Поиск на сайте

Окунуться во времена советского прошлого, полного побед и свершений, приглашает арт-галерея «Паршин» в Ставрополе
 

«Распался Советский Союз, значит, все, что тогда делалось, надо срочно объявить дерьмом?! – как-то в одном из интервью не сдержал эмоций русский француз Михаил Шемякин. – В те времена были великие художники. Если отбросить идеологическую дребедень, соцреализм – очень мощная и сильная школа, которой нужно гордиться».
Да, художники открывшейся на днях ретроспективной выставки «Такие были времена» в галерее «Паршин» писали в условиях идеологического диктата. Но, как ни покажется странным, отыскать в их работах признаки коммунистической заказухи вам не удастся, и не старайтесь. К тому же никто из мастеров ушедшей эпохи не расценивал собственные картины с позиций коммерческих, что зачастую выхолащивает талант многих наших современников.
Исключительно высочайший профессионализм, страстное желание творить, и главное – неподдельный, живой патриотизм, верность своему времени и себе.
Встречаются, конечно, традиционные зарисовки на тему отдыха, спорта, пейзажи, натюрморты. Но только здесь, на ретро-выставке, еще можно восхититься практически исчезнувшей жанровой картиной и портретом, требующими титанических интеллектуальных усилий, духовного подъема, наконец, просто времени. Государство давало художникам возможность творить, и они за это были ему благодарны. Не случайно в большинстве своем это картины и рисунки, восхваляющие человека труда, прославляющие труд как основу бытия.
Эти работы никогда не соседствовали в одном выставочном зале. Одни созданы в первые послевоенные годы, другие – лет двадцать назад; есть и те, что стали последними творениями ставропольских художников, ушедших из жизни совсем недавно.
Всё, что представлено на выставке (а это около 160 произведений живописи, графики, прикладного искусства разных техник двух десятков ставропольских авторов), в своем роде уникально. Авторы работ для Ставрополя стали культурным кодом – Владимир Клёнов, Павел Гречишкин, Виктор и Валерия Чемсо, Алексей Соколенко, Петр Горбань, Георгий Кузнецов, Корюн Казанчан, Луарсаб Авсаджанов.
Отдельно в этом ряду стоят художник-эмальер Валентина Вдовкина и скульптор, автор памятника Коста Хетагурову на Ермоловском бульваре Федор Перетятько.
Они были разными. Дружили, ссорились, расходились, заново сходились. Одни успешные, другие находились в тени. Счастливчики и с отпечатком трагической судьбы. Респектабельные и горькие пьяницы. Кого-то хорошо помнят, но есть те, чьи имена почти стерты из памяти. Однако всех их объединяло одно – они были творцами.
Экспозицию собирали по крупицам: из фонда краевого Союза художников, из частных коллекций, по родственникам, друзьям.
Работы своего отца Георгия Кузнецова, например, предоставил известный ставропольский художник Евгений Кузнецов. Одна из них – полотно «Ленин на втором конгрессе Коминтерна». Как вспоминает Евгений Георгиевич, картина создавалась на его глазах, когда он был еще ребенком. Позировать в мастерскую отца приходили иностранные студенты, один из которых, темнокожий, как раз и запечатлен в роли заинтересованного собеседника вождя.
На картине «Последний день голубого детства. 1941» изображена семья военного: отец в гимнастерке, мать, двое близняшек в матросской форме. Один из мальчишек – будущий художник Ким Молибога. Самого мастера давно уж нет, но на выставку из Грачевки приехал его брат Евгений. Узнал себя маленького и вспомнил тот последний день голубого детства, когда война еще не разъединила семью.
К слову, организатор выставки, председатель краевого отделения Союза художников России Сергей Паршин, тоже выходец из былых времен. В свое время лет семь занимался оформлением площади Ленина к майским и ноябрьским праздникам, успел вступить в Союз художников еще СССР, знал многих из тех, чьи работы собрал в галерее. Некоторые из них, как, например, Петр Семенович Горбань или Виктор Муссович Чемсо, были его учителями.
Вспоминая художников, которых уж нет с нами, друзья и поклонники неизменно клянутся, что имя его будет жить всегда. Но проходит немного времени, и картин мастеров, бывает, не сыщешь – распродаются наследниками, решающими таким образом собственные текущие проблемы, вывозятся из края, оседают в частных коллекциях. Картины, как разлетевшиеся по углам вдруг порвавшиеся бусы.
Нынешняя выставка – это не только попытка создать цельный образ былой эпохи глазами ее строителей – художников. Это еще память о наших людях, творцах и подвижниках.
Очевидно, что в крае давно нужно создать комиссию, которая бы занималась отбором работ ставропольских художников, пока они бесследно не разошлись по миру. Без этого попросту невозможно писать полноценную историю города и края. В конце концов, это было бы стимулом творить и для самих художников.
Отрадно, что гости экспозиции могут узнать что-то новое из жизни художников. Здесь представлены редкие фотографии, личные дневники, письма. Но некоторые имена той славной, былой эпохи представить не удалось: Липаловского, Роженкова, Семенова, Воротникова… Причина банальна – не смогли найти их работ.
Продлится экспозиция до середины сентября.
 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях