Поиск на сайте

 

 

Ставропольское фотоискусство через призму истории

 

На днях в Ставрополе открылись сразу две любопытные фотовыставки. В Доме народного творчества работает экспозиция Евгения Афонина «Прекрасен жизни каждый миг», а в краевой библиотеке – «Притяжение точки» Вячеслава Скоробогатова. В сравнении они являют чудную картину технологической и духовной эволюции современной фотографии.

 

Оба фотографа родом из Страны Советов, начинали тоже одинаково, как и все советские фотолюбители. Например, для Афонина знакомство с фотографией началось еще в школьные годы с отцовского «ФЭДа». Уже потом, в студенческие годы, камера стала верным спутником Афонина, сопровождая хозяина в самых дальних походах и на привалах. 
Скоробогатов – один из самых известных фотографов Ставрополья с полувековым стажем, в советское время его работы были украшением многих профессиональных журналов и премий. 
Правда, если Афонин в последние годы открыл для себя «цифру» и нынче с ней почти не расстается, то Скоробогатов не изменил избранному полвека назад творческому методу – снимает на черно-белую пленку. Есть у него, впрочем, на выставке парочка работ, выполненных в модной компьютерной стилистике, но воспринимаются они скорее как случайные забавы... 
При печати пленочных фотографий Скоробогатов до сих пор использует редкую «точечную» технологию, которая была популярна в СССР лет сорок назад. Редкую потому, что она требует ювелирной точности и очень затратна – зато и качество фотоснимков, их резкость, детализация и тоновые характеристики на порядок выше, чем при самой совершенной «цифре». 
Вообще, «цифра» и пленка – это как разница между «виниловым» звучанием музыки, которое ценят меломаны, и mp3 на «флешке» для утренней пробежки. Или между подернутыми патиной шедеврами из Третьяковки и кислотными постерами на липковатом виниле. Впрочем, несущееся вперед время неумолимо требует и новых технологичных решений, право же, сейчас никому в голову не придет таскать с собой в отпуск патефон или печатать e-mail на пишущей машинке!
Посетив в один день обе выставки, трудно расстаться с мыслью, будто их авторы – люди из разных миров. Красочные, яркие фотопейзажи Афонина порой даже неестественно красивы – таковы уж издержки цифровой технологии. А у Скоробогатова – больше интимности, старомодной теплоты, которая «испаряется» по дороге с цифровой матрицы на фотобумагу. 
Особенно разительно отличие, когда видишь пейзажи одних и тех же мест, снятых двумя мастерами на пленку и на «цифру». Ведь оба фотохудожниками исходили Теберду, Домбай, Архыз – места, магнитом притягивающие любой творческий люд с послевоенной поры.
У Афонина – красивейшие глянцевые пейзажи: цветущие поляны, водопады, леса и бесконечная синева неба над горами. Каждый снимок хочется сразу в рамочку – и на письменный стол, чтобы и глаз радовался, и душа. Мне, например, особенно запомнились две работы – «После дождя» и «Водопад «Мужские слезы», главным «манком» которых стала так мастерски пойманная фотографом туманная рассветная дымка. 
Впрочем, попадаются у Афонина и мрачноватые работы. Например, «Безмолвие» – черно-зеленая пропасть, разверзнувшаяся под огромными ветвями елей в дремучем лесу. Совсем не такие фотографии, где главные персонажи – животные, переданные автором с тонкой и любовной иронией. Например, посреди лесистой дороги уселся орел и широко распахнул крылья – это «Лезгинка», а рядом олень, зажмурившись, жадно тянет морду к солнцу – это «Солнечные ванны».
Кстати, на выставочных работах Афонина нет людей. Даже в «городской» серии «Зазеркалье» вместо них безлицые дымки-манекены, выхваченные объективом из-за витрины магазина мод. 
Скоробогатов в работах тоже самоироничен. Например, двое детишек, идущих за ручку по лесной тропинке между мощных стволов, – это «За сказкой». Полсотни мужиков с удочками, стеной вставших на берегу озера для переклички перед рыболовецким первенством, – «Рать». Ей-богу, неотличимо похоже на пушкинских богатырей во главе с Черномором!
Палитра, которой Скоробогатов рисует картину мира, необычайно широка. В его работах есть место и интимному полушепоту засыпающей природы («Первый снег. Февраль», «Непогода, непогода»), и больно бьющему в глаза социальному пафосу («Химия – народу», «Забытые могилы»).
Но главное, что настоящий фотограф и должен быть таким – запечатлевать мир, какой он есть, без приукрашиваний и «фотошопа». Иначе это уже не фотограф, а кем хотите называйте – дизайнер, колорист, компьютерный график...
Вместе с работами Скоробогатова мысленно возвращаешься в советскую эпоху. Только, к счастью, видишь ее не через «идейную» призму диссидентов или фанатиков. А просто видишь, как миллионы людей жили своей жизнью, любили, растили детей, не думая об идеологии, не делясь на белых и красных. 
Когда можно было с палаткой и гитарой – в горы, не боясь попасть под молот антитеррора, или в выходные на раздолбанном «пазике» на коллективную рыбалку. Но то время интимности, увы, бесповоротно ушло, оставив только черно-белые следы на фотопленке...

 

Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий