Поиск на сайте

 

 

Открывшаяся в краеведческом музее выставка восковых фигур вызвала огромный интерес ставропольцев

 

На экспозиции под названием «Тайны и причуды русских царей» представлено более 40 персонажей — многовековая ретроспектива с 16 по 20 век. Это люди, которые вершили историю России:  Иван Грозный, Петр Великий, Анна Иоановна, Бирон, граф Орлов, Достоевский, Горький, Ленин, Троцкий и другие не менее значимые личности. Есть и фигура самого знаменитого шута - Балакирева. Подробнее о выставке корреспонденту «Открытой» рассказал менеджер выставки Сергей ВОЛЫНСКОВ.

 

- Сергей, я вижу, что фигуры у вас объединены в сюжетные композиции...
- Да, вот, например, Петр Первый допрашивает своего сына Алексея; в соседнем углу сидит Троцкий, а сзади притаился с топориком его убийца Меркадер. 
- Говорят, что фотографироваться с восковыми фигурами - плохая примета. Людей потом преследуют мистические силы...
- Ну, если бы это было правдой, я бы уже давно истлел в могиле, потому что сделал бесконечное количество снимков с экспонатами. А что касается мистики, то за несколько лет работы я ее не замечал - все тихо, спокойно.
Однажды у нас был забавный случай. На одной из выставок наш работник переоделся в монаха и присел на стул. Запустили посетителей. Девушка подошла к монаху, наклонилась, начала его рассматривать. Наш парень с юмором - хвать ее за талию! Девушка - в обморок. 
Нам тогда очень сильно влетело, поэтому таких экспериментов мы больше не проводим.
- Фигуры очень похожи на живых людей. Как их изготавливают?
- Создание восковых фигур - это очень скрупулезный процесс, требующий много времени (от трех месяцев до года). Работа начинается с тщательного сбора изобразительного материала о персонаже. На исходном этапе очень важно правильно выбрать наиболее выразительную позу и эмоциональное состояние, характерные именно для него. 
Только после этого к работе приступают скульпторы, которые делают эскиз будущей фигуры.  Как только  все нюансы обсуждены и утверждены, начинается работа над скульптурой в натуральную величину. Высохшие формы подвергают особой обработке и покрывают лаком.
За последние семь лет производственным цехом «Восковые фигуры» было разработано и изготовлено более десятка тематических выставок, включающих полторы тысячи восковых фигур. 
В штат цеха входят высококвалифицированные специалисты - художники, искусствоведы, инженеры-конструкторы, скульпторы, литейщики восковой смеси, гримеры, швеи, дизайнеры. С начала существования Музея восковых фигур мы работаем с заслуженными мастерами, членами петербургского Союза художников, лауреатами многочисленных конкурсов.
- Правда, что искусство создавать восковые фигуры зародилось в древние времена?
- Обычай снимать маску с лица умершего или делать восковые портреты существовал уже в Древнем Риме и был связан с культом почитания умерших. Восковые маски  изготавливали при помощи гипсовых слепков, снятых с лица покойного, а затем расписывали. В похоронных процессиях такие восковые портреты несли рядом с умершим, а затем хранили в атриумах (парадных залах) домов. 
Впрочем, с умерших римских императоров делали целые восковые фигуры в натуральную величину, которые одевали в подлинные одежды. Эти восковые изображения передавались из поколения в поколение. 
Из Италии обычай создавать восковые портреты умерших перешел во Францию, Англию и Германию, где в кругу феодальной аристократии многие заказывали такие произведения для потомства. 
В XIV-XVII веках во Франции существовал обычай делать после смерти короля, принца или представителя знати роскошную восковую фигуру, изображающую усопшего, класть ее, облаченную в одеяния, на парадную постель и в течение сорока дней оказывать ей почести, какие оказывали лицу при жизни.
- Когда первые восковые люди появились в России?
- Искусство восковых портретов в России относится к 1698 году, когда, возвратившись из своего первого путешествия за границу, царь Петр в числе прочих «раритетов и куриозностней» привез для Потешной палаты свою собственную восковую голову, а также семь восковых бюстов участников Великого посольства. Интерес Петра I к восковым обманкам был вызван восхищением этим искусством - сложным, трудоемким и неведомым в России.
Во время своего второго путешествия по Европе Петр I заказал амстердамскому скульптору Кольму восковые портреты арапа Абрама Петровича Ганнибала  и карлика Луки.
Ко второй половине XIX века музеи восковых фигур входят в состав паноптикумов - потешных передвижных балаганов, где экспонировались редкие, диковинные предметы или необычные, причудливые существа. Вместе с ними выступали фокусники, силачи, эквилибристы.
В Петербурге середины - второй половины XVIII века не раз гостили целые галереи восковых изображений современных государей и министров. В ту пору это было зрелище для сравнительно состоятельной публики: вход стоил от двугривенного до рубля. 
Сейчас на нашу выставку самый дорогой билет стоит 100 рублей.  Для школьников, студентов и пенсионеров  делаем скидки. Гостить мы у вас будем до середины июня, так что приходите!

 

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий