Поиск на сайте

Эротический фарс «Вий», который столичные гастролеры показали недавно ставропольским театралам, вызывает вовсе не смех, а самые горькие чувства
 
Скажите честно, вас бы привлекла подобная театральная афиша: «Вий». Самый скандальный спектакль Москвы. Билеты только с 21 года», да еще и с изображением полуголой красотки? Привлекла она и ставропольчан – билеты в театр драмы распродали мгновенно, и в день премьеры в зале был аншлаг. Видимо, любители шумных столичных антреприз предвкушали необычное и яркое зрелище. Признаться, клюнул на «скандальную» удочку и я.
Знаменитый гоголевский сюжет – пожалуй, один из самых таинственных и увлекательных в классической литературе. Три ночи в зловещей заброшенной церкви, у гроба молодой ведьмы предстоит отстоять бурсаку Хоме Бруту. Чтобы противостоять злу, он должен обратиться к Богу. Центральная идея «Вия» – показать внутреннюю эволюцию человека, его самоочищение, прозрение и обретение веры. Этот глубокий смысл, кстати, удалось превосходно раскрыть создателям фильма «Ведьма» (по мотивам гоголевской повести), который недавно вышел на экраны страны. Роль главного героя – метущегося и мятежного Брута – блестяще исполнил Валерий Николаев (известный по сериалу «Буржуй»).
От классической гоголевской повести в антрепризном «Вие» осталось лишь название – остальное полная отсебятина режиссера Анатолия Трегуба, который в свое время писал монологи для Верки Сердючки. Спектакль полностью соответствует сердючкиному уровню. Судите сами. Вначале на сцену выскакивают два мужика в юбках и женских париках: «Слышь, в центре-то секс-шоп открылся. Там баб надувных продают!» - «А мужиков?» - «От них только запчасти!»Постепенно шутки становятся все пошлее. Панночка, по которой Хоме Бруту надо читать отходную молитву, оказывается мужчиной, который беспрестанно демонстрирует залу свои прелести. И бурсак боится не ожившей ведьмы, а перспективы провести ночь в компании гея.
Товарищи советуют бурсаку взять с собой в церковь памперсы и вазелин. Хома, чтобы перебороть страх, нюхает кокаин – и под кайфом готов отдаться Панночке прямо в гробу. Потом на сцену выскакивает Вий (его играет Андрей Федорцов – узнаваемый Вася Рогов из «Ментов») в шутовском колпаке и футболке с надписью «Вий 13». Он машет руками и орет: «Поднимите мне давление. Ой, нет! Поднимите мне настроение! Тьфу ты! Поднимите мне что-нибудь». В итоге оказывается, что весь этот ужас Хоме Бруту приснился. Часть публики ржет, часть – плюется.
Бедный Николай Васильевич! Представляю, сколько раз ему пришлось перевернуться в могиле в тот вечер. Мало того, Федорцов и компания (которая гордо именуется «Московский независимый театр») гастролируют по всему СНГ уже не первый год. Все другие спектакли «Московского независимого театра» – «Вию» под стать. Так, в «Казанове» (основанном на мемуарах знаменитого любовника) главную роль исполняет стриптизер Тарзан. Как известно, недавно он закончил ГИТИС – и ныне, видимо, возомнил себя великим драматическим актером.
В «Дракуле» по Брэму Стокеру молоденькие вампирши скачут по сцене в нижнем белье кроваво-красного цвета. Брались антрепренеры даже за «Двенадцать стульев» и «Мастера и Маргариту» – но и тут в итоге вышла полная белиберда. Собственно, основу спектаклей составляют лишь десяток-другой запоминающихся фраз, разбавленных пустопорожними диалогами, танцами под непонятную музыку и скабрезными шуточками.
Подобная модель театра, которая сегодня навязывается российскому зрителю, пришла к нам из Америки. Вольная труппа артистов ставит модную пьеску, которая играется в течение 2-3 месяцев – потом стартует новый спектакль, а прежний списывают в «утиль». И так круглогодично, по конвейеру. Естественно, что подобный спектакль – продукт разового употребления, и имеет он отношение исключительно к поп-культуре, но никак не к высокому искусству.
 
Владимир ЯРЫГИН
 
Лев ДОДИН, художественный руководитель академического Малого художественного театра:
– Идея художественного театра, главная идея Станиславского, она сегодня уже почти в корне потеряна. Большинство больших репертуарных театров сегодня живут по каким-то иным законам внутренней антрепризы… Надо отстоять сегодня в нашем сознании идею художественного театра, идею избранности нашего искусства, идею необходимости искусства театра не как шоуменства, не как поп-деятельности, а как части подлинной национальной, народной культуры!
 
 
Другая Юлия 31 августа 2008, 09:54

я присутствовала на Вие.... такого дерьма даже по ЭмТиВи не увидишь!!! Если так называемые актеры сами себя не уважают, то об уважении к зрителю вообще речи не идет.

Юлия 08 июня 2007, 16:43

Хм... мнение автора весьма субъективно. По поводу реакции зрителей я вкорне не согласна! Хочется спросить Владимира Ярыгина - а на спектакле то он присутствовал?!?!?!?!? На мой взгляд, так весьма оригинальное представление. Игра актеров просто на высочайшем уровне! Попробуйте настолько пластично изобразить гея. Да, нетрадиционно, где-то пошло, но не скзать, что так уж отрицательно. С уважением.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях