Поиск на сайте

В краеведческом музее прошла презентация книги «Далёкие и близкие» доктора филологических наук, профессора СКФУ Вячеслава Головко

 

Не считая мук творчества самого автора, только в издательстве книга версталась и переверстывалась год. Наконец она увидела свет. «Вот и фсе!» – как шутливо закончил одно из писем автору народный поэт Виктор Боков. Однако за этой шуткой сегодня скрыт иной смысл – литературное Ставрополье, да и вся Россия одной книгой стали богаче.
Литературно-критические очерки родились на материалах личных встреч, бесед, переписки автора с дочерью и сестрой Марины Цветаевой, поэтом Виктором Боковым, а также стали результатом идейного и эстетического анализа творчества русских писателей XIX – начала XXI века, биографически и творчески связанных с нашим краем.
Проще говоря, речь идет о писателях и поэтах, с которыми у автора сложились особые отношения, между ними возникла та редкая духовная связь, рождение и само существование которой возможно благодаря лишь космосу.
По словам Натальи Масловой, директора издательства «Тэсэра», подготовившего выпуск очерков, книга давалась трудно – только обложка менялась трижды, то и дело пропадали куски текста, связанные с именем Марины Цветаевой.
Но вот результат: полторы сотни печатных страниц, уникальность которых очевидна хотя бы потому, что впервые в книге публикуются письма Виктора Бокова автору, воспоминания о встречах и дружбе с Ариадной Эфрон и Анастасией Цветаевой. Впервые в литературный оборот попали письма Михаила Пришвина, Виктора Шкловского, Бориса Пастернака, редчайшие любительские фотографии.
Да и по своему наполнению книга не похожа на глубокие научные труды Вячеслава Михайловича, которые штудируют его студенты. Это иной подход во всем – от замысла до языка, доступного любому, даже неискушенному любителю словесности, и состоит сборник из очерков, разных как по стилю, так и по жанру.
Но важно вот что еще: очерки «Далекие и близкие», как никакой другой труд автора, стали зеркалом его самого – гражданина, патриота, ученого, семьянина.
Открывает книгу рассказ о Льве Толстом, жизненный и творческий путь которого тесно связан с Кавказом. К слову, дважды писатель бывал и в Ставрополе, а встреча с городом у Толстого показана в «Казаках» глазами помещика Оленина. Именно Толстой в числе непревзойденных русских классиков позапрошлого века одним из первых глубоко познакомил Россию с Кавказом.
О Толстом написано много, но на сей раз речь, прежде всего, идет о том, как в наших краях формировался психологически сложный, в чем-то противоречивый творческий код писателя.
Философ, социолог, писатель Яков Абрамов – еще один из героев «Далеких и близких», которого автор не просто досконально изучил, но бесконечно обожает его за непревзойденное по своей интеллектуальной мощи правдоискательство, за биение мысли, за те вопросы, которые Яков Васильевич ставил перед провинциальной и российской интеллигенцией в непростое для страны время.
Обожание это выросло еще из того, что Абрамову-философу удалось создать самобытную концепцию развития России, главным положением которой стало эволюционное преобразование общественной модели.
Отдельного упоминания заслуживает индивидуальный стиль писателя, эстетика и поэтика его художественной и публицистической прозы. Именно перу Абрамова принадлежат одни из первых и лучших публикаций о горцах.
Много лет автору посчастливилось дружить с величайшим поэтом современности, стихи которого восходят к народным песенно-разговорным интонациям Некрасова, позже – Клюева, Есенина, Твардовского, пропитаны совершенно особой аурой – Виктором Федоровичем Боковым.
Разговорная манера стала основой его творчества, но она более чем чисто поэтическая сущность – в ней угадываются глубокие русские корни. Боков не только творец и хранитель родного языка, он сама связь времен – от древности до наших дней.
Составитель антологии «Русская частушка», автор потрясающих по своей проникновенности песен «Оренбургский пуховый платок», «На Мамаевом кургане тишина», «На побывку едет молодой моряк», по ложному доносу узник ГУЛАГа.
Бокову очень повезло в том, что творил он в тот самый момент, когда в нем остро нуждалась страна, и в первую очередь это, конечно, касается последних двух десятилетий жизни поэта.
Обозначены в сборнике и два полюса лагерной темы. Один – это «сибирское сидение» Бокова (цикл «Железная ива»), сквозящее несгибаемостью духа человеческого, другой – «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, убежденного, что лагерь разрушает, уничтожает.
Но точно ясно одно: минувший век вдоволь натерпелся ужасов репрессий, через которые прошел еще один персонаж книги – Александр Солженицын. Так и получился разговор от имени тех, кто прошел испытание лагерем. «Поэзии сто первая верста, кто может запретить тебя, скажи мне?..»
У Вячеслава Головко много друзей среди местных поэтов – и ныне здравствующих, и уже ушедших. Не случайно своего рода венцом книги стал очерк-размышление о ставропольской литературе. Отчасти как о противопоставлении псевдокультурной пропаганде, претендующей на свое место в мире высокого.

 

Олег ПАРФЕНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях