Поиск на сайте

 

 

На взгляд педагога школы-лицея №14 Любови Бутенко, педагогическая истина проста: «Не зевай, в хвосте не плетись, спину ровно держи и стебай»
 
Для педагога Любови Бутенко нынешний год стал одним из самых запоминающихся в ее интересной и насыщенной жизни. Участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года-2006», где она вошла в число лучших педагогов страны, затем встреча с Владимиром Путиным, с которым она говорила от имени всех учителей края. В общем, с таким интересным человеком грех не пообщаться. Но вот «поймать» Любовь Петровну оказалось не так-то просто: в школе она с семи утра до девяти вечера, а свободной минутки не найти: то уроки, то подготовка к ним, то проверка домашних заданий, то классный час. Время для беседы нашлось только во время обеда. О последних событиях своей жизни знаменитый учитель рассказала корреспонденту «Открытой».
 
- Любовь Петровна, в этом году вы победили в краевом соревновании «Учитель года», затем стали финалисткой в общероссийском конкурсе. Скажите честно, трудно быть лучшей в своей профессии?
- Мне не трудно, потому что то, чем я занимаюсь,- смысл моей жизни. Свою работу я просто боготворю, я ее обожаю. Сколько себя помню, всегда мечтала стать учителем, кропотливо и упорно работала. Просто так с неба мне ничего не свалилось. Думаю, что я правильно выбрала свою дорогу в жизни, поэтому и добилась таких успехов.
- Профессия учителя весьма сложна и ответственна, трудностей не побоялись?
- А разве есть легкие пути в этой жизни? В учительском деле есть много моментов, которые помогают тебе преодолевать трудности и получать радость от своей работы.
- Это какие же?
- Ребенок получил пятерку, хотя раньше с трудом дотягивал до тройки – вот уже огромная радость для меня. Стал участвовать в олимпиадах - вообще великолепно. Я вижу плоды своих трудов, значит, я смогла его увлечь, привить любовь к предмету, не зря не спала ночами и готовилась к занятиям.
- Как, на ваш взгляд, нужно сейчас преподавать русскую классическую литературу, чтобы современные дети ее воспринимали?
- Литературу нужно преподавать интересно. Я в течение тридцати лет одно и то же на своих уроках не повторяю. Каждый раз стараюсь узнать об авторе или произведении что-то новое. Задаю ребятам на уроке вопросы, которые смогли бы их заинтересовать. 
Русская литература - это уникальный предмет, его нет ни в одном учебном плане мира. Вот допустим, мы рассматриваем на уроке тему любви в творчестве Куприна на примере повести «Олеся». Я говорю ребятам: «Посмотрите, насколько интересна эта история: Куприн описывает в ней настоящую любовь, которую главные герои из-за нелепых ошибок не смогли сохранить. Вот она - любовь! Сумейте ее разглядеть. Не повторяйте ошибок литературных героев. Любовь надо увидеть, дать ей шанс, время, и тогда она прорвется через все заслоны и озарит своим светом всю вашу жизнь». После таких слов девчонки и мальчишки с особой тщательностью читают «Олесю». А мне этого и надо было добиться, чтобы они проявили интерес к тексту.
- Скажите, вам, опытнейшему педагогу, было сложно на Всероссийском конкурсе «Учитель года»?
- Нелегко. Там искали личность, все педагоги были очень хорошо подготовлены. Я сильно нервничала, да к тому же практически не спала. Рабочий день наш начинался в 8 утра, а заканчивался в 12 ночи. Некоторые пытались возмущаться, говорили: «Мы такой ритм не выдерживаем!» На что им отвечали: «А вы сюда спать, что ли, приехали?»
- Говорят, что вы поразили жюри на конкурсе «Визитная карточка» оригинальной презентацией себя и края …
- Мое выступление перед жюри называлось «Мифы и реальность, или О том, как полоть бурак». Я сделала удивительное открытие: те принципы, по которым свекровь меня когда-то учила бороться с сорняками на огороде, полностью подходят к педагогике. Педагогическая истина, на мой взгляд, проста: «Не зевай, в хвосте не плетись, спину ровно держи и стебай». После последнего слова, которое на российском юге означает «полоть грядки», все члены жюри меня хорошо запомнили. Потом подходили и спрашивали: «Ну что, спину ровно держишь?» 
- Конкуренты подлостей не устраивали?
- Что вы! Мы все сдружились, люди взрослые, интеллигентные, ни о каких подлостях и речи быть не может.
- Что было наиболее сложным для вас?
- Дать мастер-класс. Он проходил не в школе, а в огромном зале, «ученики» - участники конкурса. За 20 минут я должна была суметь «завладеть» аудиторией, заставить ее работать на себя. Сложно мне было еще и оттого, что на всех этапах соревнования я выступала последней. Это очень тяжело, большая эмоциональная нагрузка, можно сказать, что я «перегорала». Посмотрю на выступление своих коллег и думаю: наверное, я не справлюсь, да еще и жюри устанет, будет невнимательно слушать выступление. Тем не менее все у меня получилось.
- Говорят, что вы настолько умеете «заворожить» словом, что даже отпетые разгильдяи садятся за книги?
- Садятся. Хвастать не хорошо, но многие мои ученики учатся только на четыре и пять.
- И как же вы этого добиваетесь?
- Я заставляю ребят мыслить. Прием этот в педагогике называется на английский манер «инсайт» – творческое озарение. Это когда дети начинают задумываться над вопросом. Я стараюсь развить у них логическое мышление. Сначала думаю я, а потом дети размышляют вместе со мной. Мне очень нравится вести диалог с ребятами, у них «быстрые мозги». Я учу их, а они учат меня. Многие мои выпускники, которым уже за тридцать, до сих пор говорят мне спасибо за то, что я их научила размышлять.
- А если дети, несмотря на все ваши старания, не прочитывают тексты?
- Читаем их на уроке. Что делать? Я рассказываю самые запоминающиеся, интересные моменты. Вот, к примеру, недавно мы проходили «Суламифь» Куприна. Некоторые не стали читать это произведение, а я на уроке рассказала детям о царе Соломоне и его огромной всепоглощающей любви к девушке по имени Суламифь. Показала, как Куприн пишет об этом. Прошло несколько недель, мы двигаемся дальше по учебному плану, а ребята подходят ко мне и говорят: «Любовь Петровна, мы прочитали «Суламифь». И я счастлива от этих слов.
- У вас есть своя жизненная философия?
- Вся моя философия – нужно работать каждый день и каждый день совершенствоваться и чему-то учиться, несмотря на свой возраст и полученные регалии. По счастью, профессия учителя многообразна и в любом настроении можно сделать что-то полезное. Один день будет удачен для творчества, другой - для проверки тетрадей, третий - для подборки материала к педсовету или заседанию кафедры. От всего нужно получать удовольствие. В сфере образования нет готовых формул, подходящих для каждого отдельного случая. Есть наука педагогика, которая учит искать подходы к любой личности, независимо от того, желает она изменяться или нет. Школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
- Остались нереализованные мечты?
- Мечта у меня одна. Чтобы профессия учителя стала в нашей стране уважаемой и почитаемой, престижной и чтобы все наши трудяги-педагоги получали достойную зарплату за свой труд.
- У такого знатока литературы есть любимый писатель?
- Люблю Достоевского, Льва Толстого, увлекаюсь Чеховым. Одному кому-то я свое сердце не отдала.
- А вы сами в жизни не пропустили настоящую любовь, смогли ее разглядеть?
- Смогла. Мы с мужем вместе уже больше тридцати лет. Николай Иванович - проректор Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. У нас две замечательные дочери, Марина и Лена, они мне подарили троих прекрасных внучат.
- Семья у вас большая, вместе часто собираетесь?
- В основном по праздникам. Зятья мои очень любят блины, которые я готовлю. Так что к теще на блинчики заглядывают. Мне вообще удается выпечка – пироги, булочки.
- Дочери хотят продолжить семейную традицию и стать преподавателями?
- Думаю, что продолжат. Старшая, Лена, - доктор, но ей очень нравится работа педагога, а младшая, Марина, – юрист, вела семинары на юридическом факультете СГУ. Хочу вам сказать, у нее все прекрасно получается. Да и сама дочь говорит, что когда читает лекции, то ощущает настоящий душевный подъем. Видимо, Марина, наконец, нашла свое истинное призвание.
 
Беседовала Элла ДАВЫДОВА


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий