Поиск на сайте

Почему «дураки с инициативой» хуже, чем «просто дураки»? Потому что они часто служат прикрытием и «обоснованием» для осуществления преступных намерений «денежных мешков»

 

В конце июля в городской думе Пятигорска состоялся круглый стол на тему «Пятигорск: курорт и населенный пункт». «Проблемы согласования интересов населения муниципального образования и федерального курорта» - так обозначили участники основной вопрос, который стал темой для выступлений участников круглого стола.
Для обсуждения главной темы  -  границ округа и зон горно-санитарной охраны – были заявлены  депутаты краевой и городской дум, представители администрации Пятигорска, руководители курортных учреждений и предприятий, специалисты в области гидрогеологии, члены общественного совета и молодежной общественной палаты Пятигорска, активисты экологических движений.   
Громкий голос за ревизию зон санитарной охраны  раздавался  в основном  со стороны крупных собственников  коммерческих объектов города, которые  стали «народными избранниками», ведь  представительные органы уже давно стали собраниями сильных и богатых. Робкие голоса присутствующих представителей экологических движений, и даже бывшего руководителя администрации КМВ В. Вышинского, выступавших за сохранение границ природоохранных зон,  были практически не услышаны.  Заявленных  специалистов-гидрогеологов и экологов  на круглом столе не было.  Итогом  стала резолюция – пересмотру курортных зон быть!
Организаторы первоначально собирались пригласить известных в регионе экологов, в частности Владимира Супруненко, который был в числе тех, кто много лет работал над созданием природоохранных зон городов-курортов. Профессиональный эколог серьезно готовился выступить, написал доклад.   Но за несколько дней до круглого стола ему дали понять, что его выступление на этом мероприятии нежелательно. Почему?
Вот как ответил Владимир Супруненко , пришедший в «Открытую» с тем самым докладом, огласки которого так, видимо, боялись «темные рыцари» круглого стола.

 

Подспудный замысел
Состоявшийся в Пятигорске круглый стол по наболевшей и уже скандальной теме пересмотра зон санитарной охраны, организованный депутатами Пятигорской городской думы, скорее напоминал плохо отрепетированный фарс. Мизансцены из выступлений нескольких здравомыслящих участников должны были иллюстрировать плюрализм мнений.  Итоговая резолюция полностью подтвердила подспудный  замысел авторов - ни при каких условиях не расставаться со своей собственностью.
Специально для «рыцарей» круглого стола подчеркиваю – на всех этапах горно-санитарного зонирования территории КМВ, начиная с 30-х годов, изменения сводились только в сторону увеличения этих зон.
В 1973 году гидрогеологическим управлением «Кавминводы» совместно с московской гидрогеологической экспедицией «Геоминводы» и еще несколькими институтами началась работа над последним «Проектом округа и зон санитарной охраны курортов КМВ», которая завершилась в 1985 году и была утверждена постановлением правительства РФ.

 

Все на потребу коммерции
Чтобы инициаторы ревизии зон санитарной охраны ясно представляли предмет обсуждения, скажу  о том, как и по каким критериям в течение почти 13 лет создавался этот проект.     С 1947 года регион радикально менялся и развивался. 
Функциональное зонирование городов, тем не менее, сохранилось в историческом виде. 
В соответствии со специально разработанными ведущими НИИ методологическими инструкциями по разработке подобных проектов (к тому времени такая работа  была выполнена в стране только по району Большого Сочи),  было необходимо изучить и задокументировать всю информацию по состоянию жизнеобеспечивающей   инфраструктуры по каждому курорту и региону в целом.  
Одним из составляющих этой работы было тщательное изучение новых данных о разведке гидроминеральных ресурсов. Появились новые месторождения, изменились контуры уже разведанных, прорабатывались вопросы их эксплуатации для нужд курортов, выполнялись соответствующие гидродинамические расчеты. Самое главное - была однозначно доказана взаимосвязь всех месторождений региона. 
Собственно, тогда и поэтому было создано единое гидрогеологическое управление «Кавминводы» («Кавминкурортресурсы»), координирующее сбалансированный водоотбор из всех месторождений.
Один из наиболее ответственных разделов работы – сбор информации и дополнительные исследования  по состоянию всех компонентов окружающей природной среды. И только после сбора и изучения этой базы данных, соответствующего нанесения их на карту, применяя методологически разработанные критерии, началась, собственно, рисовка контуров всех трех зон санитарной охраны.
Эти зоны определились следующим образом: 1-я – зона выхода на поверхность источников и стока к ним поверхностных вод, 2-я – область формирования минеральных вод, 3-я -  область питания  месторождений минеральных вод.
По отношению к зонам 1947 года  границы зон санитарной охраны по постановлению №300 также увеличились кратно, ибо приоритеты сохранения гидроминеральных ресурсов от истощения и загрязнения были непререкаемы и имели государственное значение.

 

Антигосударственная инициатива
Что мы имеем сейчас?  Пробивается «инициатива», прямо противоположная предыдущим, направленная на ревизию этих границ и чуть ли не на их упразднение.
Инициатива не просто дурная, она - антигосударственная. Одним из «козырей» сторонников пересмотра природоохранных границ, как показал круглый стол,  являются аргументы об отсутствии этих границ в натуре, неопределенной привязке точек этих границ, разночтении понятий санитарной и горно-санитарной зоны охраны, «варварские ограничения».
На не раз раздававшиеся в ходе круглого стола реплики, что пересмотра границ не хотят ничего не понимающие в них люди, хочу заметить, что  экспертами этого проекта были лучшие специалисты страны, и согласовали его все министерства. 
Во-вторых, отсутствие границ в натуре не мешало без всякого напряжения  соблюдать регламент этих зон даже в период работы над проектом (кстати, кто-нибудь видел вынесенные в натуру административные границы?).
В–третьих,  упомянутые определения зон подразумевают одно и то же, просто изменилась терминология. Что касается ограничительного и якобы антисоциального режима двух зон санитарной охраны, то здесь передергивание достигло апогея. Единственным условием строительства во второй зоне  является наличие централизованной канализации.
Наверное, поэтому мы имеем полную анархию в исполнении многочисленных курортоохранных законов, беспардонное вмешательство в святая святых – принципы сохранения уникального лечебного региона, мафиозные игры с землей  и оголтелую вакханалию хозяйственно-коммерческой деятельности, зачастую прикрываемую якобы решением социальных проблем, которые сопровождаются вольным толкованием ограничительного режима.

 

Келейные решения под конкретные заказы
Разработанный институтом «Гипрогор» в 1987 году «Проект планировки группы курортов Кавказских Минеральных Вод» в качестве  основы для  разработки генпланов исчез. В результате  генпланы келейно и фрагментарно корректируются под отдельные заказы, минуя установленный законом федеральный уровень. Правила застройки городов манипулируют землями как заблагорассудится, переводя их из одной категории в другую. Обязательные в таких случаях публичные слушания игнорируются. Города теряют свое своеобразие, превращаясь в один высокоурбанизированный массив.
Границы функционального деления территории курортов размываются. Размывается и само понятие «курорт». Новомодная терминология вроде «туристических кластеров»  вступает в прямое противоречие с главным назначением региона  - лечить людей уникальными по эффективности лечебными ресурсами курортов, высочайшим уровнем медицинской базы. Люди, приезжая к нам, видят то, что видят у себя дома. Популярность региона как всероссийской здравницы катастрофически падает.  Но самое главное – экологическая емкость городов-курортов давно исчерпана. Непонимание властью этого очевидно доказуемого факта приведет к гибели городов как всероссийских здравниц. Опустевшие санатории – это наше недалекое будущее.

 

Почему нельзя посягать на Машук
Эта гора имеет сложное геологическое строение, обусловленное тектоникой, генетически связанной с проявлением вулканической деятельности. Гора разбита серией глубоких разломов – кольцевых, полукольцевых, радиальных,  корректирующих циркуляцию и разгрузку минеральных вод. Связь этих разломов с месторождением минеральных вод является установленной. Именно по ним определяются условия циркуляции, скрытая и поверхностная разгрузка месторождения, а также насыщение минеральных вод газовыми и минеральными составляющими. 
Одновременно, что не менее важно, вся площадь Машука является и местной областью питания месторождения за счет атмосферных осадков. То есть, исходя из природных и геолого-гидрогеологических условий, гора Машук от подножия до вершины  является ахиллесовой пятой Пятигорского месторождения минеральных вод, беречь которую надо как зеницу ока. Не зря эта гора имеет и охраняемый статус памятника природы.
Беспардонная идея ревизии зон санитарной охраны и другие  преступные манипуляции ради захвата земель этой экологически уязвимой территории приведут рано или поздно к потере курорта.

 

В чем корень зла
По историческому опыту и логике событий пересматривать зоны санитарной охраны нужно только в сторону их увеличения, с одновременным ужесточением регламента хозяйственной деятельности. К сожалению, в нынешних условиях это практически невозможно. Корень зла просматривается только в одном – бесконечно меняющемся законодательстве в части принципов разграничения полномочий надзорных органов, по сути уничтоживших понятие «государева ока». Чуть ли не нормой стало перекладывать исполнение федеральных законов на субъекты РФ, и результаты не заставляют себя ждать. Яркое подтверждение - прогрессирующая деградация  уникального лечебного региона КМВ.
Нынешнее законотворчество предоставляет не столько лазейки, сколько широко раскрытые ворота для «ревизионеров».  Государственной власти, если она есть, не следует забывать, что курорты КМВ -  это самая мощная и самая эффективная в стране лечебная территория России. Надолго ли?
Ну а если так неудержимо это якобы «благородное желание» решать социальные проблемы населения (хотя скажите, когда в России не было этих проблем), то вот вам прекрасный инвестиционный (и социальный) вариант. С ним можно обратиться  и к руководству СКФО: чтоб не добить курорты окончательно и хоть отчасти разгрузить их - заложить новый город-курорт в районе горы Верблюдки. Разведанных гидроминеральных ресурсов и рекреационных факторов там более чем достаточно. И это будет возможностью создать с нуля действительно идеальный курорт.

 

Владимир СУПРУНЕНКО,
эколог-эксперт 
Ессентуки

 

Евгенийй13 августа 2012, 12:33

Вторая статья В.Л. Супруненко из разряда мастрид! Спасибо большое!

 

Нина Павловна Поволоцкая13 августа 2012, 12:32

http://opengaz.ru/issues/31-523/ Уважаемый Владимир Леопольдович! Ваша статья аргументирована, совершенно правильно Вы ставите вопрос о том, что зоны горно-санитарной охраны следует отстаивать, проводить государственный контроль за соблюдением установленного режима природопользования. Все горы-лакколиты являются памятниками природы,государству их надо охранять. Спасибо Вам за принципиальную позицию и смелость. Свободных земель в регионе КМВ много, например, в поселках-спутниках городов курортов, в Минераловодском районе масса поселков, которые можно было бы превратить в мини-курорты (например, Нагуты). А для местности у подножья горы Верблюд давно пылится проект курорта, разработанный Гипрогором РФ. Курорт не построен, а все годы с момента перестройки на горе Верблюд ведется расхищение строительного камня. Все об этом знают, а вот заслона этим действиям нет. Может быть, если появится хозяин этого курорта, он сумеет навести порядок на памятнике природы - г. Верблюд? Было бы побольше таких грамотных и принципиальных специалистов, да к ним бы прислушивались власти, не было бы такой деградации облика наших курортов. С уважением Н.Поволоцкая 12.08.2012

 

Александр Драч11 августа 2012, 15:30

Всё правильно написал Владимир Супруненко, только зачем же трогать гору Верблюд? Чуть ли ни единственное нетронутое цивилизацией место осталось.

 

бернардацци08 августа 2012, 19:27

раз уж так хочется можно сделать саму процедуру пересмотра но лишь для того чтобы повторно утвердить устаявшиеся границы с помощью специалистов. иначе "варварские ограничения" могут привести в варварской застройке. подключите к решению губернатора!!! а Владимиру СУПРУНЕНКО, спасибо, хорошая статья!!!

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях