Поиск на сайте

 

 

История. Открытия.Личности
Рубрику ведёт кандидат химических наук Александр ЛЕОНТЬЕВ 

 

Триумф. Воля. Инновации

 
Успешное проведение зимних Олимпийских игр в Сочи стало возможным во многом благодаря использованию зарубежного опыта и технологий.
Многие из россиян, побывавших в Сочи на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх, высказывались позже в социальных сетях, что здесь-де они увидели Россию, которой хочется гордиться и которую хотели бы оставить своим детям. Страну, где суперсовременные вокзалы и автомобильные развязки соседствуют с отлаженной работой полиции и городских служб, а радушие и доброжелательность излучают не только интуристы и волонтеры, но и рядовые чиновники и уличные прохожие.
Время покажет, сохранит ли Сочи этот «цивилизационный» задел или присущая ментальности россиян определенная «суровость» возьмет здесь верх уже с наступлением нового курортного сезона. Как бы то ни было, если праздничная атмосфера и безупречная организация прошедших Олимпийских игр целиком отечественная заслуга, то техническую составляющую этого грандиозного спортивного события в значительной степени обеспечили зарубежные технологии и опыт.
В условиях, когда сегодня, с одной стороны, обсуждаются санкции и меры по международной изоляции России, а с другой - раздаются залихватские призывы стоять до последнего и опираться только на собственные силы, «Открытая» предлагает вспомнить, как знания и экспертиза людей из самых разных стран мира сделали возможным проведение первых в истории современной России Олимпийских игр.
 
Жаркие. Зимние. Твои
 
Немногие, наверно, знают, что игры в Сочи вошли в историю как первые «углерод-нейтральные» олимпийские состязания. Другими словами, все то количество парниковых газов (примерно 360 тыс. тонн), что образовалось в результате путешественнической активности сотни тысяч отечественных и иностранных туристов, спортсменов и зрителей, было компенсировано внедрением энергосберегающих технологий и материалов при строительстве олимпийских объектов.
Решающая роль здесь принадлежит американскому химическому гиганту «Дау Кемикал», одному из официальных международных спонсоров Сочинской Олимпиады. Коммерческие продукты этой всемирно известной международной корпорации использовались как при возведении большинства спортивных сооружений горного и прибрежного кластеров, так и при модернизации многих сопутствующих инфраструктурных объектов (электростанции, дороги, гостиницы и т.д.) на территории Сочи и Краснодарского края.
Так, например, в ледовом дворце «Большой», принимавшем хоккейный турнир, разработки «Дау Кемикал» нашли применение в системах кондиционирования и создания льда (высокоэффективный некоррозийный хладогент), сетях электроснабжения (надежная, увеличенного срока службы изоляция силовых кабелей), при оборудовании зрительного зала (мягкая полиуретановая пена для сидений), в процессе заливки цементных полов (добавки, улучшающие свойства строительных смесей) и внешней отделке стадиона (антикоррозийные покрытия, защищающие конструкции от влажного морского воздуха).
Не менее широко эти и другие продукты и технологии американской компании использовали наши инженеры и строители при возведении остальных объектов в рамках подготовки к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи. Стоит заметить также, что для самой ледовой арены международная кооперация не заканчивается на «Дау Кемикал».
Так, при остеклении этого напоминающего застывшую каплю хоккейного стадиона было использовано мультифункциональное стекло компании «Гардиан Индастриз» (США), в котором специальное напыление из серебра снижает утечку тепла из здания зимой и защищает его от жары летом.
В свою очередь, купол ледовой арены был изготовлен из сложной формы гнутых алюминиевых панелей по так называемой кровельной технологии «калзип» от европейского подразделения индийской сталелитейной компании «Тата Стил». Всю электрическую «начинку» стадиона обеспечил шведско-швейцарский энергетический концерн «АВВ», а внутренняя отделка Дворца спорта потребовала сотни тысяч квадратных метров гипсокартонных плит и десятки тонн сухих строительных смесей с российских предприятий немецкой компании «Кнауф».
Можно предположить, что использование высококачественных, но импортных материалов и технологий и стало одной из причин, по которым строительство этой 12-тысячной ледовой арены обошлось в столь круглую сумму – по официальным данным, примерно в 9,9 млрд. рублей (300 млн. долларов). Стоимость одного зрительского места здесь, таким образом, составила порядка 825 тыс. рублей (цена приличной иномарки!), что ориентировочно в 2,5 раза выше, чем затраты на строительство аналогичного класса стадионов за рубежом.
 
Властелины снега
 
Как мы сегодня знаем, организаторы Сочинской Олимпиады, ставшей самой теплой в истории зимних игр, в целом избежали серьезных проблем с проведением того же биатлона или скоростного спуска. Во многом это результат предусмотрительности российской стороны, заранее рекрутировавшей ряд финских, канадских и американских компаний, специализирующихся на создании и сохранении снега.
Так, за два года, предшествующих Олимпиаде, «СноуСекьюре» из Финляндии задействовала сотни человек персонала и свыше полутысячи снежных пушек, чтобы создать запас из 710 тыс. кубических метров искусственного и натурального снега.
Больше половины его (450 тыс. м3), распределенного по 14 огромным кучам на территории горнолыжного комплекса «Роза Хутор» и укрытого от солнца под специальными теплоотражающими «одеялами», благополучно пережило субтропические условия хранения, став, таким образом, своего рода страховкой на случай аномально малоснежной зимы.
В свою очередь, другая финская компания «Сноу-Джен» на пару с канадцами из «АйсДжен» принесли в Сочи свой опыт и знания по созданию искусственного снега в условиях плюсовых температур. Последнее оказалось весьма кстати – во время проведения отдельных состязаний (прыжки с трамплина, лыжные гонки) температура воздуха в районе горного кластера достигала +14°С.
 
Добра - навалом
 
Из 10 главных международных спонсоров Олимпийских игр в Сочи шесть представляли собой американский континент («Дженерал Электрик», «Дау Кемикал», «Виза», «Проктер энд Гэмбл», «МакДональдс», «Кока-кола»), а оставшиеся четыре - Азию («Панасоник» и «Самсунг») и Европу («Атос» и «Омега»).
Предполагается, что за право быть в этой десятке каждая из этих компаний приняла на себя обязательство потратить порядка 100 млн. долларов деньгами, услугами или товарами в предшествующие Олимпиаде 4 года. Так, например, подразделение американской «Дженерал Электрик», специализирующееся на производстве медицинского диагностического оборудования, полностью оснастила своей продукцией две поликлиники горной и приморской зон.
Благодаря новейшим компьютерным томографам, цифровым рентгеновским аппаратам и ультразвуковым ЗD-сканерам и т.д. участники Олимпийских и Паралимпийский игр и их тренерские штабы могли прямо на месте и в считанные минуты получить всю информацию о состоянии здоровья спортсмена.
Кроме того, известная более как производитель сложного промышленного оборудования (локомотивы, авиационные двигатели и т.д.), «Дженерал Электрик» участвовала и в обеспечении энергетической безопасности сочинских игр.
Производимые ею газовые турбины (2х98 мВт) нового поколения (работающие по сложному термодинамическому циклу) были установлены на Джубгинской теплоэлектростанции (Краснодарский край). На сегодняшний день эти установки являются наиболее экологически чистыми источниками получения электрической энергии в России.
Благодаря же особенностям их конструкции (выход турбин на полную мощность менее чем за 10 минут) Джубгинская ТЭС стала ключевым элементом энергосистемы края, создавая резервы мощности и покрывая пиковые нагрузки потребления электричества как на время Олимпиады, так и на годы вперед.
 
Победа России
 
Не вызывает сомнений, что модернизация инфрастуктуры целого региона стала видимым, осязаемым наследием прошедших в Сочи Олимпийских игр. Меж тем, не умаляя заслуг нашей страны, положившей значительные силы и средства на то, чтобы все прошло гладко, следует честно отдать должное и нашим зарубежным партнерам.
Без их навыков, умения, готовности помочь первые российские Олимпийские игры вряд ли бы получились настолько красочными и высокотехнологическими.
 
Александр ЛЕОНТЬЕВ


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий