Поиск на сайте

Один из ведущих фотожурналистов Ставрополья Владимир Малышенко отмечает 75-летний юбилей

 

Профессия фотокорреспондента, наверное, одна из самых удивительных и непредсказуемых – успеть поймать «скрытой камерой» мгновение, которое уже никогда не повторится, а через некоторое время станет историей.
Живет в Ставрополе такой человек, который всю жизнь не расстается с фотокамерой и много лет проработал фотокором ведущих изданий страны и края – «Московской спортивной недели», «Советского спорта», «Ставропольской правды». А после ухода на пенсию продолжает делать потрясающие художественные снимки. Зовут этого удивительного фотографа Владимир Михайлович МАЛЫШЕНКО.
27 октября ему исполняется 75 лет, и перед его днем рождения мы пообщались с ним в редакции «Открытой». Смотрели снимки – нынешние работы Владимира Михайловича, черно-белые газетные фотографии, кадры, сделанные еще в студенческие годы...

 

– Владимир Михайлович, а когда вы начали фотографировать?
– С детства! Мне родители в семь лет подарили первый мой фотоаппарат «Любитель», я тогда уже в школе учился. Начал сразу же все снимать, и стало интересно – как же получаются эти картинки? Я снял заднюю крышку с пластмассовой камеры, чтобы увидеть, как продвигается пленка, тогда ж еще не знал, что засвечу кадры... Как и то, что пленку нужно проявлять в темноте. Первый блин комом, ну а дальше – понеслось!
И любовь к журналистике, кстати, тоже проснулась в школьные годы. После землетрясения из Узбекистана к нам приехала сестра матери вместе с сыном. Помню, как я его сфотографировал в тюбетейке вместе с другом. Фото получилось хорошее, тематическое – тут и дружба, и гостеприимство, и ребята с портфелями перед школой. Мой снимок опубликовали в областной газете «Ленинское знамя» на первой полосе! Так вот начинался мой путь фотокора...
– После школы вы поступили в Московский институт физической культуры им. Сталина. А почему же сразу не на журфак, например?
– Спорт – это еще одно мое увлечение. Я играл в волейбол за сборную края. И как раз в студенческие годы еще больше «заболел» фотожурналистикой. Особенно мне нравилось снимать спортивные события. Начал сотрудничать с «Московской спортивной неделей» и популярной тогда газетой «Советский спорт».
Пробовал после института поступить в аспирантуру – не вышло, и я вернулся на родину, в Карачаево-Черкесию, которая тогда еще входила в состав края. Начал работать по профессии – педагогом физического воспитания, параллельно сотрудничал с краевыми газетами. Меня пригласили работать в Ставрополь, в газету «Молодой ленинец», а чуть погодя в «Ставропольскую правду», где я проработал больше двадцати лет.
– А какие у вас любимые темы?
– Мне всегда нравился спорт. Любил фотографировать еще сельских тружеников. Уже на пенсии появился интерес к медицине, начал делать снимки для «Медицинской газеты»...
А вообще, что только не приходилось снимать и где я только не был! Я был рекордсменом в своей редакции по количеству командировок. Слова из известной песенки журналистов «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете» стали моим девизом по жизни. Я всегда горел, интересовался новым, развивался... Ведь главное в нашем творческом деле – это хорошее настроение и желание «поймать кадр»! Без этого никак.
– С нынешней техникой фотографам намного проще. Отснял, на компьютере обработал снимок – и сразу сдал в номер. А как тогда вам приходилось работать?
– Действительно, с современными возможностями аппаратуры работать одно удовольствие! А тогда в редакции была специальная фотолаборатория. Сфотографировал и спешишь проявлять. Все ж на пленку делалось. Тут же и ретушер на подхвате. Это сейчас в фотошопе можно и галстук повернуть как нужно, и убрать лишние детали...
Или вот, к примеру, не было вспышки. А меня начальство отправило ночью фотографировать, и делай тут что хочешь! Приехали как раз болгары из города-побратима Пазарджика. Пришлось включить смекалку – фотографировал встречу русских ребят и болгар под фонарем... Так же бывало и во время ночной уборки зерновых в полях. Со штативом работал, просил комбайнеров подсвечивать мне фарами.
– А какие съемки были самыми сложными и ответственными?
– Перед 1 мая и 7 ноября! Снимки сразу шли в номер. Я быстренько фотографировал, приезжал в редакцию и закрывался на ключ в лаборатории, чтобы никто не мешал. Потому что время праздничное, кто-то мог зайти, отвлечь... А уж после работы шел с чистой совестью праздновать со всеми.
– Владимир Михайлович, а чем все-таки различаются фотограф и фотокорреспондент?
– Фотограф, например студийный, статично выстраивает картинку и спокойно делает свою работу. Он может повторить нужный ему кадр, если не получился предыдущий... Другое дело – работа фотокорреспондента. Нужно работать здесь и сейчас «скрытой камерой», потому что вот оно, мгновение, к примеру, директор завода перерезает красную ленту, и больше оно не повторится.
– Вы и сейчас продолжаете снимать пленочными камерами? У молодежи это вдруг стало популярным...
– Сейчас я стараюсь шагать в ногу со временем и фотографирую на цифровой зеркальный Nikon. Пленочным фотоаппаратом уже не пользуюсь. Мне нравится делать художественные снимки – этюды, появилось больше свободного времени, которого порой так не хватало раньше. И продолжаю, кстати, до сих пор участвовать в конкурсах. Ведь это здорово – знать, как оценивают твое мастерство со стороны!
Вот недавно моя фотография «Бабье лето» победила на конкурсе, посвященном Дню города.
– Что вы можете посоветовать нынешним фотографам-любителям и профессионалам?
– Любить фотографию и удивляться! Не беззвучно щелкать кадры, как семечки, а с душой. Ведь фотографирует, в первую очередь, сердце автора. Современная техника, конечно, количественно увеличила фотовозможности, но в чем-то снизила культуру фотодела...
Поэтому советую учиться, участвовать в конкурсах, публиковаться. И не забывать про хорошее настроение и свободу, без которых ну никак в творческой профессии нельзя!

 

Беседовала

Виктория СЕРЕДА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях