Поиск на сайте

К столетию революции 1917 года историк, востоковед, церковный краевед Александр Черменский (Москва) прочитал в СКФУ лекцию на тему: «Церковь, война, революция. Духовное осмысление наследия новомучеников»

Лектор не просто собиратель сведений, для которого церковное краеведение стало второй профессией. Он изучил роль и место своего предка священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, первого священномученика периода гонений на Церковь и богоборчества в сфере духовного исправления, когда в обществе были представлены разные течения.

Александр Евгеньевич, который приходится святителю Владимиру правнучатым племянником, многие годы занимается изучением истории и духовного наследия тамбовских родов священников-просветителей Черменских, Богоявленских, Багрянских, Колчевых, Грибановских, Троянских, Добросердовых и Конобеевских.

Автор ряда работ и инициатор духовного осмысления подвигов новомученичества, Черменский попытался раскрыть новое в идейном наследии митрополита Владимира как практика православно-монархического консерватизма. Для жизненного поприща его славного предка стало острое восприятие своего архиерейского долга и призвания.

Александр Черменский с образом своего предка священномученика Владимира (Богоявленского)

В 1891 году святитель Владимир был назначен на Самарскую кафедру. Тогда губернию поразила эпидемия холеры и неурожай. Митрополит Казанский и Свияжский Серафим вспоминал, что святитель «для блага народного, в известные холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел к народу с крестом в руках», явившись в тяжелую минуту его истинным печальником и крепкой нравственной опорой.

Благодаря самоотверженной деятельности владыки был учрежден епархиальный комитет взаимопомощи, организован сбор пожертвований пострадавшим. При его содействии устраивались дешевые и бесплатные столовые и чайные для голодающих, распространялись через духовенство сведения об эпидемии и средствах борьбы с ней. Святитель повсюду стремился быть вместе с паствой: совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки.

Под эгидой обер-прокурора Святейшего синода К.П. Победоносцева владыка вводит в практику так называемые внебогослужебные беседы, возглавляет трезвенническое духовное движение против греха винопития, много говорит о воспитании детей в духе Церкви, большое внимание уделяет роли женщин в приходе и добивается признания права диаконис участвовать в общецерковной жизни.

****

В 1912 году Высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением звания и прав Первенствующего члена Святейшего синода.

Три года управления столичной епархией оказались чрезвычайно трудными: усиливалось влияние «распутинщины», ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года был переведен в Киев.

Октябрьский переворот 1917 года обернулся изменениями в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии, митрополит Владимир призывал препятствовать расколу. В адрес святителя полетели оскорбления и угрозы, однако он, предвидя свою голгофу, остался непреклонен.

В 1917-1918 годах святи-  тель Владимир (Богоявлен-ский) принимает участие в работе Поместного собора в качестве почетного председателя.

Священномученик Владимир (Богоявленский)

С приходом в Киев большевиков начались невиданные дотоле грабежи и насилия, осквернению подвергались монастыри и храмы, святыни Киево-Печер-ской лавры.

25 января 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита и после издевательств над ним вывели за стены лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословив своих убийц: «Господь вас да простит». Найденное братией тело было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.

Мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, сегодня находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Александр Черменский познакомил слушателей с документальным фильмом Татьяны Карповой «Святые против мятежа» о подвижнической деятельности Русской православной церкви в попытке противостоять распространению социал-демократических идей в России, которые в результате привели к смуте и духовному краху имперского сознания.

Митрополит Владимир считал, что церковь в начале прошлого века не имела своего голоса, а потому слишком часто воспринималась ярой сторонницей государственных начинаний, в том числе тех, которые оборачивались бедами. Несмотря на противостояние этим представлениям, распад имперского духа в основной массе населения оказался неизбежен.

Александр Черменский рассказал о своей работе на кафедре истории, культуры и религии стран Азии и Африки МГИМО. Кафедру истории и политики стран Европы и Америки в то время возглавлял профессор Юрий Васильевич Борисов, заслуженный деятель науки РФ, почетный доктор Дипломатической академии МИД РФ. Сын его, Александр Юрьевич, впоследствии тоже профессор, декан факультета международной информации, сыграл важную роль в жизни самого Черменского, в его нынешнем поиске.

Афанасий
КРЖИЖАНОВСКИЙ
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях