Поиск на сайте

Так оценил певческое и композиторское творчество жительницы Новоалександровска знаменитый руководитель Кубанского хора Виктор Захарченко.
 

Валентина Ларикова жила в музыкальной семье. Папа прекрасно играл на гармони, хоть и не знал нотной грамоты, мама замечательно пела народные песни. Но все это - на любительском уровне. И сама Валентина, несмотря на то что обладала сильным и красивым голосом, не помышляла о музыкальном образовании. Поступила в Минераловодское педагогическое училище, чтобы получить профессию учителя начальных классов. Но там сразу заметили  способности девушки и предложили перейти на только что созданное музыкальное отделение. Так она стала учителем музыки и пения.

 

За баяном – в Житомир
- У меня страсть к пению, - говорит Валентина Владимировна, -  я никогда не работала только ради денег, всегда хотелось выйти за рамки школьной программы, заниматься с талантливыми детьми, поэтому наша школа была одной из лучших в художественной самодеятельности. Полностью отдавалась работе и не помышляла о личной музыкальной карьере. Пока не услышала, как звучит электробаян.
Ее так поразили возможности этого инструмента, что она просто заболела им. Но стоил он больше двух тысяч советских рублей, в то время как «Жигули» - пять тысяч. На скромную учительскую зарплату не накопишь. На помощь пришли родственники, особенно свекор со свекровью. Так и сказали: «Раз тебе надо, купим».
А электробаяны делали только на Украине, в Житомире. Туда и отправились на машине. Поездка запомнилась на всю жизнь. То был 80-й год, и подчищенная к Олимпиаде страна произвела сильное впечатление.
- Я быстро освоила инструмент и попробовала играть на нем на свадьбах, - вспоминает Валентина Владимировна, - заказы обрушились на меня лавиной. Ни в нашем, ни в соседних районах такого инструмента не было ни у кого. Я оказалась монополистом. Ну, конечно, я и пела прилично, никакой самый распрекрасный инструмент человека не заменит. На ура шли песни Добрынина, Николаева, ну и, конечно, русские народные. Какое без них застолье! За два свадебных дня мне платили 150 рублей, а если на выезде, то и 200. А в школе за месяц – 120.
Несмотря на очевидную выгоду музыкального предпринимательства, она школу долго не бросала, педстаж составил 37 лет. Приучена так, что где-то надо работать официально. Но все же пришло время, когда надо было сделать выбор. И она его сделала - в пользу собственного творчества.

 

Великий Захарченко благословил
А творчество в такой работе обязательно присутствует, если ты не халтурщик, которому лишь бы бабок срубить. Здесь надо душу вкладывать, как на настоящей сцене, без всяких скидок на застолье. А вскоре она стала и сама песни писать - как музыку, так и слова.
Первой композиторской пробой была песня, посвященная 25-летию ученических производственных бригад. Как известно,  Новоалександровский район - родина этого движения. Директор ее школы поручил сделать такую песню, чтоб стала гимном их школьной ученической бригады.
- Да я ж не пробовала никогда.
- Вот и попробуйте, получится, - поставил точку начальник.
Получилась «Песенка юных садоводов». А потом было еще 60 разных песен.
- Наверное, мое композиторство – это естественный ход  творческого развития, - говорит Валентина Владимировна, - уже стало тесно в рамках исполнителя, захотелось приподняться на более высокий уровень. Да и баян мой за 20 лет изработался, поблекли музыкальные краски, звучание стало не таким чистым. Знакомые говорили: мол, да никто не поймет, играй. Нет, халтурить не могу. Продала знакомому мальчику, талантливому, почти задаром, ему для начала сгодится.
А сама сосредоточилась на написании песен и их сольном исполнении. Но сегодня без аранжировки, без записей на диски дальше сцены районного ДК не продвинешься. Нашлись люди, которые помогли ей в раскрутке. Это Александр Еремченко, который стал писать аранжировки на специальном электронном оборудовании и записывать компакт-диски. Это и работники районного музея, и администрации, помогавшие «выйти в люди», организовывавшие спонсорскую поддержку.
Но меня все время мучили сомнения, насколько мои песни достойны исполнения на публике. Может, это все заурядное любительство? И решилась я поехать в Краснодар к самому Захарченко, руководителю Кубанского казачьего хора. Меня, чего я и боялась, к нему не пустили. Мол, много тут всяких шляется, отрывают от дела великого человека.
Но мне повезло. Как раз снимался о Захарченко фильм к его юбилею, прямо в соседнем скверике съемки шли. Я набралась смелости и подошла к нему. Он выслушал, пригласил к себе в кабинет. Прослушал несколько моих песен. Так внимательно, с закрытыми глазами, словно не человека с улицы, а маститого коллегу принимал. - И на глазах Валентины Владимировны заблестели слезы. – Вот что он сказал: «Ваш талант очевиден. Если бы вы занялись этим раньше, вы бы могли стать незаурядным композитором. И голос у вас очень хороший. Жаль, что упущено время».
Я была потрясена такой оценкой, словно крылья за спиной выросли! Только и спросила: «А что же мне делать дальше?» Он сказал: «Конечно, петь и писать».

 

От Сочи до Москвы
С легкой руки Захарченко успех стал сопутствовать Лариковой.
Настоящим прорывом стали съемки на Ставрополье знаменитой передачи «Играй, гармонь!».  Когда Ларикову услышала Анастасия Заволокина, то сразу же предложила сниматься. Она пела песню «Играй гармошка с переливом» на фоне крепостной стены. Стала лауреатом.
Потом узнала, что в Сочи проводится конкурс на лучшую песню о городе. А у нее была в багаже такая песенка. Мелодия родилась, когда ехала в электричке вдоль побережья: «Сочи, Сочи – яхты в море. Кружат чайки, бьет прибой. Песню добрую о Сочи увезете вы с собой».
Отправила диск на предварительные слушания. А потом поступило приглашение на финальную часть. Снова стала лауреатом. Среди других финалистов конкурса ее песню можно услышать на сайте города. Там же, в Сочи, словно случайно, были и Заволокины. Они предложили ей выступить на гала-концерте.
В третий раз встретилась с Заволокиными в этом году в Москве на  концерте, посвященном юбилею передачи «Играй, гармонь!». К этому событию специально написала песню «Заволокиных веселая гармошка».
- Я редко пишу на заказ. Мне нужно обязательно вдохновение. А тут и повод был, и искреннее восхищение этой замечательной семьей подвижников народной культуры. Анастасия приглашает меня летом в Новосибирск на международный слет «Играй, гармонь!». Ведь наша русская гармошка звучит не только в странах СНГ, но и в Германии, Израиле, Франции. Постараюсь попасть, если спонсоры найдутся. Настоящее творчество денег, увы, не приносит. Это не на свадьбах играть. Но я не жалею. Вдохновение - выше денег.

 

Сергей ИВАЩЕНКО

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях