Поиск на сайте

Лермонтовские чтения собрали  в Пятигорске около полусотни филологов, литературоведов, библиотекарей, музейных работников из разных регионов нашей страны, Азербайджана, Китая и Японии

Международная конференция прошла на базе Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова. Три дня дом Алябьева оглашался эмоциональными докладами, довольно громкими спорами, аплодисментами.

Накал эмоций не спадал даже в заключительный, третий день конференции, хотя позади у лермонтофилов уже были и совместные застолья и братания на городской экскурсии «Тропа Лермонтова».

Но начинался новый день, и новый каскад вопросов к очередному человеку на кафедре, чтобы, упаси Бог, не затесались рядом с научными зернами популистские плевелы.

Любой слушатель еще раз мог убедиться, что личность и творчество великого поэта и сегодня вызывают бурные чувства даже у солидных, седовласых ученых. Возможно потому, что жизнь гения была краткой и оставила мало следов в архивных материалах и воспоминаниях современников. Поэтому каждая находка, гипотеза, даже простое предположение вызывают такой накал эмоций.

На открытии конференции директор музея-заповедника Ирина Сафарова напомнила гостям, что традиция проведения подобных чтений в Пятигорске, где прошли последние дни жизни поэта, восходит к 50-м годам прошлого века. И у их истоков стояли такие корифеи лермонтоведения, как Ираклий Андроников, Виктор Мануйлов, Вано Шандури. (Кстати, нынешний форум проходил в канун знаменательной даты – 110-летия со дня рождения блестящего исследователя Ираклия Андроникова.)

Модератору конференции старшему научному сотруднику музея-заповедника Екатерине Сосниной приходилось напоминать горячим коллегам, что каждый имеет право на гипотезы.

Затем, в перестроечные и 90-е годы эта традиция прервалась. Коллектив музея приложил немало сил, чтобы ее возобновить. Поэтому почетное право сделать первый доклад организаторы предоставили заслуженному деятелю искусств России Борису Розенфельду, который был лично знаком с Ираклием Андрониковым и блестяще рассказал о встречах с ним в Кисловодске.

Известный общественный деятель, автор капитального труда «Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова» Владимир Захаров (Москва) рассказал о перспективах создания музея Лермонтова в Карачаевске.

Страсти по гению не утихали. Профессор, лермонтовед из Москвы Владимир Захаров..

Ли Чжэнжун из Пекинского университета, Ван Лидань из университета города Таньцзинь и аспирант МГУ Гун Цинцин рассказали, что в Китае популярны произведения Лермонтова, а в вузах изучают его жизнь и творчество.

Японской профессор Ямадзи специально для конференции перевел стихотворение Лермонтова «Парус» и прочел его на родном языке под дружные аплодисменты.

Справа - портрет юного Лермонтова, хранящийся в Государственном литературном музее. А слева, уверены костромские лермонтоведы - портрет одного из предков поэта.

Участники конференции впервые услышали о снятом еще 40 лет назад, но до сих пор не показанном в России словацком фильме по драме Лермонтова «Странный человек». Увидели портреты предполагаемых шотландских предков Лермонтова. Узнали, кто такая Эротоида Мусина-Пушкина, за которой ухаживал Лермонтов на последнем балу у пятигорского грота Дианы…

Ольга ВАСИЛЬЕВА

«Он был счастливо одарён способностями»

Рисование было для Михаила Лермонтова больше чем просто обязательной учебной дисциплиной.

Родственник поэта Аким Шан-Гирей, вспоминая о его детских годах, писал, что любовь к изобразительному искусства Лермонтов питал еще в самом раннем возрасте: «…он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...»

Лермонтов брал уроки живописи у именитого русского художника Петра Заболотского, который позднее написал два портрета самого поэта - в 1837 и 1840 году.

Лермонтов был разноплановым художником. Он рисовал пейзажи, портреты, жанровые сценки, военные сюжеты, иллюстрации к собственным произведениям и даже карикатуры. Его лучшие работы связаны с Кавказом - это картины в духе романтической живописи, написанные во время и после первой ссылки. На сегодняшний день известны 13 картин Лермонтова, выполненных маслом на холсте, картоне и дереве, более 40 акварелей и более 300 рисунков и набросков.

Вид Пятигорска

Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой. 26 августа 1831 года

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях