Поиск на сайте

За 200 лет так и не смогли построить короткую дорогу, соединяющую Северный Кавказ с Чёрным морем.

Но, возможно, короткий путь через горные перевалы давно существует и о нём испокон веков знало местное население
 
И сегодня чабаны знают эти маршруты. Но почему молчат?
 
В конце прошлого года было подписано соглашение-намерение о строительстве дороги из Кавминвод в Сочи через Главный Кавказский хребет длиною примерно 270 километров. Горная часть дороги к морю пройдет через Карачаево-Черкесию на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, а строить ее собираются с китайцами.
Учитывая, что в КЧР уже есть крупные горнолыжные курорты Домбай и Архыз, при наличии автодороги туристы смогли бы за один день и на лыжах покататься, и поплескаться в море. Но станет ли очередной проект реальностью?
Построить кратчайшую трассу, соединяющую Северный Кавказ с Черноморским побережьем, собирались с XIX столетия! А дороги все нет. Не получилось реализовать задуманное ни царскому режиму, ни большевикам, ни Грузии, ни Абхазии.
 
 

За два столетия создано много проектов и маршрутов, пролегающих через Главный Кавказский хребет, но все их преследовали фатальные неудачи. Строительству дороги мешали мировые войны 1914 и 1941-45 годов, Октябрьская революция 1917 года, а в наши дни, говорят, каждый регион лоббирует проект, предусматривающий на своей территории строительство горной части дороги.

«Вероятно, роковую роль сыграла конкуренция проектов – наличие нескольких возможных перевальных маршрутов, имевших свои плюсы и минусы, своих лоббистов и своих противников. В итоге не был реализован ни один из них.  Имело место давление так называемого грузинского лобби, заинтересованного в проведении транспортных коммуникаций через Тифлис или Кутаиси», – считает политолог, научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Скаков.

Первый проект строительства горной части дороги через Клухорский перевал (сегодня это территория Карачаево-Черкесии) появился примерно в 1820 году. Потом был план возведения Транскавказской железной дороги.

Затем появилась программа гужевой дороги «Сухуми - Невинномысск». Контрпроектом стал маршрут по ущельям Баксана (в наше время это территория Кабардино-Балкарии) и Ингури (сегодня это Абхазия).

По другим расчетам предлагалось дорогу проложить через перевалы Марухский и Птыш (Карачаево-Черкесия), а еще был спецпроект шоссейной дороги с четырехкилометровым тоннелем с западной стороны Клухорского перевала…

На практике только в 1903 году через Главный Кавказский хребет смогли «пробить» всего одну колесную дорогу, горная часть которой проходила на высоте 2781 м над уровнем моря и соединяла Баталпашинск (ныне Черкесск) с Сухуми. В годы войны эта дорога была местами подорвана, чтобы фашистский альпийский спецназ «Эдельвейс» не вошел в Грузию. С того времени она только разрушалась, а Главный Кавказский хребет превратился для путешественников в непреодолимую преграду и тупик.

***

Изменить ситуацию пытаются с 2006 года. Теперь идея строительства дороги через Кавказский хребет к Черноморскому побережью не сходит с повестки дня, она стала чрезвычайно популярной с акцентом на ее туристическом значении.

А Владимир Путин, находясь в 2010 году в Кисловодске, сказал, что «Россия намерена поддержать проект строительства совместно с абхазскими партнерами дороги «Черкесск - Сухуми», связывающей Абхазию с регионами Северного Кавказа с целью включения Северного Кавказа в систему межрегиональных и международных хозяйственных связей, в крупные стратегические проекты».

Снова (в который раз!) появилось несколько альтернативных проектов. Один из них - «Кодорский».

Пока остановились на «Кодорском» варианте. Автомагистраль из Кавминвод в Сочи через Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Ставрополье собираются проложить вместе с китайской строительной корпорацией за 9 лет. Но суждено ли сбыться этим намерениям? Двухсотлетняя история позволяет усомниться.

***

Между тем параллельно с официальными проектами якобы давным-давно существует неофициальная дорога, упоминаемая в рассказах и преданиях местных жителей. Ходят легенды о неких кратчайших пеших тропах через Кавказский хребет к морскому побережью. По ним якобы с древнейших времен местные жители ходили в гости друг к другу и по хозяйственным делам.

У политолога, научного сотрудника Института востоковедения РАН Александра Скакова сложилось такое мнение: «в древности перемещение людей и товаров через Главный Кавказский хребет в обоих направлениях шло гораздо интенсивнее, чем в настоящее время. Оживленные связи через горные ущелья и перевалы выглядят контрастом с нашим временем».

Более того, по поверьям, якобы Кавказский хребет насквозь пронизан тайными тоннелями и пещерами, входы в которые, возможно, тщательно засыпаны или даже завалены, и с годами их местонахождение потеряно.

Этими версиями заинтересовался известный исследователь, книгоиздатель, председатель отделения Русского географического общества в Кабардино-Балкарии, писатель и журналист Виктор Котляров. Он собрал много интересных рассказов на эту тему.

Говорит, что первую историю о некоем подземном коридоре, соединяющем Тызыльское и Баксанское ущелья, услышал еще в 70-е годы прошлого века от гунделеновских чабанов, с которыми встретился на высокогорных пастбищах Хаймаши и Аурсентх, но не поверил им.

«Не веришь, а я сам был там! Но далеко не ходил. Боялся», - так отреагировал чабан, увидев мой скептический взгляд, рассказывает Виктор Котляров. Ему запомнилось, что на чабана прикрикнули. Мол, нельзя говорить про тоннели. На вопрос «Почему?» не ответили.

Виктор Котляров поведал и о других загадочных историях. Одна из них о некоем балкарце, который на спор за несколько часов успевал только ему известной дорогой сходить из Кабардино-Балкарии в Грузию и вернуться оттуда с бутылью домашнего вина. Причем отправлялся в путь зимой, когда перевалы завалены снегом высотой в несколько метров! Значит, пробирался под землей?

До революции якобы по таким тоннелям (когда перевалы непроходимы) местные жители в повозках, запряженных осликами, даже перевозили сено.

«Говорили, что тоннели невысокие – где-то около 170 см высотой, причем эта высота была одинаковой на всем протяжении штольни. Стены их гладкие, словно оплавленные. У побывавших там создавалось впечатление, что они были вырезаны в скалах каким-то острейшим инструментом», – удивляется Виктор Николаевич.

***

А вот еще одна история, поведанная им. «В начале 90-х годов во время летних каникул школьники из Тырныауза отправились вместе с учительницей географии в поход к морю через перевал Бечо.

Напомним, в советские годы популярны были и у детей, и у взрослых туристические маршруты через различные горные перевалы к морю. Этот поход ничем не отличался от остальных. Вот только девочки из группы оказались слабыми и быстро устали, идти дальше не могли.

И тут на помощь пришел примкнувший по пути к группе человек, не известный никому из туристов. Он якобы предложил не взбираться на гору, а… пройти под ней. Так и поступили.

После сравнительно недолгого хождения по пробитому неизвестно кем в скальных породах темному коридору со скользкими, но удивительно гладкими стенами туристы действительно оказались по другую сторону хребта. Но вышли они отнюдь не к его подножию, а оказались у еще одного перевала, преодолеть который не представляло особых сложностей», — рассказывает Виктор Котляров.

Исследователь мечтает найти эти тайные тропы и тоннели, и если они реально существуют, тогда и дорогу через Большой Кавказский хребет к морю осталось бы только модернизировать.

 
Татьяна МАМХЯГОВА
 

Комментарии

Костя (не проверено)
Аватар пользователя Костя

Интересно было почитать. Будем надеяться, что в ближайшем будущем все же появится путь "напрямую" из Ставрополья к морю.

Вася (не проверено)
Аватар пользователя Вася

скорей бы уже

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

А почему горную дорогу собираются строить с китайцами?- что- в России нет своих специалистов ?При чем здесь китайская строительная корпорация- может- это- завуалированная попытка вывода российских денег за рубеж- ведь свои строительные корпорации уже частично простаивают и начинают сокращения рабочих в связи с тем, что в стране снижаются объемы строительства- а здесь - собираются аж на 9 лет обеспечить Китай объемами работ!!! Возможно- поэтому решение вопроса не сдвигалось с мертвой точки- потому что искали зарубежного подрядчика, игнорируя своих, российских! А то- что местные старожилы не спешат раскрывать тайны внутригорных переходов- они же считают горы своей территорией, принадлежащей местным народностям и чужие им там не нужны- т.к. тут же использование этих переходов будет кем- нибудь поставлено на коммерческую основу для обогащения какого- нибудь предприимчивого деятеля. А в целом- статья очень интересная и познавательная.

Галакси (не проверено)
Аватар пользователя Галакси

Всё правильно вы видите какие у нас дороги!?

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях


 

Применение магнитов в быту

Многие из нас в детстве игрались кусочками магнитов, даже не предполагая, насколько они могут оказаться полезными в быту, учебе или в профессии.

Различают два вида магнитов – ферритовые и неодимовые, и все они одинаково полезны в быту. Различие заключается в огромной силе притяжения, которой обладают неодимовые изделия. Они прочно зафиксируют на металлических поверхностях даже тяжелые плакаты или карты, не отлетая при их вывешивании.

В хозяйстве все сгодится, поэтому бережливый хозяин никогда не выбрасывает полезные вещи и пополняет свою коллекцию новыми инструментами, предметами или устройствами. Среди разных полезных приспособлений или предметов особенно следует выделить магнит, который сегодня широко используются быту.

Например, автовладельцы могут закрепить магнитом на своих машинах разные изделия – это может быть антенна, которая надежно фиксируется на металлические поверхности с помощью неодимового магнита. Даже при тряске или резких поворотах она не отвалится и не упадет. Иногда водителям нужно закрепить какую-либо табличку с важным для них графиком или показателями. Для этого также пригодится магнитный фиксатор.

Сферы использования магнитов

Кроме автомобилистов, магниты очень нужны домохозяйкам. Сегодня практически в каждой кухне можно встретить магнитные подставки или держатели. На таких подставках заботливые хозяйки оставляют ножи или другие кухонные металлические принадлежности.

Изготовить держатель можно самостоятельно, без чьей-либо помощи. Для этого потребуется магнит, который можно заказать в интернет-магазине Озон, и инструменты. В стенке дрелью легко просверлить отверстия. Затем туда устанавливают крепеж. Остается лишь зафиксировать магнит, и подставка готова. Аналогичные держатели используются для размещения и хранения:

  • смартфонов;
  • металлических крепежных элементов, таких как гвозди или саморезы;
  • тяжелые карты/плакаты;
  • инструменты;
  • гаражные принадлежности.

Неодимовые или обычные магниты широко используются в сельскохозяйственных нуждах и пчеловодстве. Некоторые пчеловоды считают, что магнит способен улучшить самочувствие пчел и увеличить количество производимого ими меда. А в сельском хозяйстве магнитное поле способствует быстрому росту рассады.

Отличный поисковик

Предусмотрительный автомобилист всегда имеет в своем гараже пару магнитов. Из них изготавливают так называемую нерассыпайку. Это пластиковая емкость с магнитом на дне, куда на хранение сыплют мелкие металлические детали, крепеж или другие изделия. Из подобных баночек ничто никогда не исчезнет. А если пропадет маленькое, незаметное для невооруженного глаза металлическое изделие, в этом случае на помощь придет неодимовый или обычный магнит. Нужно лишь провести по поверхности магнитом, и он быстро притянет исчезнувшую вещь. Поэтому такие изделия широко используются в поисковых работах, когда теряется важная деталь из металла.

Образовательная сфера

В школах часто используются крепеж с магнитом, позволяющий фиксировать плакаты на металлических поверхностях. Аналогичным образом происходит и демонстрация учебных карт. Учитель крепит их к металлической поверхности, используя для этого небольшие кубики. Неодимовые магниты, в отличие от ферритовых аналогов, не слетают под воздействием большого веса демонстрируемых материалов. Сила притяжения таких изделий гораздо выше, чем у обычных магнитов. Несколько изделий из неодима могут выдержать вес до 100 кг.

Оформление расчетно-кассового обслуживания в банке

Для ведения и развития бизнеса, каждый индивидуальный предприниматель должен иметь расчетный счет в банке. Он необходим для взаиморасчетов безналичным способом. Не запрещено вести деятельность используя расчеты наличными, но в этом случае действуют некоторые ограничения, которые не позволяют бизнесу развиваться. Поэтому в интересах ИП или ООО оформить расчетно кассовое обслуживание в банке (РКО). Данная услуга платная и предусматривает ежемесячную абонплату, а также дополнительное удержание определенного процента от суммы каждой транзакции. Но с учетом открывающихся возможностей для развития бизнеса, подобные затраты вполне оправдывают себя.

Что дает предпринимателю РКО

Первое, что получает предприниматель – возможность совершать операции на сумму свыше 100 тысяч рублей. Это позволяет увеличить товарооборот фирмы и поднять авторитет в глазах партнеров и клиентов. Сегодня мало кто желает рассчитываться наличными, так как выполнить перевод с одного расчетного счета на другой гораздо проще. Из других преимуществ следует отметить:

  • Списание с расчетного счета зарплаты сотрудникам.
  • Выпуск пластиковых карт с привязкой к расчетному счету.
  • Зачисление денег на счет с любых направлений и обратно.
  • Возможность выполнять финансовые операции через мобильное банковское приложение.

Данные услуги доступны любому ИП, независимо от товарооборота.

Зачем нужен эквайринг

Для крупных организаций, открытие РКО позволяет подключить услугу банковского эквайринга. Это дает возможность практически полностью отказаться от оборота наличных средств. Данная услуга предусматривает прием платежей за услуги или товары с пластиковой банковской карты, через платежные терминалы. Это предложение только для крупных компаний, которые имеют финансовую возможность для установки в торговых точках специального оборудования. При оплате картой через терминал, деньги сразу зачисляются на расчетный счет.

Также эквайринг доступен и для интернета, где держатели пластиковых карт могут расплатиться за товары и услуги онлайн. Заполнив форму транзакции, пользователь может оплатить товар и получить чек в электронном виде. В интернет-эквайринге действуют некоторые ограничения. В частности, такая услуга доступна только тем компаниям, которые ведут деятельность в соответствии с требованиями международных платежных систем. Также требуется правильно оформленная торговая площадка в интернете.

Акционерное Общество "Тинькофф Банк"
ОГРН 1027739642281
город Москва, 1-Й Волоколамский проезд, 10-1.