Поиск на сайте

 

 

 В январе «Открытая» объявила акцию «Очистим край от ошибок». Первыми откликнулись читатели, неравнодушные к родному языку, знающие его  нормы и правила или, как говорится, просто обладающие лингвистическим чутьем, которое и позволяет им замечать  ошибки и опечатки везде и повсюду. 
Одна из них - ставропольская пенсионерка Татьяна Яковлевна Кондрашина - проработала много лет инженером-проектировщиком, а вот «чувство языка» у нее развито с детства, поэтому так  раздражают ее не столько опечатки и ошибки в периодической печати, допущенные по невнимательности, сколько откровенные нелепицы и грубейшее искажение норм русского языка. 
Женщина любит смотреть информационно-публицистические  программы по ТВ, слушать новости по радио,  и только за несколько дней она смогла собрать целую коллекцию ошибок.
Так, на канале ТВЦ  в одной из вечерних передач корреспондент сообщил: «Экс-миллионер Герман Стерлигов встречает Новый год по старому григорианскому календарю...» Но не знать, что старый календарь был юлианский, а новый, ныне действующий, как раз-таки григорианский – непростительное невежество для работника СМИ.
Допускают  неправильное произношение слов даже ведущие центральных каналов ТВ. Например, Лариса Гузеева в ток-шоу «Давай поженимся» сообщила, что «девушка только что освободилась от опёки (вместо опеки) родителей». И почти в каждом выпуске этой передачи ведущая называет подруг жениха или невесты сватьями, позабыв, что сватья – это мама одного из супругов по отношению к маме или папе другого. 
Или известный ведущий Алексей Пушков в передаче на канале ТВЦ как-то  произнес фразу: «Люди интересуются церковью как культурным феномЕном» (вместо фенОменом).
Грубую речевую ошибку допустила одна из комментаторов прогноза погоды в программе «Информбюро» на местном канале СКЭТ: «Прогноз погоды так быстро меняется, что  мы не успеваем ее рассказывать». Хотелось, чтобы нам лучше уж о ней рассказывали.
И это далеко не весь перечень ошибок, которые зафиксировала наша читательница. Увидела она недочеты и ошибки и в «Открытой». Например, в №4 за этот год Татьяна Яковлевна обнаружила ошибку в словосочетании «доступный займ» (правильно - заём). Заметила она смысловую ошибку и во фразе «У нас должен быть диспаритет цен». 
Диспаритета как раз-таки не должно быть, так как это слово означает несоответствие стоимости одних товаров (и услуг) затраченному труду на производство другой продукции. 
Чаще всего о диспаритете цен говорят, сравнивая цену произведенной селянами сельхозпродукции и горюче-смазочных материалов. 
А вот с мнением дотошной пенсионерки, что в предложениях из наших статей  «Наказать решили прокурора, испортившего малину» и «... известны факты незаконных наездов» слова малина и наезды нужно заключить в кавычки, можно не согласиться. Понятия, в них заложенные, стали общеупотребительными, обиходными, и в кавычки эти слова заключать уже не обязательно.
Другой наш читатель - некто В. Пипко - прислал в редакцию письмо с  образцом глупой рекламы. Речь идет о туалетной бумаге производителя ООО «Даниил» (из города Георгиевска). В этой организации, видно, посчитали, что рулончики будут более привлекательными для покупателя, если снабдить их  яркой надписью: «Светлая полоса в твоей жизни».
Наш «злой читатель» (как сам себя назвал автор письма)  так воодушевился «высоким» слогом авторов столь необходимого товара, что решил поёрничать, предложив им собственные слоганы. Вот что у него получилось.

1. Жизнь будет светло-белой - 
Чаще по большому делай!
 

2. Вся наша жизнь из полос - 
То из черной, то из белой.
Чтоб в кризис выжить удалось,
Чаще по большому делай!

Перечень замеченных ошибок прислала в редакцию и ставропольчанка Екатерина Шкиря. В местной программе «Тем временем» совладелец троллейбусного парка произносит: «К нам приезжают с Ростова». Шкиря поправляет, что «правильно сказать так: из Ростова». В той же программе депутат краевой Думы Игорь Епринцев выражается таким образом: «Выполненных работ и выполненных услуг...» Правильно же говорить: «Выполненных работ и оказанных услуг».
В программе «Вести. Ставропольский край» директор завода «Автоприцеп-КамАЗ» Евгений Письменный сказал: «Мы дадим городу и хозяевАм 10 дней...» Правильное ударение делается на другом слоге - «хозЯевам». 
Огромное количество ошибок и опечаток проходит в федеральных СМИ - читатели нас завалили такими примерами, претендуя на обещанный бонус, – подписку. Раз обещали - подпишем! Но мы поняли: за все ошибки российских и местных СМИ ответить не сможем, а потому делаем сегодня оговорку, уточняем условия: присылайте в редакцию примеры глупой рекламы, которую вы заметите только на территории Ставропольского края, и всяческих ошибок лишь  в нашей газете.
Присоединилось к акции «Очистим край от ошибок» и Управление пресс-службы губернатора края, которое наша газета  недавно критиковала за обилие ошибок  в пресс-релизах (статья «Генералы словарного запаса» №3 от 21.01.09 г.). Сотрудники пресс-службы не скрывали, что обижены и расстроены этой публикацией. Но взяли себя в руки, критику учли: сегодня в их пресс-релизах ошибок и опечаток почти нет. Нам это приятно. 
Также приятно, что после критики в свой адрес они решили ответить адекватно: не жалея времени, проштудировали от корки до корки один из номеров «Открытой», выявив целых одиннадцать опечаток, описок и стилистических огрехов. Спасибо пресс-службе: газете критика тоже на пользу – ее сотрудники стали более внимательными. 
Не скроем, что для нас был вдвойне приятен факт отправки нам в большом конверте с красным штемпелем «Правительство Ставропольского края» специального письма, исполненного на официальном бланке и прошедшего процедуру регистрации в спецотделе Белого дома, что говорит об уважении и искренней заинтересованности чиновников в повышении качества их любимой газеты. 
Надеемся, что в следующий раз (если интерес к акции не пропадет) мы увидим на очередном письме, как минимум, сургучные печати и подпись самого губернатора, и доставлено оно будет на Горького, 42 (адрес редакции) спецпочтой - фельдъегерем (шутим). 
Благодарим всех активных участников акции. Полугодовую подписку на «Открытую» (с марта по август) заслуженно получают Пипко, Кондрашина, Шкиря и две подписки - сотрудники Управления пресс-службы губернатора.
Акция продолжается. Уважаемые читатели, активнее в нее включайтесь. Будьте внимательны к слову, к родному языку, к тому, как все мы говорим и пишем. Ведь наша речь формирует мировоззрение, моральные и поведенческие критерии, по существу, отношение к самой  жизни и окружающим людям. Будем правильно говорить – будем правильно мыслить и поступать, то есть будем жить как достойные люди.

 

Виктория СЕМЕНОВА

 

ВАЛЕНТИНА31 января 2011, 23:16

 
 
 
 

УВАЖАЕМЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ! ПЕРВЫЙ ВЫХОД ВАШЕЙ БУМАГИ ОБРАДОВАЛ МЕНЯ ТАКАЯ ЛАСКОВАЯ МЯГКАЯ,НО СЕЙЧАС ПО ПРОШЕСТВИИ 3 МЕСЯЦЕВ МОЖНО СРАЗУ ОБРАЩАТЬСЯ К ПРОКТОЛОГУ.ЭТО НЕ БУМАГА А В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ КАРТОН.ОНА ДАЖЕ НЕ МНЕТСЯ- ПАЛЬЦЫ ОБДЕРЕШЬ. ПОЖАЛУЙСТА ПРИМИТЕ МЕРЫ К СМЕНЕ КОТОРАЯ ЗАПОРОЛА МАРКУ ХОРОШЕЙ БУМАГИ. С УВАЖЕНИЕМ ПОКУПАТЕЛЬ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ БУМАГИ ВАШЕЙ МАРКИ.

Наталья26 февраля 2009, 08:56
 
 
 
 

Вы пишите: «Прогноз погоды так быстро меняется, что мы не успеваем ее рассказывать». Хотелось, чтобы нам лучше уж о ней рассказывали. В этом предложении подлежищим является слово "прогноз", и значит не "о НЕЙ рассказывать", а о НЕМ. О прогнозе. А "погоды" в этом случае - дополнение.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий