Поиск на сайте

 

Свободные цены на электроэнергию, больно ударив по санаториям КМВ, способны разрушить всю курортную инфраструктуру

 

Чтобы сформировать конкурентный рынок электроэнергии и мощности (то есть такой рынок, цены на котором не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения поставщиков и покупателей), в августе 2006 года правительство РФ приняло два постановления: «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» и «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
Вместе с тем применение этих документов на практике выявило ряд существенных обстоятельств, которые ими не в полной мере оказались учтены. А именно: серьезным ростом, относительно прогнозов, цен для потребителей электроэнергии.
Так, по основным отраслям бюджета Железноводска фактические расходы на оплату потребленной электроэнергии за первые шесть месяцев этого года возросли в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как следствие, это привело к дополнительным расходам бюджетов всех уровней, негативно сказывается на социально-экономическом развитии региона и финансово-экономическом состоянии потребителей электроэнергии - и в первую очередь тех, которые предоставляют населению услуги по тепло- и водоснабжению.
Непрогнозируемый рост затрат на электроэнергию, приобретаемую по свободной цене, приводит к неполному выполнения организациями производственных и инвестиционных программ, влечет за собой снижение надежности и качества предоставляемых ими услуг.
Российское законодательство не предусматривает ответственности поставщиков электроэнергии за недобросовестное планирование объемов потребления мощности, что приводит к увеличению доли электроэнергии, отпускаемой по свободным ценам, сверх установленной правительством РФ.
Кроме того, недостаточно урегулирован механизм ценообразования при отпуске потребителям электроэнергии, приобретенной гарантирующими поставщиками по свободной цене.
При этом цена электрической мощности по свободным ценам значительно превышает ту, которая регулируется государством (в первой половине этого года примерно в 1,3 раза), что дает возможность манипулировать ценой и загрузкой (выработкой) различных генерирующих источников.
В феврале этого года краевая Дума приняла постановление, в котором заявила о непродуманной и неэффективной политике ООО «Ставропольэнергосбыт» и Региональной тарифной комиссии (РТК), предложив правительству края создать совместную комиссию для оптимизации тарифов на электроэнергию.
Комиссия такая есть, но «Ставропольэнергосбыт», по нашему мнению, продолжает необоснованно завышать долю электрической энергии, поставляемой по свободным ценам.
В частности, при расчетах мощности потребителям выставляют средневзвешенную цену, являющуюся предельной, а не стоимость, рассчитанную по фактически сложившимся ценам в рамках предельных уровней свободных цен.
Подобная политика «Ставропольэнергосбыта» привела к необоснованному перерасходу бюджетных средств всех уровней при оплате за потребленную электроэнергию (только в Железноводске с января по июнь этого года почти 1,6 миллиона рублей), а также росту себестоимости продукции предприятий.
А ведь в 2009 году доля потребления (за исключением населения) электроэнергии с оптового рынка по свободным тарифам (ныне до 4 рублей за кВт/ч, а в следующем году до 8 рублей) возрастет до 52% вместо нынешних 30%. Но если объем потребляемой электроэнергии в среднем по стране снижается, почему же тогда нерегулируемый рынок исправно растет? Раньше это называли нетрудовыми доходами.
Поскольку нерегулируемый рынок мощности не поддается никакому прогнозированию, а решения о росте тарифов закрыты и непрозрачны, мы обращаемся к губернатору края Валерию Гаевскому и председателю краевой Думы Виталию Коваленко с просьбами:
- обратиться в правительство РФ с предложениями о расширении полномочий Федеральной антимонопольной службы в части контроля за деятельностью ОАО «Администратор торговой системы» по организации торгов на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также о продлении срока либерализации тарифов на электрическую энергию до 2015 года и пересмотре допустимых объемов электроэнергии, реализуемой с оптового рынка по свободным ценам;
- проанализировать и критически оценить работу ООО «Ставропольэнергосбыт» и краевой РТК в части применения свободных цен на электроэнергию для потребителей;
- расширить полномочия РТК в части контроля за деятельностью ООО «Ставропольэнергосбыт» по вопросам экономической обоснованности, прозрачности формирования и применения свободных цен на электроэнергию и мощность. Сегодня эта работа малоэффективна;
- рассмотреть вопрос о перерасчетах стоимости оплаченной потребителями электроэнергии в тех случаях, когда доля объемов ее потребления по свободным ценам была необоснованно завышена «Ставропольэнергосбытом» в 2008 году (в январе на 12%, в мае на 6%, в июне на 7% );
- организовать в крае мониторинг последствий использования свободных цен на электроэнергию для потребителей, осуществляющих регулируемую государством деятельность;
- обратиться в Федеральную антимонопольную службу с предложением проконтролировать действия субъектов оптового рынка в ЮФО в области возможного манипулирования ценами на электроэнергию на оптовом рынке.

Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ,
председатель Совета города-курорта Железноводска,
Александр ГРОМОВ,
председатель постоянной комиссии
Совета города-курорта Железноводска по экономике,
бюджету, промышленности, строительству и торговле,
Василий БАРСУКОВ,
директор-главный врач санатория им. Тельмана, председатель постоянной комиссии
Совета города-курорта Железноводска по курорту, экологии и здравоохранению,
Петр ПОНОМАРЕВ,
директор-главный врач санатория «Дубрава», председатель постоянной комиссии Совета города-курорта Железноводска
по вопросами занятости, правопорядку и местному самоуправлению

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях