Большинство «грозных» примет и суеверий родились из старинных народных страшилок - быличек. Кого и для чего пугали в русских деревнях?
В киносказке «Финист - Ясный Сокол» есть забавная сцена, как крестьянин Агафон с женой Анфисой привечают у костра старушку-путницу, от которой узнают, что в эту ночь с помощью папоротника могут исполнить любое желание.
Чета затевает спор о том, что загадать, и Анфиса в сердцах бросает мужу: «Тьфу, да чтоб ты провалился, ирод!» К ужасу супруги и восторгу зрителей Агафон выполняет веление буквально и до конца фильма отдыхает от сварливой жены в подземных недрах.
Этот эпизод не случайная находка режиссера: на Горьковской киностудии снимали картины, проникнутые не только поэзией, оптимизмом, юмором, но и тем самым русским духом, который в известной волшебной формуле означает душу народа, силы добра и саму жизнь. В ход шли сказки, песни, предания, легенды, прибаутки, былички... Стоп-стоп, а это что за птица такая - быличка?
Агафон, пострадавший от недоброго слова жены, родом как раз оттуда. Сегодня это умильное словечко мало что говорит молодому (да и не только) человеку, а для горожан оно вообще в диковинку. Восполнить пробел нам поможет Владимир ГУСЬКОВ, о котором «Открытая» рассказала в прошлом номере («Заиграют гусли звонкие», №10 с.г.), - четверокурсник СКФУ, увлеченный фольклористикой.
Быличку называют прародительницей волшебной сказки: она повествует о сверхъестественных событиях, вот только чудеса в ней происходят не «в некотором царстве», а в ближайшей деревне или на соседней улице, и не с безвестным Иваном-дураком, а с самим рассказчиком или, чаще, со знакомым его знакомых.
В быличке человек осмысляет жизнь с помощью мифологического мышления, объясняет необъяснимое вмешательством потусторонних сил. Корова заболела? Значит, ее ведьма подоила. Лошадь чахнет? Домовой сердится и отбирает у нее корм. Дети всю ночь плутали в лесу? Леший, злодей, водил их впотьмах кругами...
«Бабушкины сказки!» - снисходительно улыбнется просвещенный читатель наивным сюжетам, даже не подозревая, как глубоко сидит в современниках архаическое «наследство» предков.
Конечно, сегодня мы вряд ли встретим человека, уверенного, что у его деда в деревне кур таскает кикимора. Зато обычное дело, когда растяпа, прибежав с полдороги домой за кошельком, громко сообщает пустой квартире: «Я вернулся за удачей!»; предусмотрительная студентка не садится на угол стола, дабы не остаться в девицах, а председатель совета дома крестится и трижды плюет через левое плечо, встретив соседку с пустым ведром...
Все эти мистические приметы и поверья - отголоски быличек, «демонологических» историй, которые сказывались вечерами в крестьянской избе, когда семейство, окончив работы и защитив всеми известными способами жилье от нечисти и нежити, собиралось у огня.
- Ты слыхала, Маня, в соседнем селе змей-любак гуляет? - обронит кто-нибудь, зевая.
- А что, у нас не гулял? - ревниво встрепенется Маня.
И понесется... Слово «быличка» только звучит ласково, но чаще всего это страшилка, к тому же с несчастливым концом. Вот и засыпали дети на полатях, слушая жуткие и пленительные рассказы о лесных русалках, которых варят в котле со снадобьями, от чего они делаются ослепительными красавицами; мертвецах, что ходят на службу в церковь и навещают жен; оборотнях, в коих можно превратиться, если выйти в полнолуние на холм, поставить нож острием вверх и три раза кувыркнуться через него в воздухе, колдунах, водяных, духах-людоедах...
Мир страшного, необъяснимого оживал и обступал человека. Его явления нельзя было растолковать, оставалось одно - напугать. Чем, к примеру, крестьянину не угодила черная кошка? Да тем, что никакая это не кошка, а ведьма, которая пробиралась в хлев, чтобы своровать молоко и тем самым сгубить корову.
Но русский человек не лыком шит - знал, как обезопасить жилье: вешал чертополох над входом, ставил на хоздворе борону вверх зубьями, подпирал осиновым колом двери. Но главное, был предупрежден быличкой об опасности, а значит - вооружен. Например, увидев черную собаку, никто и подумать не мог, что это просто собака, даже двухлетки знали - это бегает по улице колдун-оборотень.
Детей сызмальства учи ли и тому, как защититься от черта, который был так вездесущ, что легко проникал в дом - максимально охраняемую предками зону. От нечистого помогала, в первую очередь, молитва, кроме того, надетая наизнанку одежда и... матерное слово. Несусветная ругань подавляла также ведьм и кикимор, которые от такого хамства терялись и лишались способности вредить человеку.
Быличка предостерегала человека от встречи с существами из запредельного мира. В основе жанра лежит табу, нарушение которого грозит ослушнику большими неприятностями. Помянул вслух черта? Явится он тебе на погибель. Не следишь за младенцем? Ведьма-удельница его похитит, отдаст на воспитание какому-нибудь водяному, а то и вовсе съест.
Чтобы защитить малыша от ужасной участи, мама должна положить иконку ему под подушку или в момент засыпания просто быть с ним рядом. Быличка, «стращая» молодую мать, учит ее правилам ухода за ребенком, заботливости, внимательности и терпеливости.
Очень много «страшилок» связано с последствиями гнева, неосторожного слова. Человека, на которого направлено проклятие, оно могло «провалить сквозь землю», как в сказке про Финиста, или отдать в услужение злой силе - если, например, мать, выйдя из себя, крикнет расшалившемуся ребенку: «Да пропади ты пропадом!»
По крестьянским воззрениям, спасти проклятого может только добрый ведун, а иначе несчастный и после смерти не найдет покоя.
Грубость отшатывает, ослабляет, вредит душе, поэтому, даже если вы не боитесь попасть в ученики к лешему, надо защищать себя от недоброго слова. Существуют специальные обереги, и самый простой из них - пожелать грубияну здоровья.
Подготовила
Фатима МАГУЛАЕВА
Добавить комментарий