Поиск на сайте

Чем живёт еврейская община на Ставрополье?
 

Евреи - один из самых древних среди ныне существующих народов, ведущих отсчет от самого пророка Авраама. Четыре тысячелетия его истории вместили столько событий, которых бы с лихвой хватило сразу на несколько наций.
Причем «воля Клио» была порой слишком жестока: вслед за величественным расцветом иудейского народа следовал крах. И вновь возрождение. Гордый народ пытались поработить египтяне, вавилоняне, персы, греки, римляне... Но не смогли покорить, сломить его извечный дух свободы.
Большую часть своей истории евреи скитались вдали от исторической родины. Но при этом не «растворились» среди орд разноволосых завоевателей, как, например, финикийцы или шумеры.
За века скитаний и лишений они не только сохранили, но и укрепили национальную самобытность. Веками существуя между двумя мощнейшими «полюсами» человечества - исламом и христианством, они сумели создать равновеликий им духовный и умственный «центр мира».
Вернуться в историческую колыбель евреи смогли лишь в конце XIX века, и уже сегодня Израиль считается мировым эталоном «социального государства». При этом за годы странствий больше половины из евреев (почти 8 миллионов из 14) оказались рассеяны за пределами родной страны. Столь же «распыленных» по планете этносов, пожалуй, и не припомнить, за исключением разве что армян, две трети которых приютила чужбина.
Чем же сегодня живут евреи Ставрополья, в беседе с корреспондентом «Открытой» рассказывает руководитель кисловодской еврейской общины Татьяна ЯКУБОВСКАЯ.
 

- Татьяна, кисловодская община евреев одна из самых крупных в крае. Но при этом у вас нет своей синагоги. Почему?
- В Кисловодске еще с начала XIX века на улице Кирпичной (ныне Куйбышева) была синагога, а рядом - двухэтажный домик, где жили семьи раввина и шохета (человек, который следит за соблюдением запретов -кашрута при заготовке мяса - Ред.). По соседству, ближе к реке, был разбит прекрасный сад. Оба здания соединяла воздушная галерея, по которой раввин шел на службу.
- И что же сейчас стало с этими зданиями?
- В сталинские годы, на волне богоборчества, раввин был, по разным данным, расстрелян либо сослан в Фергану, а синагога заброшена. После войны, когда Кисловодск начал восстанавливаться, в город приехало много еврейской интеллигенции - врачей, педагогов, инженеров. Они обратились к властям с просьбой восстановить синагогу. Но их не услышали.
Зато в разные годы здесь были общежитие медучилища, пункт переливания крови, наркологический диспансер, магазинчик «Уют». Последние двадцать лет оба здания - и синагога, и дом раввина - пустуют, они в ужасном состоянии, разрушена галерея. Наша община много раз обращалась в мэрию с просьбой вернуть здания, но нам выставляли неисполнимые требования.
- Но ведь без синагоги община существовать не может - это всё равно как православный приход без храма!
- Чтобы вы понимали, синагога - это не храм, как его понимают в христианстве или других конфессиях. Это помещение, где протекает религиозная жизнь общины (тут проводятся общественные богослужения, праздники), и одновременно школа, библиотека, общественная столовая и, если необходимо, место, где можно переночевать.
Волею судеб сегодня мы разместились в «светском» здании, рядышком с особняком Марии Гориной (в котором, как обещают, скоро появится музей Александра Солженицына). Наша община не очень большая - около ста человек, и нам даже комфортнее в таких «домашних» условиях.
Правда, на большие праздники, например Пурим (праздник спасения еврейского народа из вавилонского плена - Ред.), желающие выезжают в соседний Пятигорск, где есть единственная в крае действующая синагога.
- Православная епархия или мусульманский муфтият приглашают на свои «большие» праздники всех желающих. А вот почти все еврейские праздники отмечаются в узком кругу. Почему?
- Дело в том, что иудаизм, в отличие от двух других аврамических конфессий (ислама и христианства), не миссионерская религия. То есть мы не считаем, что наша вера является единственно правильным путем для всего человечества: у нас нет задачи охватить как можно больше прихожан, распространив веру по всему миру. Справедливости ради скажу, такую же позицию занимают еще две мировые религии - индуизм и буддизм.
- Правда ли, что евреем нельзя стать - им надо родиться?
- Еврейство - это стиль жизни: или ты живешь как еврей, или нет. Иудеи готовы принять в свои ряды не-евреев (гоим), но только искренне желающих жить по законам Торы. Евреем надо родиться и можно стать, зато нельзя перестать быть евреем, так же как и нельзя восстановить, например, обрезание в нетронутом виде. Как обрезание оставляет след на теле, так и иудаизм навсегда оставляет след в душе.
- А как человек, исповедующий иную религию, может принять иудаизм?
- Процедура сложная - человеку, который возжелал войти в лоно еврейского народа, отмеряют длительный «испытательный» период. За это время он должен доказать общине, что действительно готов принять новый образ жизни. И только после этого он проходит обряд обращения - гиюр.
- И много ли таких желающих?
- Даже в масштабах России их можно по пальцам пересчитать. А вот на Западе «обращение» в иудаизм более распространено: в прошлом веке многие известные люди (в основном из числа христиан или атеистов) приняли нашу религию. Иногда говорят (хотя я с этим не согласна), что самая известная еврейка XX века - голливудская звезда Мэрилин Монро, которую принять иудаизм уговорил ее супруг, писатель Артур Миллер.
- Вы говорите, что жизнь общины не слишком открыта для посторонних глаз. Зато, например, в Ставрополе каждый год в театре драмы отмечают праздник Ханука - и билеты свободно продаются, и зал всегда полный.
- Да, Ханука, пожалуй, самый известный еврейский праздник. Но он не столько религиозный, сколько исторический - знаменует собой очищение Иерусалимского храма от осквернивших его язычников-сирийцев.
А вот что касается сугубо религиозных праздников, то они не столь красочные и, видимо, не будут сильно интересны людям, далеким от иудаизма. Например, Песах (еврейская Пасха - Ред.). Представьте, в пасхальный вечер община собирается за столом и на протяжении нескольких часов читает молитвы и песни. При этом едят только мацу (пресный хлеб - Ред.), лук, горькую зелень, запивая водой или виноградным соком.
- Татьяна, вы ведь еще и преподаете в Пятигорске в еврейской школе?
- Школа у нас не религиозная, а общеобразовательная, просто в ней преподаются иврит и, для желающих, основы еврейской культуры. Наши двери открыты для всех, и в школу ходят не только дети из еврейских семей, есть русские, армяне, азербайджанцы...
- А что их привлекает?
- Знаете, малыши иногда меня спрашивают на уроках: а зачем нам учить иврит, мы ведь не евреи? Я им отвечаю: вы ведь не англичане, но учите английский. Иврит - это язык, вобравший в себя тысячелетнюю мудрость  множества народов Ближнего Востока. Причем он построен на строгих математических принципах. Кроме того, представьте, говорю я ученикам: на одном уроке вы пишете справа налево на русском, а на следующем - слева направо. Всё это тренирует ум.
- Не могу не задать острый вопрос: как может женщина возглавлять ортодоксальную еврейскую общину?
- Такой вопрос слышу уже много лет. Действительно, женщину во главе общины встретишь нечасто, но я ведь не духовный лидер - скорее администратор. Вот раввином женщина стать ни в коем случае не может - это противоречит канонам веры.
- Подождите, но ведь женщины-раввины за последние годы появились в США, Шотландии, Германии...
- Да, и, кстати, первой в Европе женщиной-раввином стала русская по происхождению Елена Рубинштейн. Есть женщины-раввины и в Москве. Но они относятся к так называемому «реформистскому» крылу иудаизма, которое поддерживает даже однополые браки, аборты, эвтаназию... Лично я этого принять не могу, как и прихожане нашей общины.
- Так, значит, это не миф, что иудаизм - самая консервативная религия?
- Только если считать консерватизмом, скажем, неприятие однополых браков. Которые не приветствует ни одна конфессия!
Увы, сейчас религия для некоторых людей (что печально, молодых) становится этаким «пугалом», которое можно пинать. Один великий писатель еще в конце XIX века сказал: «Какое это мерзкое зрелище - русский неправославный!» Вдумайтесь в мудрость этих слов: отрываясь от корней, от своей культуры, устоев, обычаев (будь то еврейские, русские, исламские), человек деградирует. Хотя при этом ему может и казаться, будто он, наоборот, возвышается за счет своей смелости отрицания религии.
- Неужели даже в молодежной среде всё так трагично?..
- К счастью, на наших праздниках  всё больше молодых лиц. Ребята участвуют и в добровольческих акциях (например, «Мы выбираем жизнь!», посвященную борьбе с наркоманией): помогают больным, пожилым людям, собирают вещи для нуждающихся. Более десяти лет подряд в канун Дня Великой Победы волонтеры проводят для детей Кисловодска походы в музеи, архивы, встречи с ветеранами.
Кстати, помимо молодежного у нас существует семейный клуб, который, в частности, реализует проект «Кешер» («связь» в переводе с иврита - Ред.) по охране женского здоровья. Проводим мы круглые столы по противодействию домашнему насилию, вопросам толерантности. То есть, как видите, во всем стараемся двигаться в ногу со временем.
 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях