Поиск на сайте

Власти Ставрополя намерены решительно бороться с пьянством. Однако нравится это не всем

 

Бульдоги с носорогами
Борьба с пьянством в стране и крае имеет давнюю историю. Всем памятна горбачевская антиалкогольная кампания, которая, впрочем, видимого эффекта так и не принесла. И тогда этот вопрос был пущен властями на самотек. 
К началу 90-х в стране вообще отсутствовала единая нормативная база, регламентирующая торговлю алкоголем. В каждом регионе работали собственные законы. Так, на Ставрополье существовало единственное ограничение – нельзя было продавать алкоголь с рук, в ларьках, киосках и контейнерах. 
Ситуация изменилась после принятия в 1995-м Федерального закона «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции». В нем содержался исчерпывающий список объектов, рядом с которыми запрещалось торговать крепким алкоголем (крепче 12°): детские, учебные, религиозные, лечебные учреждения, военные объекты, вокзалы, аэропорты, оптовые рынки, а заодно некие «места массового скопления людей».
Два года спустя появился аналогичный краевой закон, где список был дополнен объектами ЖКХ и вещевыми рынками. Однако вскоре закон был отменен как противоречащий федеральному. 
Единственная вольность, которую федеральный законодатель отдал на откуп регионам, – порядок определение масштабов территорий, прилегающих к «безалкогольным» объектам. На Ставрополье такой порядок был утвержден постановлением правительства края в 2001 году. 
В сравнении с другими регионами они были весьма жесткими. Например, для детских, лечебных, культовых и учебных заведений зона отчуждения составляла двести метров (причем не от входа до входа, а между границами земельных участков). 
На столь жестких мерах лично настаивал тогдашний куратор антиалкогольной кампании министр экономики края Валерий Гаевский. Однако на правительство обрушился вал жалоб от торговых предприятий, которые оказались под угрозой закрытия из-за попадания в зоны отчуждения школ и больниц. 
В Белом доме прикинули, что удар по экономике окажется сильнее демографического выигрыша, и смягчили требования к продавцам алкоголя. Расстояние стали мерить между центральными входами, определив его для всех видов «запрещенных» объектов в сто метров, а для больниц и храмов лишь в полсотни. Эти требования действуют и поныне.

 

Сивуха под запретом
В общем, краевые власти боролись с пьянством как умели. Но не слишком успешно. Причем в отчетах Минэкономики края главным виновником такого положения неизменно называлась мэрия Ставрополя, которая якобы вообще не контролировала алкогольный рынок. Тогдашнему мэру Михаилу Кузьмину однажды даже пригрозили отставкой. 
Признаться, критика была обоснованной. Питейные заведения в массовом порядке открывались под боком у школ и больниц, а рынки города оказались главным поставщиком неучтенного и фальсифицированного алкоголя. Однако после воцарения в городе команды Дмитрия Кузьмина на фоне прочих ее «художеств» безобразия на алкогольном рынке как-то отошли на второй план.
И вот в апреле нынешнего года антиалкогольная кампания в Ставрополе вышла на новый виток. Мэр Ставрополя Николай Пальцев своим постановлением утвердил список объектов, рядом с которыми запрещено торговать крепким алкоголем. 
Дополнительно к объектам, предусмотренным федеральным законом 1995 года, в него вошли спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения. Однако постановление мэра понравилось далеко не всем. 
Законность документа оспорил в арбитражном суде ресторан «Аквариум». Бизнесмены убеждены, что мэр Пальцев не имел права расширять границы федерального закона, включая в список «запрещенных» спортивные учреждения. Дело в том, что нынешним летом у «Аквариума» отозвали «алкогольную» лицензию, поскольку ресторан находится рядом с Дворцом культуры и спорта. 
Такая же история с компанией «Молинари менеджмент», которая управляет кафе Molinari, рестораном Lowenbrau и ночным клубом «Эрмитаж». Все три объекта общепита находятся в отеле «Континент», куда пару лет назад переехала ДЮСШ дзюдо и самбо. 
Из-за этого соседства «Молинари менеджменту» нынешним летом отказали в праве торговать крепким алкоголем. Только бизнесмены пошли не в суд, а в краевую думу – и депутаты быстро инициировали парламентское разбирательство.

 

Для властей дело принципа
– Статистика потребления алкоголя на Ставрополье удручающая. Особенно пугают цифры подросткового алкоголизма. И у чиновника, ответственного за борьбу с зеленым змием, возникает мысль: «Если мы уберем от школ магазины, торгующие водкой, дети перестанут пить», – рассуждает председатель комитета краевой думы по экономике Борис Оболенец, – Очень сомнительно. 
Ведь если подросток захотел напиться, он все равно найдет, где купить. И неправильно складывать на одну чашу весов ларьки, где торгуют паленой водкой, и элитные рестораны, куда ради сивухи ребенок не пойдет. В общем, любые запреты хороши в меру, а чрезмерное количество ограничений есть прямой путь к чиновничьим злоупотреблениям и коррупции. 
– Разрабатывая постановление главы, мы изучили практику соседних регионов, – заочно парирует начальник лицензионно-регистрационного городского комитета экономики Алексей Ломанов. – Например, в Краснодарском крае «зона отчуждения» составляет двести метров, причем в число объектов входят и спортивные учреждения, а, скажем, в Калининградской области в этом списке есть также остановки общественного транспорта, объекты соцобслуживания, парки и зоны отдыха. 
Сегодня разрабатывается новая редакция «антиалкогольного» постановления главы города, в котором в число мест массового скопления людей будет включена зона отдыха Комсомольского озера. Торговать крепким алкоголем тут будет нельзя. Вместе с тем мэрия предлагает и некоторые послабления. 
Так, расстояние между спорными объектами будут мерить не по прямой (от входа до входа), а по пешеходной зоне. Кроме того, запреты не будут распространяться на магазины с площадью торгового зала более 150 «квадратов». Проект постановления одобрили все заинтересованные ведомства: мэрия, гордума, Роспотребнадзор…  
– Всего в Ставрополе магазинов и кафе, имеющих право торговать крепким алкоголем, порядка тысячи. Под запрет попадает около сорока, – поясняет Алексей Ломанов. – В основном это ларьки и небольшие магазинчики, которые традиционно и вызывали у нас головную боль.

 

Антон ЧАБЛИН

 

На Ставрополье пьют вдвое меньше, чем в остальной России

 

По данным территориального органа Росстата, в прошлом году на Ставрополье была продана 221 тысяча литров алкогольных напитков (включая пиво). В пересчете на каждого жителя – около 6,5 литра чистого алкоголя. Причем в сравнении со среднероссийской статистикой этот скорбный показатель в крае вдвое ниже.  
В общей массе алкоголя в прошлом году 40% составляло пиво, 38% – водка, 17% – вино (в том числе 3% – шампанское), 4% – коньяки. Примечательно, что в городах водку пьют вдвое реже, нежели в сельской местности. 
Отечественного производителя наш потребитель не очень привечает. Так, велика доля  импорта на рынке вина (18%), водки (13%) и пива (10%), коньяка (6%). Если сравнивать показатели 2008 и 2007 годов, выясняется, что сильнее всего сдали свои позиции российские производители коньяка – доля импорта в общих продажах этого напитка увеличилась за прошлый год на треть. 
Структура потребления алкоголя за прошлый год изменилась незначительно: на 14% выросло потребление коньяка, на 5% – шампанского и на 1% – вина. А вот водки ставропольцы стали выпивать на 8% меньше. Такая же тенденция сохраняется и в нынешнем году. То есть, невзирая на кризис, ставропольцы пьют все меньше и все более культурно. Что не может не радовать.

 

Сергей ЕВСЕЕВ

 

Владимир25 сентября 2009, 11:20

 
 
 
 

Так сейчас после повышения акцизов на пиво - и будут водку паленую все пить и травиться ей =( Ужас((

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях