Поиск на сайте

 

 

Среди Мамайского леса, удивляя своей красотой, величественно застыл Немецкий мост
 

Автобусом или маршруткой №27 по направлению к Демино доезжаем до последних дачных домиков, заходим в Мамайский лес и движемся в сторону искусственно посаженного столетнего соснового леса, откуда до Немецкого моста рукой подать. Можно спуститься к речке Мамайка-2 и дальше по течению вниз – так уж точно не промахнешься.
Это гигантское архитектурное сооружение длиной 87 и высотой 20 метров дугой перекинуто через небольшую речушку. Мост опирается на пять больших опор, между которыми зияет пустота. Строительство моста началось в начале ХХ века, когда Кубанская область искала выход к Черному морю.
В 1903 году последовало Высочайшее разрешение на строительство железнодорожной линии от Армавира до Туапсе – нового порта России на Черном море. Спустя пять лет было создано акционерное общество, возглавляемое инженером путей сообщения статским советником Петром Николаевичем Перцевым.
А в 1910-м создается Железнодорожная комиссия, цель которой – соединить Армавиро-Туапсинскую железную дорогу со Ставрополем. Еще год спустя Департамент железнодорожных дел утвердил смету на сооружение новой линии: Армавир – Ставрополь – Петровское (в настоящее время Светлоград) с ветками на Благодарное (Благодарный) и Винодельное (Ипатово). Общая протяженность пути составила 334 версты, а проектная стоимость едва уложилась в 26 млн. рублей.
От Ставрополя до Армавира трасса в 114 верст проектировалась немецкими инженерами (отсюда и название моста). Это был самый сложный участок, где каждая верста обходилась в 80 и более тысяч рублей. 
В 1913 году было завершено строительство Армавиро-Туапсинской ветки железной дороги, а в 1916-м она была открыта на всем протяжении. К морскому порту Туапсе сразу пошли составы со ставропольской пшеницей, которую царское правительство продавало на Запад. 
Но вскоре началась Первая мировая война, сообщение с заграницей по Черному морю было прервано прорвавшимися туда через Дарданеллы немецкими броненосцами «Бреслау» и «Гебен».
Во время Гражданской войны Туапсинская железная дорога использовалась в военных целях, по ней курсировали бронепоезда Добровольческой армии и красных. Материал о бронепоездах Добровольческой армии был собран после окончания боевых действий юнкером А.А. Власовым, который сам воевал на южном фронте. Эти сведения публиковались в русском эмигрантском журнале «Военная быль» в Париже в 1969-1971 годах.
Вот некоторые сведения о бронепоездах белых, действовавших на участке Ставрополь – Армавир.
В 1918 году был сформирован тяжелый бронированный поезд №5, получивший название «Единая Россия». Примерно в это же время сформирован легкий бронепоезд №2 (впоследствии «Генерал Корнилов»), который участвовал в боях под Ставрополем. А следом появился бронепоезд под названием «Морская батарея №2» (впоследствии легкий бронепоезд «Дмитрий Донской»), укомплектованный в основном офицерами – моряками и летчиками.
В Гражданскую войну железная дорога во многих местах была разрушена. Но если в дальнейшем участок дороги от Армавира до Туапсе был восстановлен, то отрезок между Ставрополем и Армавиром оказался утерян навсегда. При этом рельсы и шпалы использовали при строительстве участка Петровское – Благодарное, открытие которого состоялось в 1928 году.
Однако, несмотря на время, от бывшей «железки» осталось несколько мостов и просевшие от времени насыпи. На одном из них, называемом Немецким, сегодня нередко можно встретить альпинистов, спасателей и просто туристов.
Любопытно, что на мосту полным ходом идет карстовый процесс (растворение под воздействием воды горных пород с изменением их рельефа). На опорах видны пятна природной извести (лунное молоко), вымываемой дождем из известняка-ракушечника. А на карнизах стали расти сталактиты. Длина некоторых из них достигает десяти (!) сантиметров.
Если учесть тот факт, что рост одного сантиметра происходит за 10 лет, а мосту нет еще ста лет, то это намного быстрее, чем в карстовых пещерах.
Рядом с мостом есть места для ночевок. Если вы решили подольше побыть в этом природно-историческом уголке Мамайского леса, не откажите себе в удовольствии –  оно стоит того.

 

Василий ГААЗОВ,
Марина ЛЕЦ,
краеведы

 

Владимир03 февраля 2014, 15:55

Железнодорожное движение Петровское-Благодарное торжественно открыто 7 ноября 1927 года. Источники: Забелин В.М. Благодарный - сопричастность к мировой истории. Ставрополь, АГРУС. 2013, 320 с.

 

Алина03 августа 2012, 10:30

Спасибо-статья- как глоток свежего воздуха для души.



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий