Самой громкой премьерой будущего театрального сезона в Ставрополе обещает стать «Герой нашего времени» по знаменитой одноименной повести Михаила Лермонтова. Ставит спектакль в нашем городе народный артист России, маститый режиссер Юрий Иванович Еремин. Его послужному списку позавидуют многие: почти десять лет работал главным режиссером Центрального академического театра Россий-ской армии, затем театра имени Пушкина, и вот уже много лет он режиссер театра имени Моссовета. Среди самых известных постановок - «Идиот» Достоев-ского, «Палата №6» Чехова, «Мадам Бовари» Флобера и многие другие интереснейшие произведения.
Ставил очень много в Америке, в Японии. Еремин считает, что к классике нужно обращаться в том случае, если есть точки пересечения века, когда пьеса была написана, и века нынешнего. Еремин убежден, что «Герой нашего времени» актуален сегодня, как никогда.
О том, как работается режиссеру с мировым именем в ставропольском театре, он рассказал в интервью корреспонденту «Открытой».
- Юрий Иванович, вы режиссер, которого буквально «рвут на части» столичные театры, с вами мечтают работать многие известнейшие актеры. Как ставропольскому театру удалось заполучить вас?
- Только благодаря давней, 45-летней дружбе с директором театра Евгением Луганским. Мы с ним вместе учились в ГИТИСе, общаемся много лет, но никогда на профессиональной почве не сталкивались. И вот недавно, когда я приехал отдыхать в Пятигорск, у нас возник этот проект, посвященный 165-летию ставропольского театра имени Лермонтова.
Как ни странно, но в лермонтов-ском театре очень редко шли произведения Михаила Юрьевича. Полтора месяца я писал сценарий, для этого специально приехал в Пятигорск. Жил там в санатории «Тарханы», сидел с ноутбуком в парке, писал, глядя на Машук.
Ходил несколько раз на экскурсии по лермонтовским местам и в дом-музей поэта. К слову, я просто восхищен пятигорским музеем Лермонтова и тем, с какой любовью он содержится. В общем, с головой погрузился в ту обстановку, в которой творил этот неординарный человек.
Мне кажется, есть что-то мистическое в том, что Михаил Юрьевич так любил Кавказ, и на Кавказе ему было суждено умереть. Все его лучшие произведения - «Демон», «Герой нашего времени» - написаны или в горах, или на водах.
- А вам самому нравится это произведение?
- «Герой нашего времени» был моей любимой книгой из всей школьной программы. Когда я был молод, Печорину подражали. Это один из самых любимых героев, как и Онегин, но Печорин по ментальности был ближе молодым людям. Таким разочарованным, странным, немножко непонятым.
Это потрясающий роман, актуальный сегодня. Сейчас, как никогда, проблема манипуляции одного человека другим очень сильна. В общем, «печоринство» сейчас в моде.
- Это отрицательный персонаж, на ваш взгляд?
- Я не могу однозначно сказать. В Печорине столько же плохого, сколько и хорошего, сколько прекрасного, столько и отвратительного, сколько великого, столько и низкого. Вот в чем гениальность этого человека.
Его можно сравнить со скульптурой, которую можно рассматривать с разных сторон. В нем собралось множество оттенков личности, которые присущи каждому человеку.
Печорин - один из самых сложных образов в русской литературе. Это собирательный образ. Человек-романтик, который превращается в глубокого циника. Изменяя себе, он нырнул так глубоко, что всплыть - воздуха не хватило. Непростой, неоднозначный образ.
Печорин - заигрался. Его дневник - это жесткий психоанализ. И то, что он так в себе копается, мне кажется, значит, что человек идет в сторону очищения, старается избавиться от злого, демонического.
- Есть ли будущее у русского театра в век интернета и телевидения?
- Хотя много раз пророчили гибель театра, у человека всегда возникает желание видеть «живое искусство». Почему на эстрадных звезд ходят? А потому, что хочется послушать, как они поют вживую, посмотреть, как они двигаются. Публика хочет видеть «живой контакт». Театр старается бороться с масскультурой, но у нас в стране только семь процентов населения ходит в театры, поэтому массовым он у нас не может быть по определению.
Я очень уважаю тех зрителей, которые в эпоху DVD-дисков, на которых записывается по 10 фильмов низкого качества, всех этих «Домов-2» и прочего, все-таки тянутся к высокому искусству. Я был на нескольких спектаклях ставропольского театра и видел, какие тут потрясающие зрители, живо реагирующие на то, что происходит на сцене, здесь всегда полные залы.
Театр - это сиюминутное искусс-тво, которое возникает не вчера, не позавчера, а в данный момент. Кино, к примеру, можно положить на полку и посмотреть через месяц. Это - консервное искусство. А спектакль живет только дважды - на сцене и в памяти зрителя.
- Как вам работается с нашими актерами?
- Они потрясли меня своим профессионализмом и прекрасной творческой формой. От репетиций с ними получаю огромное удовольствие. Профессиональные, интересные артисты, работающие с колоссальной творческой отдачей.
Я могу вам назвать имена исполнителей основных ролей: Печорина играет Игорь Барташ, Максима Максимовича - Юрий Зоря, Казбича - Александр Жуков.
Кстати, одним из моих условий было то, что черкешенку Бэлу и ее брата будут играть непрофессиональные актеры. Роль Бэлы исполняет Карина Фейзиева, молодая девушка. Она танцовщица ставропольского ансамбля кавказского танца. Стройная - как статуэточка.
У нас будут сцены, когда актеры разговаривают на черкесском языке. Так что спектакль, надеюсь, получится неожиданным и интересным.
- Будете присутствовать на премьере 16 октября?
- К сожалению, я должен буду уехать, потому что у меня большой проект в театре Моссовета с прекрасным актером Виктором Сухоруковым в главной роли. Мы репетируем пьесу в течение полугода. Сценарий я писал по трилогии Алексея Толстова о русских царях. Называется - «Царство отца и сына».
Первая часть - об Иване Грозном, вторая - о царе Федоре. В одном сценическом пространстве мы пытаемся столкнуть два персонажа — отца и сына.
Царь Иван - крайне жестокая личность, а Федор - слабохарактерный, немножко придурковатый. Мне кажется, что это абсолютное воплощение России, где нет середины - есть крайности. Сухоруков играет царя Федора, а Ивана Грозного репетирует Александр Яцков. Там заняты замечательные артисты: Екатерина Гусева, Евгения Крюкова, Валерий Еременко и многие другие. В канун нового года состоится премьера «Царства отца и сына».
- Вы работали с самыми известными актерами. Каким должен быть идеальный актер, на ваш взгляд?
- Для каждого режиссера и каждого зрителя - он свой. У каждого режиссера - свой субъективный вкус. Мне, к примеру, категорически может не нравиться актриса, от которой многие без ума. А другая, менее известная артистка, та, что не в чести у публики, мне безумно нравится. Это - дело вкуса.
Мне посчастливилось работать с настоящим созвездием русских актеров: Людмилой Касаткиной, Владимиром Зельдиным, незабвенной Ниной Сазоновой, Людмилой Чурсиной, Верой Алентовой, Олегом Меньшиковым.
- Я знаю, что вы начинали свой творческий путь в Ростове-на-Дону...
- Да, много лет назад в Ростове я руководил молодежным театром, потом театром им. Горького, а затем меня пригласили в Москву, в театр Советской армии.
Давно не был в Ростове. Это сказка в моей жизни, которая однажды закончилась и никогда не повторится.
Я был самым молодым режиссером Советского Союза, когда в 29 лет возглавил ростовский театр. Жил тогда только искусством, не видя ни пустых полок магазинов, ни тягот гнетущего, кошмарного коммунистического строя.
Я приходил в театр в 9 утра и уходил в 12 часов ночи. И был счастлив. В то время театр был моей страной. Вообще, я считаю, театр - это целое государство, свое и очень хорошее.
Мы заманиваем сюда людей, чтобы они поняли вкус к выдуманным историям, которые кажутся зрителям реальными и существенными, чем истории из жизни. Когда зрители плачут в зале, тогда и происходит тот необъяснимый, потрясающий контакт искусства со зрителем.
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА
Добавить комментарий