Поиск на сайте

 

Омоновцы против автомобилистов – новый формат «диалога» власти и общества в условиях кризиса 
 

 

«Открытая» уже писала о том, что после новогодних праздников, с 12 января, начинают действовать новые таможенные правила для импорта иномарок. Как для новых, так и для подержанных машин повышается общая и специфическая составляющая ввозных пошлин. Также с 7 до 5 лет cнижен возраст подержанных авто для заградительных пошлин. 
В итоге стоимость «растаможки» отдельных категорий иномарок вырастет в два-три раза. При этом стоит учитывать, что с 1 января почти все крупные автопроизводители и их официальные российские дилеры повысили розничные цены (причина – падение курса рубля). По разным моделям повышение составило от 3 до 15 процентов. Вкупе с повышением таможенных пошлин это делает иностранные автомобили практически недоступной роскошью для большинства россиян. 
Весь декабрь в десятках городов страны – от Калининграда до Южно-Сахалинска – проходили массовые выступления автомобилистов, протестующих против повышения пошлин. Причем помимо чисто экономических лозунгов во многих регионах звучали и политические требования, вплоть до отставки правительства во главе с Путиным. Власти реагировали на массовый протест крайне жестко: участников митингов били, задерживали, штрафовали, а на организаторов заводили уголовные дела… 
Самый жестокий сценарий был разыгран во Владивостоке: здесь двухтысячный мирный митинг подавили спецназовцы элитного отряда «Зубр», доставленные спецрейсом из Москвы. Омоновцы «кошмарили» всех без разбору, среди двухсот избитых оказались журналисты, пожилые люди, женщины и даже местный депутат. МВД назвало массовые акции автомобилистов «провокационными» и заявило, что для их пресечения на базе Внутренних войск РФ будут созданы центры быстрого реагирования. 
Промежуточные итоги «автопротивостояния» власти и общества подводит в беседе с обозревателем «Открытой» Антоном ЧАБЛИНЫМ один из лидеров Федерации автомобилистов России, участник массовых выступлений в Красноярске Иван СМОЛИН. 
 
- Иван, почему российские автомобилисты так взбунтовались против новых таможенных правил? Подписавший этот документ премьер Путин объяснил повышение пошлин заботой о российском автопроме, который не в силах конкурировать с иностранным. Да и по телевизору нам говорят, что в условиях кризиса многие страны мира точно так же поддерживают «своего» производителя, вводя заградительные пошлины. 
- Не верьте тому, что говорят по телевизору. Не далее как в ноябре на саммите «большой двадцатки» в Вашингтоне главы ведущих стран мира приняли решение: в период кризиса не вводить никаких торговых барьеров и таможенных ограничений. Логика простая: победить кризис можно только сообща, а не закрываясь в собственную «скорлупу» и отгораживаясь от всего мира. 
Этот меморандум одобрил и президент Медведев. А спустя пару недель премьер Путин подписал постановление о повышении пошлин. Так вот, незадолго до нового года правительство Японии заявило, что Москва использует в своей таможенной политике «двойные стандарты», и потребовало отменить заградительные пошлины. Москва на это никак не отреагировала. 
- Ну, возмущение японцев вполне понятно - ведь оттуда ежегодно в Россию импортируется полмиллиона авто. Теперь же японцы просто теряют наш рынок сбыта. 
- Но они все равно имеют право цивилизованно выразить свой протест по поводу наших нецивилизованных действий. Япония, Европа, США завоевали расположение российских автомобилистов честными способами, в конкурентной борьбе и с нашим автопромом, и друг с другом. Просто многие россияне отдают предпочтение западным и азиатским авто. Кто ездил на качественном «японце» или «американце», скорее всего уже не пересядет на отечественную машину - он будет долго и нудно копить на новую иномарку или до последнего ездить на той подержанной, что у него есть сейчас. 
Любой автомобилист понимает, что российский автопром проигрывает ведущим мировым автоконцернам по всем параметрам комфорта и безопасности. Даже в цене проигрывает - совсем немного подержанные бюджетные модификации «Toyota» или «Nissan» стоят почти столько же, сколько новенькая «Lada Kalina». Вот этот «проигрыш» и пытаются искусственно устранить за счет введения заградительных пошлин. Но даже если мы полностью закроем границы для всех иномарок, все равно качественные «родные» машины на Серпуховском заводе, «ГАЗе», «АвтоВАЗе» делать вряд ли научатся. 
Мы ведь уже переживали подобную ситуацию в 2003-м, когда для «поддержки отечественного автопроизводителя» повышали пошлины. Поначалу вроде бы это была временная мера, потом она оказалась постоянной. Так вот, тогда ВАЗ обещал сделать конкурентоспособную машину 
- Неужели никак нельзя стимулировать российского производителя? 
- Нам нужно понимать, что будущее российского автопрома - за современными «отверточными» производствами (по типу тех, что открыли в России «Ford», «KIA», «Renault» и многие другие компании), а не только за «Жигулями» или «Волгами». А чтобы привлечь в нашу страну новых мировых автогигантов, нужно снижать налоги на производство автомобилей внутри России - ведь сегодня они одни из самых высоких в мире. Так, идентичные во всем мире модели «Toyota Camry», собранные в стране продажи, стоят в США $19,3 тыс., в Японии - $25,5 тыс., а в России - $30,3 тыс. 
Конечно, останется свой клиент и у того же «ГАЗа» или «АвтоВАЗа». Но здесь еще предстоит очень много работать над повышением качества продукции. Для этого правительство просто должно дотировать производство автомашин внутри страны - например, возвращать тысячу евро с каждого проданного авто. Но при одном условии: если машина откаталась весь гарантийный срок без ремонта. Это и станет стимулом для производителя повышать надежность своей продукции. 
- Но почему эти простые рецепты до сих пор не опробованы? 
- Потому что в российском автопроме (впрочем, как и почти во всей экономике) власть по старинке пытается орудовать «административными рычагами». Ну вот не научились наши чиновники тонкостям рыночной экономики, что ж поделать. После повышения пошлин, по прогнозам экспертов, поставки иномарок в Россию снизятся вдвое. Народ покупать «Жигули» не бросится, мы об этом уже говорили. Но куда-то ведь эти «Жигули» девать надо. Путин уже нашел решение - заявил, что отныне все госструктуры будут закупать только отечественные авто. И от чиновников прямо потребовал, чтобы они в массовом порядке пересаживались с иномарок на наши машины. Впрочем, и так было понятно, что в новом году у бюджетников не будет «лишних» денег на закупку дорогих иномарок. Зато многие губернаторы уже успели «прогнуться» перед Путиным, заявив, что иномарки из своих гаражей начали распродавать. 
В общем, понятно, что повышение пошлин было пролоббировано через правительство олигархами, владеющими российскими автозаводами. В условиях кризиса у них спрос упал - вот они и решили его искусственно повысить, выбив почву из-под ног у иностранных поставщиков. Я не тешу себя иллюзиями: по всему, повышение пошлин окончательно добьет в стране здоровую конкуренцию и будет способствовать дальнейшей монополизации автопрома. 
- А как вы относитесь к предложению Путина субсидировать процентную ставку по автокредитам на покупку российских авто? 
- Однозначно, люди не кинутся сломя голову за кредитами. Многим просто не до покупки новой машины, когда нет перспективы на будущее - вдруг уволят или зарплату урежут. Да и сами банки очень ужесточили требования к заемщикам и взвинтили процентные ставки. В общем, никакая субсидия правительства дело не спасет. 
Тут нужен принципиально другой подход. Например, в развитых странах вообще нет проблем с получением автокредитов - даже сейчас, в условиях кризиса. Дело в том, что крупнейшие автопроизводители создают собственные кредитные банки, которые выдают кредиты на покупку «профильной» иномарки по очень низкой ставке (0-5%). Этот рецепт применим и в России. 
- «Единая Россия» поспешила заявить, что акции протеста против повышения пошлин организовали некие «черные дилеры», «барыги», «провокаторы»… Вы, Иван, стало быть, тоже к ним относитесь? 
- Я вообще не понимаю, какое отношение к таким акциям могут иметь «черные дилеры», которые нелегально ввозят и криминально легализуют здесь иномарки. Вот для них-то повышение пошлин - самое то, ведь чем дороже машина, тем выше навар. По опыту своего и других известных мне регионов скажу, что акции организовывали самые обычные люди - автослесари, предприниматели, просто автолюбители... То есть это была реальная гражданская инициатива. Кстати, видимо, это больше всего и испугало власти. Сразу начали какой-то «оранжевый» след искать - будто бы нас оппозиция на митинги повела. Короче, типичная топорная пропаганда! 
Надо понимать, что повышение пошлин так или иначе затронуло всех россиян. Больше всего, конечно, пострадают те, кто непосредственно занимается автобизнесом - они просто потеряют работу. Другая категория недовольных - рядовые автолюбители, которых лишили возможности купить относительно дешевое и качественное авто. 
Но повышение пошлин распространяется не только на легковушки, но также на грузовики, микроавтобусы, спецтехнику - то есть на все те машины, которые в России до сих пор не научились производить. Дорожают грузовики - автоматически вырастает стоимость почти всех товаров, которые на них перевозят: от пищевых до строительных. А повышение цен ударит по всем без исключения гражданам. 
- Организаторов акций протеста во Владивостоке местный губернатор Дарькин обвинил в том, что им «наплевать» на миллионы людей, которые заняты в российском автопроме и в перспективе тоже могут потерять работу. 
- При разумной политике государства вполне возможно поддержать отечественный автопром - но вовсе не за счет уничтожения другого сектора экономики, связанного с транзитом иномарок. 
Почти одновременно с нашими акциями в крупнейших автомобильных городах страны - Ульяновске, Ижевске, Тольятти, Таганроге - прошли митинги работников местных заводов в поддержку повышения пошлин. И не секрет, что эти акции вовсе не были спонтанной гражданской инициативой, их организовывали специально обученные люди из этих же заводов. То есть правительство пытается элементарно столкнуть разные категории граждан: мол, кто «за» пошлины - свой парень, а кто «против» - враг народа. 
- «Автомобильных» регионов в стране немало, но почему самый громкий протест был именно на Дальнем Востоке? 
- Дальний Восток - это почти государство в государстве, тут у людей менталитет совершенно особый, свободолюбивый. К тому же здесь в отрасли по импорту, сборке и обслуживанию «японцев» занято почти 200 тыс. человек. Повысим пошлины - и весь Дальний Восток окажется на грани разорения. Но, к сожалению, в Москве совершенно не представляют, чем живут регионы. Недаром ведь на митинге во Владивостоке люди с японскими флагами пришли и с лозунгами об отделении от России. 
Другой «автомобильный» регион - это Калининград, через него идет транзитный поток иномарок из Европы. Здесь тоже было несколько акций протеста. Но особенно взбунтовались автомобилисты прямо перед Новым годом, когда на таможенных постах стали под надуманными предлогами чинить им всяческие препятствия по «растаможке» иномарок. Ясно, что таможенники элементарно тянули время, чтобы дождаться введения новых пошлин. 
- Интересно, а почему смолчали южные регионы? Вот, например, Кавминводы - это вообще автомобильная столица всего ЮФО, тут десятки автосалонов, тысячи занятых в автобизнесе. Если снизится спрос на иномарки, начнутся увольнения, а там не за горами социальный взрыв. 
- Мне трудно судить обо всем Юге, знаю лишь, что акции протеста были в Астрахани, пытались что-то провести в Краснодаре и Новороссийске, но помешала милиция. Думаю, в других регионах люди попросту не до конца представляют, что их ждет впереди - это ведь по телевизору и в газетах замалчивают. 
Да и сами автомобилисты, видимо, очень разобщены. Стоит отдать должное властям, они грамотно подавляют коллективную волю к протесту: в офисах организаций автомобилистов проходят обыски и выемки компьютеров; закрываются автомобильные сайты, где люди могут свободно обсуждать наболевшее; с журналистами «задушевные» беседы проводят. 
Например, на меня во время акции протеста у нас в Красноярске составили протокол только на том основании, что я «раздавал комментарии журналистам о сути закона о повышении пошлин». Маразм ведь полный, согласитесь?!

Беседовал 
Антон ЧАБЛИН 
 

 

 

Пиар-шлагбаум. Как ставропольский Белый дом отозвался на инициативу премьера Путина поддержать российский автопром 
 

На днях губернатор края Валерий Гаевский настоятельно рекомендовал местным чиновникам не приобретать импортные машины для служебных нужд: это, мол, в духе федеральной линии антикризисных действий. Губернаторская инициатива носит рекомендательный характер, однако чиновники - от мэров до министров - с готовностью откликнулись претворить ее в жизнь. Ничего, впрочем, удивительного: уже имеющиеся в служебном пользовании иномарки изымать у них никто не собирается. К тому же мораторий не распространяется на машины, собранные в России и немногим уступающие зарубежным аналогам. Свои сборочные производства уже имеют американские компании Ford Motor и General Motors, германская BMW, французский Renault, корейские KIA Motors и Hyundai Motors и ряд других. Так что акций протеста, организованных ставропольскими чиновниками, скорее всего, не последует. 
Не надо быть экспертом, чтобы понять очевидное: подобными мерами отечественный автопром не поднять - хоть и много в стране чиновников, однако объем закупок ими служебных машин не так уж велик. Тут, скорее, речь идет о другом. В окружении губернатора, например, полагают, что своим заявлением глава региона прививает чиновникам ответственность за расходование казенных денег. А вот в народе к инициативе главы региона отнеслись иначе. 
И даже не потому, что номенклатура давно позаботилась о себе, закупив роскошные и комфортные авто на свой вкус, особо не считаясь с возможностями бюджета. Смущает и настораживает вот что: урезонить аппетиты чиновников губернатор надумал аккурат после заявления премьера. Можно только вообразить, какие стены пришлось бы пробивать рядовому гражданину, чтобы в общем-то здравая и очевидная инициатива - пересадить чиновников на отечественные машины - была хотя бы замечена властью.  

Олег ПАРФЕНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях