Поиск на сайте

На Ставрополье с улиц наконец исчезла реклама табачных изделий. Таково требование нового федерального закона
 
В прошлом году был принят новый федеральный закон «О рекламе», который заработал с 1 июля 2006 года. Однако вступление в силу некоторых его положений было отложено законодателем на 1 января 2007-го. С просьбой прокомментировать новшества в рекламном законодательстве «Открытая» обратилась к руководителю краевого управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Владимиру Рохмистрову.
 
­– Владимир Васильевич, какие новые нормы рекламного закона заработали с начала этого года?
– Таких норм две: о рекламе табачных изделий (часть 4 статьи 2) и об использовании транспортных средств для распространения рекламы (часть 2 статьи 23). Итак, теперь запрещается использовать так называемые «мобильные биллборды» – специальные автомобили (как правило, микроавтобусы), на которых установлены рекламные плакаты или громкоговорители. Сами наверняка не раз видели подобную «авторекламу» в разных частях города.
Впрочем, подобный способ распространения рекламы очень популярен (вернее, был популярен) в крупных городах России – на Ставрополье он использовался сравнительно редко. Впрочем, должен сказать, что мы уже столкнулись с нарушениями этого законодательного запрета: в наше управление поступила жалоба на предпринимателя из Ставрополя, который как ни в чем не бывало продолжает использовать свой «мобильный биллборд». Будем разбираться.
– А что касается ограничения рекламы табака?
– Новый закон «О рекламе» теперь полностью запрещает наружную рекламу табачных изделий и курительных принадлежностей (кальянов, трубок, зажигалок, пепельниц). Нужно сказать, что на рекламу табака еще в прошлом году в России приходилось до 30% всего рынка «наружки» – цифра, согласитесь, внушительная. Но у табачников было достаточно времени, чтобы подготовиться к внедрению новой нормы закона: большая часть рекламы перешла в печатные СМИ (напомню, что на радио и телевидении рекламировать сигареты тоже нельзя). Так что рынок пережил этот переход безболезненно. По крайней мере, ни одного нарушения по Ставропольскому краю за последний месяц мы не выявили. И, надеюсь, не выявим. 
– А что может ждать нарушителей?
– За нарушение закона «О рекламе» предусмотрены штрафы: от 40 до 500 тысяч рублей для юридических лиц и от 4 до 20 тысяч для частных предпринимателей и должностных лиц.
– На днях Госдума рассмотрит законопроект, вводящий полный запрет на рекламу алкоголя, пива и табака. Как вы считаете, такая жесткость оправдана? 
– Вопрос неоднозначный. Мировая практика показывает, что тотальными запретами вопрос не решить. Скажем, в странах Евросоюза полностью запрещена реклама табака и крепкого алкоголя во всех ее видах, включая рекламные акции в местах продаж (от чего Россия пока не отказалась). Но при этом в Европе активно используют и просветительские методы, скажем, там прививается культура пития, употребления только качественных алкогольных напитков. У нас, увы, подобного подхода нет.
Вот, скажем, с января 2006 года запрещена реклама игорного бизнеса. Но достаточно пройтись по улицам любого города – кругом сотни зазывных вывесок игровых клубов и казино, которые выглядят ярче любых рекламных плакатов. В случае с алкоголем и табаком, увы, большая часть рекламных бюджетов тоже ушла в подобные ярмарочные «вывески» – на скрытую рекламу в телесериалы. Посмотрите, ведь сейчас пьют почти во всех сериалах – кто «сивуху», а кто дорогой бренди. О какой просветительской роли телевидения тут можно говорить?! И это печально. Получается, даже запреты у нас половинчатые. Так что, скорее всего, законопроект, о котором вы говорили, Госдума не одобрит, натолкнувшись на неприятие мощного рекламного лобби.
– Владимир Васильевич, а какие еще новшества в рекламном законодательстве нас ждут?
В этом году никаких. Зато с 1 января следующего года вступает в силу норма, которая ограничивает объемы телерекламы – она должна занимать не более 15% эфирного времени. Это 9 минут в час вместо нынешних 12. Длительность одного рекламного блока не должна превышать 4-х минут. А спортивные трансляции разрешено прерывать рекламой только в перерывах. Впрочем, сейчас Федеральная антимонопольная служба и Минкультуры РФ разрабатывают законопроект, который еще более сократит объемы телерекламы, в первую очередь, во время показа кинофильмов.
 
Беседовал

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях