Поиск на сайте

Так напутствуют посетителей необычной выставки, открывшейся в Ставрополе: на ней  «ожили» сделанные пятьсот лет назад изобретения Леонардо да Винчи, имя которого до сих пор овеяно мифами

 

Просвещение

Автор «Моны Лизы» любил морги

В Ставропольском музее изобразительных искусств открылась выставка «Механика Леонардо да Винчи». Имя итальянского живописца знают, без сомнения, все. Без труда вспоминаются бессмертные «Тайная вечеря», «Дама с горностаем» и «Мона Лиза».

А еще все знают, что да Винчи был мастером на все руки – не только художником, но еще и инженером, геологом, анатомом и даже кулинаром... После него остались не только картины, но и десять «Кодексов». Так он называл сборники своих зарисовок и письменных набросков, посвященных самым разным темам.

Например, 153-страничный «Виндзорский кодекс» составлен из анатомических набросков, сделанных да Винчи в моргах и вивариях Флоренции (изучал он анатомию не только человека, но и лошадей и других животных).

Кстати, именно он впервые предложил рисовать кровеносные сосуды, ветвящиеся вокруг мышц и костей, легкими, как бы полупрозрачными, штрихами – этот прием в анатомических атласах используется до сих пор.

А 16-страничный «Кодекс о полете птиц» родился из наблюдений пытливого натуралиста за пернатыми: кстати, да Винчи был первым, кто отметил, что центр массы летящей птицы не совпадает с центром давления.

Но больше всего набросков посвящены инженерным изысканиям. Сейчас тысячи страниц манускриптов хранятся в музеях по всему миру. Несколько веков они интересовали ученых скорее как исторический артефакт. Но последние пару десятилетий умельцы по всему миру решили воплощать в жизнь смелые задумки да Винчи – для реализации которых в XV столетии не было ни технологий, ни материалов.

Одним из таких людей стал крымчанин Алексей Якушечкин, физик по образованию. Он работал в фирме, производящей развлекательные автоматы, и у него родилась идея воплотить в жизнь чертежи да Винчи. Первая выставка открылась в Симферополе в конце 2013 года, и с тех пор побывала в десятках городов России.

Почему это люди не летают, как птицы? Летают!

– При жизни гения его многостраничные кодексы оказались невостребованными, а ведь да Винчи на несколько столетий опередил инженерную мысль. Но у него было и огромное количество ошибок в конструкции механизмов, необходимо было находить и исправлять их, – рассказывает Якушечкин.

Живший пятьсот лет назад флорентиец действительно придумал множество механизмов, которые до сих пор используются в разных сферах техники: от автомобилестроения до часового и оружейного дела.

Считается, что да Винчи придумал десятки, если не сотни механизмов и приборов: спасательный круг, прожектор, акваланг, пулемет, шарикоподшипник, вертикальный домкрат (тот самый, что сегодня есть у каждого шофера), понтонный мост и даже устройство для наматывания нитки на катушку.

Изобретений так много, что некоторые исследователи до сих пор сомневаются, что все они действительно принадлежат пытливому уму да Винчи.

Придумал он и несколько измерительных приборов: скажем, анемометр (сила ветра), гигрометр (влажность воздуха) и даже инклинометр (угол наклона летательного аппарата относительно линии горизонта).

Едва ли не самое известное изобретение да Винчи – ornitottero, или «птицелет». Проводя много часов в наблюдениях за парящими птицами, гений решил и человека снабдить крылом. Правда, сконструировать настолько легкий птицелет, чтобы он мог воспарить, удалось лишь в 1980-х годах...

А вот парашют, который придумал да Винчи (он не похож на современный, а скорее напоминает гигантскую пирамиду высотой с двухэтажный дом) удалось сконструировать лишь в 2000 году. Британский спортсмен Эдриан Николас сумел спрыгнуть с ним с высоты в три километра в Южной Африке. Причем, как потом признавался Николс, в отличие от современных парашютов, «парус» да Винчи спускался очень плавно и медленно, без раскачиваний.

– Чтобы спроектировать такой парашют, понадобился один из величайших умов в истории. И еще пятьсот лет, чтобы отыскать человека, способного совершить такой безрассудный полет, – шутил потом Николас.

Вечный двигатель и прогулки по воде

Европа, в которой жил да Винчи, в XV столетии постоянно воевала. Поэтому неудивительно, что гений много времени тратил на создание боевых механизмов.

Например, он был автором идеи танка – в его манускриптах он выглядит как движущаяся на колесах круглая башня, из которой палят из пушек по врагам.

Приводилась бы она в движение за счет мускульной силы экипажа из восьми человек, вращавшей колеса. Идеи да Винчи обогнали свое время на четыреста лет: впервые бронированную машину использовали во время Первой мировой войны.

Также да Винчи придумывал различные конструкции катапульт, осадных башен, боевых кораблей (один из них, по задумке, должен быть снабжен гигантским серпом, который бы срубал мачты кораблей противника).

Правда, далеко не все задумки да Винчи удалось воплотить в жизнь. Скажем, предлагал он сделать устройство для передвижения солдат по воде: для этого на ноги нужно было надеть ботинки с наполненными воздухом мехами. Но это нереально.

Пытался да Винчи построить и вечный двигатель (впрочем, как и другие ученые его времени, еще не знавшие закона сохранения энергии). Неудачно, конечно...

Работающая в Ставрополе выставка интересна и взрослым, и детям. Экспонаты не только можно, но и нужно трогать и двигать. Как иначе поймешь, как работает деревянный подшипник или крутится маховик? Те, что помладше, впервые в жизни познакомятся с подобными механизмами, а кто постарше – освежат в памяти школьный курс физики.

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях