Поиск на сайте

На реконструкцию федеральной трассы «Кавказ» потратят 25 млрд. рублей
 

 
Управление автодорог Северного Кавказа (подразделение Росавтодора) объявило серию тендеров на реконструкцию федеральной трассы М-29 «Кавказ». Это основная автомобильная артерия, связывающая южные регионы страны с Азербайджаном.

 

 
Магистраль протяженностью более 1100 км пересекает СКФО с северо-запада на юго-восток и только на территории Ставрополья захватывает Невинномысск, Минводы и Пятигорск. Два года назад тогдашний министр транспорта России Игорь Левитин объявил о масштабной реконструкции автотрассы.
«Все республики Северного Кавказа будут выходить на одну артерию, которая позволит пропускать большой объем грузов с обходами крупных населенных пунктов».
Однако деньги нашлись только недавно. За последние месяцы Управление автодорог Северного Кавказа объявило три десятка тендеров на реконструкцию М-29 на общую сумму около 11 млрд. рублей (не считая текущего ремонта).
– Всего же на автотрассу в течение ближайших трех лет будет выделено 25 млрд. рублей, – заявил вице-премьер Сергей Иванов.
На автотрассе отремонтируют все мосты и путепроводы, на всем протяжении установят новые осветительные мачты, светоотражательные элементы (катафоты), оборудуют скотопрогоны, грушевидные развороты… А главное – шоссе «потолстеет» до четырех полос движения в обе стороны.
Это стоит огромных денег. Для начала нужно провести кадастровую оценку земель, которые находятся вдоль дороги и войдут в ее состав (только на землеустроительные работы из бюджета уже выделено более 30 млн. рублей). Также предстоят масштабные археологические изыскания: лишь при реконструкции дорожного «обвода» Гудермеса они обошлись в 83 млн. рублей.
Конечно, для расширения трассы придется переносить коммуникации, АЗС, СТО и многие другие придорожные объекты. Местами «подвинут» частный сектор и дачные товарищества (государству придется платить контрибуцию владельцам этих участков).
Вот лишь один пример масштабности задумок. В апреле нынешнего года компания «Севкавдорстрой» выиграла тендер на реконструкцию четырех километров подъезда к Ставрополю (он также считается частью трассы «Кавказ»). До конца будущего года потратят почти 350 млн. рублей.
На эти деньги трасса будет не только расширена – тут появятся два новых автопавильона, водоотводы, очистные сооружения, подпорные стенки в оползневой зоне. А главное – на участках, где близко к дороге подходят жилые дома, поставят звукоизолирующие экраны.
Уже проведены (или вот-вот завершатся) конкурсы на реконструкцию 57 км самых проблемных участков трассы в Чечне, Дагестане, Северной Осетии и на Ставрополье. Правда, на деле не все так гладко, как на бумаге. Например, уже дважды(!) срывался конкурс на право реконструкции моста через реку Яман-Су в горном Дагестане: из казны готовы были оплатить подрядчику почти полмиллиарда рублей, но ни одного соискателя почему-то не нашлось.
Зато на некоторых объектах государство может всерьез сэкономить. Скажем, на реконструкции участка между 368-м и 387-м километрами трассы (от поселка Иноземцево до Пятигорска). Если поначалу из бюджета на эту дорогу было выделено 5,7 млрд. рублей, то некая ингушская компания «Раян» согласилась отработать втрое дешевле – всего за 1,9 млрд. рублей.
Правда, тендер сопровождался грандиозным скандалом: поначалу «Раяну» вообще исключили из состава конкурсантов. Компания обжаловала этот отказ Управления автодорог Северного Кавказа (организатора торгов) в ФАС, которая и восстановила права ингушских бизнесменов. В итоге те и были признаны победителями конкурса, при том что победа явно была «обещана» кому-то другому.
Да и вообще, вызывают серьезные вопросы гигантские траты, заложенные на реконструкцию автотрассы. По скромным подсчетам, каждый километр обновленного шоссе обойдется бюджету в 180 млн. рублей (а на десятикилометровом участке под Махачкалой и вовсе в 260 миллионов).
 
 

Андрей ЧЕХОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях