одна из стен зала украшена копией одной из самых древних на планете географических карт – Каталанского атласа. Он был изготовлен около 1375 года мастером из Пальма-де-Майорка Абраамом Крескесом по заказу арагонского короля Хуана I.
С трудом, но на ней можно отыскать землю Аланию (современный Северный Кавказ) с крупнейшими монгольскими городами – это Маджар и Азак-Тана. Кстати, про Маджар (на его месте возник современный Буденновск), увы, сегодня даже археологи могут судить только по арабским летописям – от древнего города практически не осталось никакой материальной культуры.
За стеклами витрин слово в невесомости парят бестелесные гости из прошлого. Вот, например, знатная принцесса, которую легко можно узнать по характерным элементам одежды – это широкие рукава с отворотами и высокий воротник-шаль. Но, пожалуй, самым приметным является боктаг – конический головной убор из бересты, обтянутой шелком и украшенной перьями павлина и крупным жемчугом.
Побывав на выставке, можно узнать и много других «интимных» подробностей о жизни монгольской знати. Например, то, что уже тогда женщины носили кофты с правым запахом, зато без поясов, а нижнее белье у них включало шелковые корсеты и шальвары особой конструкции: две штанины запахивались сверху на поясе, оставляя открытой промежность.
Эх, какими же модницами были монголки (как, впрочем, и все женщины в любую эпоху и в любом уголке света)! На выставке в обилии представлены бусы, гребешки, шкатулки, зеркала, сумочки, которые порой внешне и не отличишь от современных.
А вот у противоположной стены, напротив кокеток и модниц, расположились храбрые мужи в кольчугах. Повторить кольчужное плетение – адский труд, ведь каждое кольцо выковано и заклепано вручную, а всего их может быть несколько тысяч. Вооружены воители копьями, но все главным оружием для кочевников были лук и стрелы, в производстве которых монголы достигли небывалых высот. На выставке есть реконструкция старинных саадаков – с красивыми кожаными и медными орнаментами.
К сожалению, Монгольская империя, наводившая ужас на соседей на протяжении трехсот лет, пала жертвой внутренних распрей. Под парчой и атласом знатных костюмов скрывались черные сердца, жаждущие еще большей власти. То есть «монгольский дракон» поглотил самого себя.
Но это уже совсем другая история, о которой, хочется надеяться, ставропольцам тоже когда-нибудь поведают опытные реконструкторы прошлого.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях