Поиск на сайте

«Традиционная культура адыгов».

Под таким названием в ставропольском музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась этнографическая  выставка, подготовленная Национальным  музеем  Адыгеи.

Не  пропустите!

«Аристократы» и вольные «демократы»

Уникальные экспонаты выставки, относящиеся к XVIII - началу XIX века, отражают миропонимание адыгского народа, его экономические и культурные особенности. Предки адыгов (зихи, керкеты, меоты) были известны в Северо-Восточном Причерноморье с I тысячелетия до н.э. и в русскоязычных источниках известны под именем касогов. Тюркское название «черкесы» распространяется с XIII века.

В XIV-XV веках часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья, после к ним присоединилась еще одна волна адыгских племен с запада. В XVIII веке часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук.

В целом адыги населяли большую часть территории Западного Кавказа - Черкесию. Сегодня это современные закубанская и причерноморская части Краснодарского края, южная часть Ставрополья, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея.

В трех из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций: черкесы в КЧР, адыгейцы в Адыгее и кабардинцы в КБР.

В первой половине XIX века в Черкесии сформировалось два типа обществ. Первое, «аристократическое», было характерно для кабардинцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и других небольших племен. Второе, «демократическое», - для натухайцев, шапсугов и абадзехов.

У «аристократических» племен верховными собственниками земли выступали князья, тогда как у «демократических» народностей землями владели как дворяне, так и крестьяне, мелкие собственники. Наравне с этим было распространено общинное землевладение, когда угодья находились под контролем общины. Земельные отношения стали отражением социальной структуры обществ.

Среди «демократических» племен натухайцев, шапсугов и абадзехов большую роль играли народные собрания, где решались важные вопросы общественно-политической жизни. Собрания начинались вечером и продолжались до глубокой ночи. Старейшины и судьи занимали середину круга, остальные находились поодаль.

Первыми выступали старшие и почитаемые люди. Решение принималось большинством голосов и тотчас приобретало силу закона. В народных собраниях участвовали только свободные мужчины - крепостные, рабы, женщины и дети к обсуждению народных дел не допускались.

О том, сколько проживало адыгов на начало XIX века, точно сказать сегодня практически невозможно. В современной литературе встречаются цифры от 700 тысяч до двух миллионов человек.

Совещание черкесских старшин

Сегодня музей находится в Майкопе и располагает уникальными коллекциями и фондами, насчитывающими около 270 тысяч предметов. Это скульптура, графика, изобразительное искусство XIX-XXI веков, декоративно-прикладное искусство и искусство стран Востока, естественно-научные, историко-бытовые и этнографические коллекции, мемориальные комплексы, предметы из драгоценных металлов и камней.

И шашка, вечная подруга…

Черкес всегда готов был к набегу и бою.

Еще в XIX веке среди них встречалось немало панцирников, оборонительные доспехи которых состояли из шлема, кольчуги, налокотников, боевых перчаток. Стандартом вооружения адыга были винтовка или ружье, кинжал и шашка.

Черкес оружием обвешен;
Он им гордится, им утешен.
На нем броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.

 

Бритую голову черкеса прикрывала папаха, по обеим сторонам верхней одежды на груди были нашиты газыри - гнезда для ружейных патронов, число которых доходило до 28. На поясе крепилась сумка с принадлежностями для чистки оружия и жирница - металлическая коробочка с маслом для тех же целей.

Все необходимое черкесу в набеге или бою он носил с собой. Ружейная отвертка служила огнивом, кремень и трут находились в кожаной сумке на поясе. В одном газыре хранились нитки и кусок смолистого дерева, чтобы в любую погоду быстро развести огонь. Рукоять плети и конец ножен шашки были обмотаны пропитанной воском бумажной материей - скрутив ее, получалась свеча.

Оружие подгонялось и не мешало одно другому. Ремень на ружье был пригнан так, что черкес мог зарядить его на полном скаку, выстрелить, перекинуть через левое плечо и тотчас обнажить шашку, которая помещалась в обтянутых сафьяном деревянных ножнах, чтобы не производить шума во время езды.

Со своим кинжалом черкес не разлучался ни на миг, разве что на время сна, да и то в стенах родной сакли. Ничто на нем не бренчало и не болталось, не блестело скрытое в чехле ружье, мягкий и гибкий чувяк, надетый на ногу, делал ногу черкеса похожей на лапу тигра. Даже конь черкеса был приучен не ржать в засаде.

Конь черкеса был выезжен так, что не боялся ни огня ни воды. Тонкая плеть не причиняла ему боли, чему также способствовал прикрепленный к концу тонкий кусок кожи, который понукал коня хлопающим звуком. Седло было легким и удобным - черкес по неделям мог не расседлывать своей лошади. За седлом всегда имелся запас продовольствия, сошки для стрельбы и тренога.

Оружием горцы дорожили, особенно старым. Не случайно среди них ходила поговорка: «Смерть джигита в бою - плач в его доме. Потеря оружия - плач в целом обществе». Об отношении черкеса к оружию можно судить и по фразе лермонтовского Максима Максимовича о легендарном Казбиче: «Бешмет всегда изорванный, а оружие в серебре».

Ехал черкес ночью, а днем скрывался в зарослях, карауля стреноженного коня. Обнаружив в лесу небольшую поляну, горец прорубал к ней через заросли узкую тропку, выводил на поляну коня, а срубленные ветки укладывал на место, маскируя тропку. Бурка защищала горца от дождя и непогоды, а седло служило изголовьем.

Не имея даже при себе продовольствия, черкесы посылали кого-нибудь из своей партии в ближайший аул и по обычаю его жители, не справляясь, кто он, с кем и куда следует, снабжали путников мясом, молоком и просом.

Черкесская кунацкая (хачещ). Из книги Дж. А. Лонгворта «Год среди черкесов».

Главные добродетели и достоинства

В народном сознании адыгов прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада. А потому главным украшением, во всех смыслах, экспозиции являются ювелирные изделия, образцы старинного золотого шитья, национальной одежды, холодного оружия, конской упряжи.

Несколько стендов посвящено предметам быта, без которых не обходилась ни одна женщина: инструменты для изготовления золотошвейных изделий и плетения галунов, ножницы, пяльцы.

Все черкесские аулы были похожи друг на друга и занимали поляны среди леса и возле рек. Рядом с аулами, как правило, располагались пашни, засеянные пшеницей, рожью, но чаще кукурузой и просом, хотя немалую роль в хозяйствовании адыгов занимало скотоводство.

Черкесы очень дорожили тенью, а потому сакли их по обыкновению укрыты были зеленью деревьев и винограда. Дома по большей части турлучные - между бревнами, поставленными по углам, делались переборки из плетня, обмазанные глиной, перемешанной с рубленой соломой.

Состояли они из нескольких комнат с низкими дверями и маленькими окошками без стекол, изредка затянутыми бычьим пузырем. Под одной крышей помещались и люди, и скот. Вместо печи в земляном полу делалось углубление для огня, над которым висела плетеная, обмазанная глиной труба.

Обстановка в комнатах была самая незатейливая: полки, несколько столиков, низкие и широкие кровати, застланные войлоком. На полках ставилась домашняя утварь и посуда, оружие и одежда вешались по стенам. Весь домашний скарб черкеса вместе с семейством можно было уместить на двух-трех арбах.

Отдельного упоминания заслуживает кунацкая - комната с отдельным входом, в которой принимали гостей. Значительная и лучшая часть имущества черкеса шла на убранство именно кунацкой, при которой также устраивалась конюшня.

В комнате все было предусмотрено для комфортного пребывания гостя: ковры, тюфяки, подушки, одеяла, кувшин с тазом для омовения, намазлык - шкура дикой козы или коврик для молитвы, плошка с жиром для освещения.

Гость для черкеса был священной особой, хозяин давал приют ему, угощал, охранял и готов был отдать за него жизнь, даже в том случае, если бы он являлся его кровным врагом. Гостеприимство среди черкесов составляло одну из важнейших их добродетелей.

Первым же среди земных даров природы черкесы, как и все горцы, считали свободу.

Свобода для горца была неотъемлемой частью его существования, и защищать ее он готов был всегда от любого посягательства. Мог быть бедно одет, но всегда преисполнен достоинства, независимости и личного превосходства.

Редко горцы давали брать себя в плен, неволя для них становилась страшнее смерти.

Что говорить о начале XIX века, если и почти сто лет спустя горцы остались верны своему пониманию свободы.

В октябре 1915 года часть полка Кавказской туземной кавалерийской дивизии, больше известной как Дикая дивизия, попала в окружение.

Австрийцы послали парламентера с требованием сдаться, но толмач никак не мог понять, что означает слово «плен», и перевел его по-своему: «Нам говорят снять погоны и сапоги, сдать оружие и выйти за немцев замуж».

От такого предложения горцы пришли в настоящую ярость, наперебой требуя отсечь парламентеру башку. Австрийцы и немцы боялись Дикой дивизии панически, а император Николай II называл ее воинов орлами Кавказа.

Олег ПАРФЁНОВ

 

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях