Поиск на сайте

Внутренние проблемы СКФО – мелочи в сравнении с глобальными вызовами цивилизации в целом, убеждён кавказовед Сергей Арутюнов

 

На днях в Ставрополе состоялось первое заседание рабочей группы по вопросам социально-экономического развития при полпреде СКФО. Приняли в нем участие чиновники, бизнесмены, эксперты из регионов округа, а председательствовал губернатор края Валерий Гаевский.
Одной из обсуждаемых тем стала новая госпрограмма развития Северного Кавказа, разработанная Минрегионом: она рассчитана на срок до 2025 года и потребует финансирования в размере 3,8 трлн. рублей. Однако Минфин России отказался согласовывать программу на том основании, что в госбюджете таких денег нет.
И вот на заседании в Ставрополе прозвучало: мол, недополученные из бюджета дотации должны компенсироваться частными инвестициями. Правда, если государство дает деньги Кавказу за просто так, то за интерес инвесторов (особенно иностранных) нужно реально конкурировать.
И в первую очередь придется заняться улучшением имиджа Кавказа, который сегодня уж точно не ассоциируется со спокойствием. Каким же образом заставить инвесторов поверить в то, что здесь больше не стреляют и не взрывают?
Об этом в беседе с обозревателем «Открытой» рассуждает заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Сергей АРУТЮНОВ.

 

– Сергей Александрович, часто говорят: корень современных бед Кавказа, и политических, и экономических, стоит искать в его историческом прошлом. Вы как этнолог разделяете такую позицию?
– Однозначно. Нынешняя ситуация на Северном Кавказе во многом обусловлена комплексом исторических факторов. Главное, что тут очень сильны глубоко укоренившиеся пережитки древних формаций – раннего и развитого феодализма.
Попытки внедрения цивилизованного капитализма здесь начались лишь 150 лет назад, после реформ Александра II. Русская имперская администрация пыталась установить на Кавказе принципы правового государства – земства, независимые суды, выборные буржуазные органы, однако далеко не продвинулась.
По сути, феодальную формацию на Кавказе сразу же сменил «казарменный социализм» (через который, впрочем, прошла не только эта территория, но и весь бывший СССР и соцстраны). Ну а затем пришел «дикий капитализм», которому как на Кавказе, так и в остальной России присущи характерные уродливые черты – административно-полицейский беспредел, коррупция, рейдерство, криминал, отсутствие морально-сдерживающих факторов, сращивание бизнеса и бюрократического аппарата...
– Цивилизованной буржуазии на Кавказе до сих пор нет?
– Ее нет вообще в России и в постсоветских странах, она просто не могла сформироваться в таких исторических условиях.
– На одном совещании бывший замминистра внутренних дел Аркадий Еделев убеждал президента: мол, ситуацию на Северном Кавказе расшатывает Запад. Согласны?
– Пережитки феодализма, казарменного социализма, дикого капитализма – на уровне массового сознания, скажу вам, гремучая смесь! А на это накладываются еще и острые внутренние проблемы дня сегодняшнего – отсутствие жизненных перспектив, «поломка» социальных лифтов, распад системы ценностей и механизмов формирования идентичности.
Плюс индоктринация (навязывание  - Ред.) радикального ислама на фоне разочарования в традиционном исламе. Но всё это местные факторы, к которым никакого отношения не имеют «вашингтонские обкомы» и «мировые закулисы», как убежденно твердят силовики.
– Так стоит ли начинать решение проблем Кавказа именно с экономических проектов, как предлагает администрация Хлопонина?
– Что касается экономики, то она именно на Кавказе особенно очень тесно увязана с культурой, политикой, безопасностью. Мне, например, кажется правильным, что полпредство начинает работу по привлечению инвестиций именно с рекреационно-туристической отрасли.
Сегодня для Кавказа это самое сильное конкурентное преимущество, и его нужно развивать. Это подтянет и другие отрасли, например фермерство, что, в свою очередь, позволит многим депрессивным горным аулам выйти на уровень продовольственной автономии.
– Не смущает вас, что экономические проекты Хлопонина отдают советской гигантоманией?
– Смущает, конечно. На крупных объектах больше возможностей для «распила». Поэтому, на мой взгляд, государственные инвестиции должны идти преимущественно на развитие мелкого бизнеса (мини-отели, фермерские хозяйства, заводы по розливу минеральных вод).
– А идеологическая работа? С «исламским фактором» что делать?
– Ислам, конечно, требует очень тонкого подхода, более тонкого, чем мы видим сейчас. На Северном Кавказе необходимо создать условия терпимости к либеральному исламу: готовить имамов в российских медресе, проводить религиозные молодежные лагеря.
Но куда важнее, мне кажется, чтобы властная и интеллектуальная элита поставили заслон идеям антиамериканизма и антивестернизма (неприятия западных ценностей - Ред.), овладевающим Кавказом. Все-таки Россия объективно стремится стать частью глобального общества, и преодоление ее исторических «комплексов» возможно только при условии полноценной интеграции.
– Чиновники твердят, что Кавказу нужен новый имидж – спокойного, благополучного региона. А по телевизору все равно постоянно идут репортажи про спецоперации. Что же, теперь их вообще не показывать?
– Если мы говорим о развитии туризма, то очевидно, что турист не поедет туда, где стреляют. И это действительно вопрос не только безопасности, но и пропаганды. Каждый день мы слышим: в центре Нальчика или Махачкалы спецоперация, подогнали к жилому дому танки, высадили стекла в целом квартале.
Но это ведь в корне неправильно: сначала выстрелить, а затем разбираться. Спецоперация – самый последний этап, которому должна предшествовать кропотливая агентурная работа. А раз стреляют, значит, агентура не сработала. Так и нужно поощрять силовиков за «бесшумные» операции, а за шумные, которые по ТВ показывают, – наказывать!
– Какой срок вы отводите для решения проблем Кавказа? Например, в Стратегии развития СКФО обещают построить здесь модернизированное общество уже к 2025 году.
– Я как ученый не готов говорить про сроки, если дело касается «подвижек» целых исторических «пластов» в коллективной психике. Главное, чтобы власти не занялись бездумной «ломкой» элементов прежних формаций в массовом сознании, которые и позволяют считать кавказские общества «традиционными».
Примером тому – Япония, где традиции коренятся еще глубже, чем на Кавказе, но при этом история цивилизованного капитализма насчитывает уже 300 лет. Вот, скажем, моральные принципы кодекса «Адыгэ-Хабзэ» почти идентичны японскому бусидо и также вполне могут быть «вписаны» в современную цивилизацию наряду с демократическими ценностями.
– Так за чем же дело стало?
– Вы знаете, проблема ведь намного глубже, чем просто необходимость интеграции Кавказа в современное глобальное сообщество. Мы сейчас в масштабах планеты наблюдаем такие мощнейшие тектонические изменения, в сравнении с которыми внутренние проблемы Кавказа – сущие мелочи.
Говоря о демократических ценностях, нужно понимать, что сегодня они искажаются и размываются даже в странах «золотого миллиарда». Поясню на примере. Права человека состоят не только в том, чтобы смело заявить – мой президент дурак или мерзавец. Но есть и права, которые человек считал неотъемлемыми на протяжении тысячелетий, а сейчас под гнетом стереотипа «политкорректности» вынужден от них отказываться.
Например, право отшлепать непослушного мальчишку, купировать хвост своей собаке, убить и зажарить дома живую рыбу, выкурить сигарету в пивной... Но ведь эти «бытовые» права ничуть не менее важны, чем свобода слова или совести. И их попрание – признак агонии глобальной цивилизации.
– Неужели все эти неолиберальные проблемы «золотого миллиарда» могут всерьез коснуться Северного Кавказа?
– Кавказ – часть глобальной цивилизации, сегодня в культурно-ценностном отношении почти стерта разница между Махачкалой и Сараево или Палермо. И вместе со всей глобальной цивилизацией Кавказ переживет ее агонию. Если этот процесс и будет где-то действительно малозаметен, так это в почти пустынной Гренландии.
– И когда это всё начнется?
– В общем-то, уже всё началось. Социокультурный и антропологический кризис тлеет с самого начала формирования на Западе постиндустриальной формации, а это уже полвека. И сегодня снижение рождаемости, депопуляцию, социальную аномию (распад системы норм и ценностей - Ред.) мы видим от Сомали до далеких уголков России за пределами МКАД. Быть может, лишь с разной яркостью.
Но это еще цветочки, а ягодки окончательно созреют лет через сто. Думаю, к тому времени современная цивилизация просто повторит путь Римской империи, на осколках которой в V веке возникли варварские феодальные королевства, затем давшие Ренессанс и промышленную революцию.
Так и на развалинах нашей безморальной, сверхиндустриализированной консюмеристской (потребительской - Ред.) цивилизации возникнет иная. Реально, а не на словах - постиндустриальная, с совершенно новой моралью, новыми формами самоуправления и крайне низко энергозатратная. Ну а до этого просто придется сверлить дырочки на поясе.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН,
политический обозреватель «Открытой»
Москва – Ставрополь

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях