Поиск на сайте

В Пятигорске есть бювет с удивительной росписью. 

Питьевой бювет № 19 – в нескольких минутах ходьбы от моего дома. Место сверхпопулярное, у подножья Машука, прямо рядом со стелой, обозначающей начало курортной зоны. Никогда не думала, и, попивая в нем целебную водичку, и почти ежедневно проходя мимо, что этот бювет так полон загадок…Да, любовалась его красотой, стенами, облицованными голубой, какой-то светящейся керамикой, необычными, удлиненными фигурами горцев и горянок, офицеров, скачущие на конях, дамами в старинных платьях…Но как следует, панно не разглядывала. Как мы нелюбопытны! 

А вот моя подруга, пятигорчанка Елизавета Лагунова, преподаватель культурологии, внимательно панно разглядывала. И что-то ей там показалось, породило вопросы. Некоторые сцены напомнили ей лермонтовских героев, а в одном из картежников ей вообще почудился сам поэт!

В дальнем углу бювета, пробравшись за кадки с цветами, дотошная Елизавета увидела на панно изображение сабли с надписью «Моей бабушке Наталье Петровне Паниной».  Она стала расспрашивать и работниц бювета, и знакомых краеведов. Узнала немного: автор росписи -  Людмила Любчик, художник-монументалист, когда-то пятигорчанка, но уже давно живущая в Санкт-Петербурге. И года два назад приезжала в Пятигорск, даже заходила в бювет.

Краеведы не спорили, что сюжеты росписи навеяны лермонтовской прозой, но то, что в одном из картежников изображен сам поэт, признавать не хотели. Извините, мол, это перебор, это вам явно почудилась! Но все сходились: такой росписи, удивительной по технологии и красоте, нет больше нигде.   

Дама со стаканом в руке, в платье эпохи Лермонтова, смотрящая прямо на зрителей - автопортрет самой Людмилы Ивановны Любчик. 

Интернет о Любчик добавил информации очень мало – родилась в Пятигорске, училась в Краснодарском художественном училище, потом в Высшем художественном училище им. Мухиной… Член Союза художников… Никаких социальных сетей, никаких открытых каталогов её работ.  Закрытым человеком оказалась художница.  

Елизавета обратилась к своим друзьям, в Пятигорскую городскую библиотеку, где она когда-то работала и  которая неоднократно помогала ей в литературных и искусствоведческих поисках.  

В библиографическом отделе, прошерстив фонды, нашли только две заметки о Любчик -  в газете «Кавказская здравница» за 1972 год и  в журнале «Декоративное искусство СССР» за 1976 год. Первое издание, сообщая об открытии в Москве выставки художников малых форм, сообщало, что в ней приняла участие «наша пятигорчанка». Во втором, под рубрикой «Панорама молодых» тоже упоминалась ее фамилия. Опять крохи информации! 

Но подключилось местное телевидение, сюжет о красивой росписи бювета с загадочными персонажами закончился  просьбой к телезрителям - поделиться информацией, если кому-то известно о художнице больше. 

А эти персонажи очень похожи на княжну Мери и Грушницкого. 

Телезрители откликнулись, и Елизавета стала обладательницей телефона художницы. 

Завязалась переписка. Людмила Ивановна Любчик, по ее признанию, как раз подводит творческие итоги - в будущем, 2023 году у нее 80-летний юбилей. Письмо от Елизаветы, восхищенной росписью и желавшей узнать об истории ее создания, ее тронуло и обрадовало. 

Она подтвердила: да, роспись бювета посвящена бабушке, которая была преподавателем русского языка и литературы, часто читала внучке стихи наизусть, особенно Лермонтова, водила ее по местам, связанным с жизнью поэта… Пятигорск с великолепной природой, множеством старых домиков, кованых решеток, узких улочек и навесных балконов, давал богатую пищу детскому воображения, а в будущем и богатый материал для работы. 

Вот отрывок из ее письма, который я привожу с разрешения Елизаветы Лагуновой.  

Художницу вдохновили пропорции фигур русской иконописи. 

«Окончив в Ленинграде Высшее художественное училище им. В.И. Мухиной (ныне Академия прикладного искусства им. барона Штиглица), я получила предложение расписать питьевой бювет в Пятигорске. К этому времени я уже поработала в области монументального искусства. Тема была очень интересной. Сначала надо было решить вопрос материала, так как бювет - лечебное учреждение, требующее особой чистоты. Поэтому я выбрала керамическую плитку.  

Работа с эскизами затянулась почти на год. Пришлось пересмотреть много библиотечного материала, чтобы лучше понять личность поэта. К тому же задача ставилась многоплановая, совместить в одном помещении тогдашнюю светскую жизнь «водяного общества» молодого курорта, и не менее интересную жизнь местных жителей, их одежд и обычаев. К композиционном решении, мне очень помог образец русской иконописи. Отсюда и удлиненные пропорции фигур.  

Эскизы были одобрены Экспертным Советом монументального искусства в Москве. Работа в материале выполнялась в Ленинграде, в помещении комбината Прикладного искусства с высокотемпературными керамическими печами».  

И, конечно, это Лермонтов!  

Следующий отрывок из письма, посвященный технологии изготовления плитки я привожу только потому, что он ярко показывает: это было не просто исполнение заказа, не просто кропотливый труд, это был почти творческий подвиг!   

«Теперь о технологии. Готовые кафельные плитки не годились. Они уже на заводе были покрыты глазурью, что делало невозможным осуществить задуманную мной подглазурную роспись с эффектом акварели. Пришлось ездить по заводам, искать нужные, так называемые «утельные» плитки. Потом, по уже выполненным картонам (рисунок в натуральную величину), изображение переводится на плитку. Проблемы была в том, что сырые керамические краски, до и после обжига имеют разный цвет. После росписи плитки покрываются глазурью, обжигаются в печи на температуру 1150 градусов. Это 8-10 часов в печи, затем медленное остывание. Если где-то брак - этот кусок приходилось переделывать. Обожжённые, разложенные на планшетах плитки, в нужных местах покрывались люстром (специальный состав с солями металлов, в том числе золота). Это придавало особый блеск некоторым изображениям. Затем плитки еще раз обжигают при температуре порядка 750 градусов.  

Ну а дальше готовую продукцию упаковывают и доставляют на объект. После чего идет монтаж на песчано-цементную основу. Надеюсь понятно, что выполнить такую работу в домашних условиях невозможно». 

Заканчивается письмо благодарностью работникам питьевого бювета: «Хоть керамика и вечный материал. Но все равно за росписью надо ухаживать. В том, что работа с 1979 г хорошо сохранилась, есть заслуга работников питьевого бювета, за что им отдельная благодарность».  

Людмила Ивановна Любчик пообещала приехать в будущем году в Пятигорск и показать новым друзьям другие свои работы, украсившие город-курорт. 

Ольга ВАСИЛЬЕВА,  
Пятигорск. 
Виды бювета
 

 

 

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях


 

Применение магнитов в быту

Многие из нас в детстве игрались кусочками магнитов, даже не предполагая, насколько они могут оказаться полезными в быту, учебе или в профессии.

Различают два вида магнитов – ферритовые и неодимовые, и все они одинаково полезны в быту. Различие заключается в огромной силе притяжения, которой обладают неодимовые изделия. Они прочно зафиксируют на металлических поверхностях даже тяжелые плакаты или карты, не отлетая при их вывешивании.

В хозяйстве все сгодится, поэтому бережливый хозяин никогда не выбрасывает полезные вещи и пополняет свою коллекцию новыми инструментами, предметами или устройствами. Среди разных полезных приспособлений или предметов особенно следует выделить магнит, который сегодня широко используются быту.

Например, автовладельцы могут закрепить магнитом на своих машинах разные изделия – это может быть антенна, которая надежно фиксируется на металлические поверхности с помощью неодимового магнита. Даже при тряске или резких поворотах она не отвалится и не упадет. Иногда водителям нужно закрепить какую-либо табличку с важным для них графиком или показателями. Для этого также пригодится магнитный фиксатор.

Сферы использования магнитов

Кроме автомобилистов, магниты очень нужны домохозяйкам. Сегодня практически в каждой кухне можно встретить магнитные подставки или держатели. На таких подставках заботливые хозяйки оставляют ножи или другие кухонные металлические принадлежности.

Изготовить держатель можно самостоятельно, без чьей-либо помощи. Для этого потребуется магнит, который можно заказать в интернет-магазине Озон, и инструменты. В стенке дрелью легко просверлить отверстия. Затем туда устанавливают крепеж. Остается лишь зафиксировать магнит, и подставка готова. Аналогичные держатели используются для размещения и хранения:

  • смартфонов;
  • металлических крепежных элементов, таких как гвозди или саморезы;
  • тяжелые карты/плакаты;
  • инструменты;
  • гаражные принадлежности.

Неодимовые или обычные магниты широко используются в сельскохозяйственных нуждах и пчеловодстве. Некоторые пчеловоды считают, что магнит способен улучшить самочувствие пчел и увеличить количество производимого ими меда. А в сельском хозяйстве магнитное поле способствует быстрому росту рассады.

Отличный поисковик

Предусмотрительный автомобилист всегда имеет в своем гараже пару магнитов. Из них изготавливают так называемую нерассыпайку. Это пластиковая емкость с магнитом на дне, куда на хранение сыплют мелкие металлические детали, крепеж или другие изделия. Из подобных баночек ничто никогда не исчезнет. А если пропадет маленькое, незаметное для невооруженного глаза металлическое изделие, в этом случае на помощь придет неодимовый или обычный магнит. Нужно лишь провести по поверхности магнитом, и он быстро притянет исчезнувшую вещь. Поэтому такие изделия широко используются в поисковых работах, когда теряется важная деталь из металла.

Образовательная сфера

В школах часто используются крепеж с магнитом, позволяющий фиксировать плакаты на металлических поверхностях. Аналогичным образом происходит и демонстрация учебных карт. Учитель крепит их к металлической поверхности, используя для этого небольшие кубики. Неодимовые магниты, в отличие от ферритовых аналогов, не слетают под воздействием большого веса демонстрируемых материалов. Сила притяжения таких изделий гораздо выше, чем у обычных магнитов. Несколько изделий из неодима могут выдержать вес до 100 кг.

Оформление расчетно-кассового обслуживания в банке

Для ведения и развития бизнеса, каждый индивидуальный предприниматель должен иметь расчетный счет в банке. Он необходим для взаиморасчетов безналичным способом. Не запрещено вести деятельность используя расчеты наличными, но в этом случае действуют некоторые ограничения, которые не позволяют бизнесу развиваться. Поэтому в интересах ИП или ООО оформить расчетно кассовое обслуживание в банке (РКО). Данная услуга платная и предусматривает ежемесячную абонплату, а также дополнительное удержание определенного процента от суммы каждой транзакции. Но с учетом открывающихся возможностей для развития бизнеса, подобные затраты вполне оправдывают себя.

Что дает предпринимателю РКО

Первое, что получает предприниматель – возможность совершать операции на сумму свыше 100 тысяч рублей. Это позволяет увеличить товарооборот фирмы и поднять авторитет в глазах партнеров и клиентов. Сегодня мало кто желает рассчитываться наличными, так как выполнить перевод с одного расчетного счета на другой гораздо проще. Из других преимуществ следует отметить:

  • Списание с расчетного счета зарплаты сотрудникам.
  • Выпуск пластиковых карт с привязкой к расчетному счету.
  • Зачисление денег на счет с любых направлений и обратно.
  • Возможность выполнять финансовые операции через мобильное банковское приложение.

Данные услуги доступны любому ИП, независимо от товарооборота.

Зачем нужен эквайринг

Для крупных организаций, открытие РКО позволяет подключить услугу банковского эквайринга. Это дает возможность практически полностью отказаться от оборота наличных средств. Данная услуга предусматривает прием платежей за услуги или товары с пластиковой банковской карты, через платежные терминалы. Это предложение только для крупных компаний, которые имеют финансовую возможность для установки в торговых точках специального оборудования. При оплате картой через терминал, деньги сразу зачисляются на расчетный счет.

Также эквайринг доступен и для интернета, где держатели пластиковых карт могут расплатиться за товары и услуги онлайн. Заполнив форму транзакции, пользователь может оплатить товар и получить чек в электронном виде. В интернет-эквайринге действуют некоторые ограничения. В частности, такая услуга доступна только тем компаниям, которые ведут деятельность в соответствии с требованиями международных платежных систем. Также требуется правильно оформленная торговая площадка в интернете.

Акционерное Общество "Тинькофф Банк"
ОГРН 1027739642281
город Москва, 1-Й Волоколамский проезд, 10-1.