В краеведческом музее им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве подвели итоги очередного литературного проекта «Ваш подмосковный ставрополец - Виктор Боков».
В течение месяца в Ставрополе проходила выставка, посвященная Виктору Федоровичу Бокову, стихи которого восходят к народным песенно-разговорным интонациям Некрасова, позже - Клюева, Есенина, Твардовского, но одновременно с этим пропитаны совершенно особой аурой.
Разговорная манера стала основой в творчестве Бокова, но она более чем чисто поэтическая сущность - в ней угадываются глубокие русские корни. Поэт не только творец и хранитель родного языка, он сама связь времен - от древности до наших дней. Составитель антологии «Русская частушка», автор потрясающих по своей проникновенности песен «Оренбургский пуховый платок», «На Мамаевом кургане тишина», «На побывку едет молодой моряк», Виктор Боков одновременно с этим узник ГУЛАГа по ложному доносу.
И все же ему невероятно повезло - он творил в тот самый момент, когда в нем страна остро нуждалась, и в первую очередь это касается последних двух десятилетий жизни поэта.
Для тех, кто хоть краешком интересуется поэзией вообще, выставка стала настоящим подарком. Мемориальный Дом-музей поэта в подмосковной деревне Язвицы привез нам исключительно оригиналы - письма, рукописи, личные вещи Виктора Бокова, его печатную машинку и балалайку, а также живые письмена тех, с кем он дружил, - Андрея Платонова, Бориса Пастернака, Михаила Пришвина, Михаила Исаковского.
Пришвин прислал Бокову телеграмму прямо в лагерь: «Ты обязан выжить. Такие таланты, как ты, рождаются раз в сто лет». Тот редкий случай, когда две короткие фразы можно приравнять к поступку.
Именно это качество - бескорыстно делиться самым сокровенным – подмосковных коллег отметил директор ставропольского краеведческого музея Николай Охонько, назвав их «благотворителями высочайшего класса». Редко кто отважится сегодня отправить уникальные экспонаты через всю страну и не требовать при этом разорительных гарантий и страховок.
Более того, Дом-музей Бокова прислал в Ставрополь и своего экскурсовода Раису Александровну Булатову, которая все это время знакомила ставропольцев с творчеством своего земляка. Саму же идею организовать выездную выставку профинансировал глава Богородской администрации Сергиево-Посадского района Виктор Кузнецов.
Ну не подвижники ли?!
Да и само открытие музея в Язвицах в 2003 году стало настоящим событием в культурной жизни России. Во-первых, музей стал единственным в стране, появившимся при жизни поэта.
На его открытии в книге отзывов первую запись сделал сам Виктор Федорович: «Я встречаю вас, посетитель музея Виктора Бокова, уроженца деревни Язвицы, встречаю как доброго гостя, потому что моя поэзия утверждает доброту, мои песни, в том числе «Оренбургский пуховый платок», - это прославление человечности и доброты, это гимн единству поколений. Буду рад вашему отзыву, вашему пониманию России и ее поэтической сущности».
А во-вторых, музей Виктора Бокова - самый деревенский в России. Было время, здесь кипела жизнь - колосились хлеба, ходили табуны лошадей, играли свадьбы, на которых пили и пели. Сегодня в Язвицах осталось не более трех десятков дворов, да и то в основном за счет дачников, наезжающих сюда летом и по праздникам. Последние несколько лет сюда даже автобусы ходить перестали.
Но от поклонников творчества Виктора Бокова отбоя по-прежнему нет. В деревню привозят школьников и студентов, проводят здесь концерты и фестивали народной музыки, но самое трогательное, что пешком по значимым датам сюда добираются старушки, чтобы посидеть на лавках возле боковского дома и попеть его песни.
Часть выставки, на которой посчастливилось побывать ставропольцам, была построена на архивах профессора СКФУ Вячеслава Михайловича Головко, дружившего с поэтом более двадцати лет. Среди экспонатов их личная переписка, книги поэта, которые с трудом сегодня можно отыскать в библиотеках, рукопись Виктора Бокова, подготовленная им в 1949 году к 150-летию Пушкина.
С речью о Пушкине Виктор Федорович должен был выступать в Большом театре на торжественном вечере, но предварительно с ней ознакомились в ЦК партии, и Бокова от участия в мероприятии отстранили. Оказалось, что недостаточно отразил роль поэта в борьбе с самодержавием, мало уделил места принципу классовости в его творчестве. Тогда Бокова заменили его сокурсником по литературному институту Константином Симоновым.
В числе уникальных экспонатов - рукопись Виктора Бокова «Стихи о любви», которые - во что невозможно поверить(!) - не опубликованы до сих пор. Поэт подарил их своему ставропольскому другу с пожеланием: «Буду рад, если у вас найдется вдохновение эту рукопись опубликовать».
Для Вячеслава Михайловича это одна из главных задач и обязанностей, но подступиться к ней хочется со всей ответственностью. Издать стихи Вячеслав Головко планирует в миниатюре, на двух языках - русском и английском, кроме того, снабдив их подробными оригинальными комментариями.
Два года назад, напомним, в краеведческом музее прошла презентация книги Вячеслава Головко «Далекие и близкие», в которой впервые были опубликованы письма Виктора Бокова автору.
А связал Головко и Бокова случай. Вячеслав Михайлович давно занимается изучением жизни и творчества Марины Ивановны Цветаевой, его книги о ней, о чем говорить можно с абсолютной точностью, являются сегодня самыми достоверными.
А случай состоял в том, что в августе 1941 года в Елабугу Цветаеву в Москве провожали двое: Борис Пастернак и Виктор Боков. Узнав об этом, Головко связался с Виктором Федоровичем. Завязалась переписка, которая переросла в дружбу, - так подмосковный Виктор Боков стал ставропольцем.
Один из пятиклассников, посетив выставку, оставил в книге отзывов такую запись: «Мне понравилось, что русские люди открыли музей Виктору Бокову». Смысл этих слов, мне кажется, в том, что музей в Подмосковье открыт был человеку русскому, прежде всего, по своему качеству - непосредственному в любви к березам, проселочным дорогам, избам, посиделкам на завалинке, песням, которые пели до него и которые будут петь всегда.
Добавить комментарий